Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Технология.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
« 2балла » - оцениваются творческие рисунки;
« 1балл - малотворческие;
«0 баллов» - нетворческие.
Итак, оценивая работы по приведенным выше критериям, мы можем представить их количественный анализ в таблице для проверочной и исследовательской групп.
Таблица. 3
Методика «Неполные картинки» Дьяченко О.М.
Результаты диагностики по выявлению уровней воображения
в проверочной и исследовательской группах.
Группа Уровень | Проверочная группа | Исследовательская группа |
Высокий | 8% | 5% |
Средний | 49% | 42% |
Низкий | 43% | 53% |
Результаты показали, что из 16 учащихся проверочной группы 43% младших школьников имели низкий уровень воображения, 49% - средний уровень и 8% - высокий уровень воображения. В этой группе трудности были вызваны рядом форм, таких как ломаные линии. Многие ученики просили о помощи и просили подсказать, что это может быть. Тем не менее, большая часть задачи была выполнена в формах, содержащих круг. Дети более четко выражают в своих рисунках то, как они видят готовую фигуру.
Результаты в исследовательской группе показали, что из 16 учеников- 53% детей младшего школьного возраста класса 4 «Б» имеют низкий уровень развития воображения, 42% - средний уровень и 5% - высокий уровень развития воображения. В этой группе трудности были вызваны рядом фигур, таких как ломаные линии и квадрат. Ученики часто не понимали, что это за фигура, в конце концов, обращаясь за помощью или подсказками. Наиболее часто рисовали виды сверху - тарелки, столы и другие предметы домашнего обихода.
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию воображения у учащихся средствами учебного предмета (технологии)
На формировочном этапе работа проводилась в исследовательской группе (4 класса «Б» МОУ СОШ № 56 города Волгограда) с добавлением нетрадиционных приемов рисования, игровых приемов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к традиционной программе (УМК «Школа России» Б.М. Неменского). Проверочная группа работала в соответствии с действующей стандартной программой. На основе этой программы был разработан набор задач для образовательного предмета технологии, включая использование игровых технологий, нетрадиционных методов рисования и использование ИКТ.
Задание первое.
Цель: подготовить учащихся к игровой работе, включение нестандартной работы в учебный процесс. Из-за того, что четвероклассники еще не в полной мере контролируют свои эмоции и чувства, использовать игровую форму работы на первом этапе будет нелегко.
На первом этапе урока мы проводим разминку игры «Узоры».
На столах учеников лежат конверты с геометрическими фигурами, вырезанными из картона (овал, круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Предлагаем ученикам собрать из фигур животное, предмет, снаряжение, человека. Каждый озвучивает то, что он сделал. После того, как все фигуры названы, мы просим назвать геометрические фигуры (из которых они сложили узор), которые имеют три угла. Учащиеся приходят к выводу, что такая фигура является треугольником. Затем мы играем в игру «Назови это». Правила просты: каждый ученик, на которого падает выбор (учитель указывает), должен сказать, какие предметы в нашей повседневной жизни имеют форму треугольника. Ученики выдвигают свои собственные ответы. Небольшая трудность ставит вопрос о том, где в повседневной жизни мы используем треугольник, но учащиеся справились с заданием [18].
Задание второе.
Разделите учащихся на группы, каждой группе показывается картинка (висит на доске) с изображением определенной геометрической фигуры. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти в классе предметы, содержащие геометрические фигуры, а затем нарисовать их. В игре «Найди меня" не было никаких трудностей или недоразумений [42].
Задание третье.
В организационный момент урока мы уточняем правила поведения, после чего следует дидактическая игра “Собери картинку”. Учащимся предоставляется побудительный материал с упрощенными схематическими изображениями: три полу-картинки (корова, собака, свинья). Ребенок должен будет завершить каждый рисунок так, чтобы получилась полная картина. Раскрашивает по желанию. Далее мы разбираем картинки на детали, то есть на то, что лежит в основе материала (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Далее переходим к теме урока.
Задание четвёртое.
Разделите класс на 2 группы. Каждой группе предлагается половина ватмана. Задача каждой группы - нарисовать дерево
, которое будет выглядеть не так, как все другие известные деревья. На нем могут расти конфеты, пироги, мороженое и т. д. Все зависит от воображения группы учащихся. В конце каждая группа представляет свое собственное дерево и рассказывает о том, где оно растет, как ухаживать за ним и др. В ходе этого процесса каждый ученик предлагал достаточное количество идей, и между детьми возникает спор о том, кто будет рисовать все это. Но капитаны команд быстро пришли к выводу, что обязанности будут распределены между всеми, каждый член группы работал, выполняя свою задачу [34].
Задание пятое.
Цель: научить учащихся работать в больших группах (6 и более человек). На этом этапе мы включаем учащихся в работу в больших группах с элементами игровых технологий [18].
Разделите класс поровну. Каждой группе детей дается определенный набор друдлов. Цель для каждой группы разгадать друдл. Это рисунок, который на первый взгляд выглядит как каракули, но если присмотреться, то можно увидеть предметы, силуэты, животных и т.д. Чем больше дети могут назвать и нарисовать, что такое каракули, тем больше они будут развивать свое воображение и творческое мышление. В этом уроке не было никаких трудностей. Дети были очарованы новым методом и необычным названием.
Задание шестое.
Разделите класс поровну. Два ватман бумаги предоставляются на доске. Для каждой группы задание: в цепочке, один за другим, учащиеся придумывают и затем изображают на бумаге, что является одним из элементов того, что приходило на ум. Следующий в цепочке пытается представить, что это могло бы быть, что предыдущий ученик хотел нарисовать, и пытается продолжить свой план, только с одним элементом. В ходе работы часто приходилось воссоздавать изначально задуманный образ, и дети стремились увидеть и понять, что именно другой хотел нарисовать. Задачи такого типа помогли не только развить воображение, но и помогли найти компромиссы и научиться соглашаться друг с другом [35].
Задание седьмое.
Ватман приколот к доске. Теперь задача ребят - объединиться в один большой коллектив и нарисовать то, чего нет - «Волшебное нечто». Самое главное, каждый учащийся должен быть вовлечен в это задание. В процессе работы учащиеся задавали уточняющие вопросы; особых сложностей не было. Каждый ребенок был вовлечен в работу, старался показать и проявить себя.
2.3. Выявление динамики развития воображения у учащихся средствами учебного предмета (технологии)
На проверочном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика и выявлена динамика уровней воображения у младших школьников. Наши исследования подтвердило, то, что воображение может развиваться благодаря направленной работе учителя.
Таблица. 4
«Словесная импровизация» по методике Немова Р.С.
результаты диагностики у исследовательской группы.
Уровни воображения | Результаты экспериментов Проверочная группа | Результаты экспериментов Исследовательская группа |
Высокий | 20% | 18% |
Средний | 55% | 51% |
Низкий | 25% | 31% |
Мы видим, что в исследовательской группе произошли изменения: число учащихся с высоким уровнем воображения увеличилось, средний уровень повысился, а число детей с низким уровнем воображения стало намного меньше.
Таблица. 5
«Изображение» по методике Немова Р.С.
результаты диагностики у исследовательской группы.
Уровни воображения | Результаты экспериментов Проверочная группа | Результаты экспериментов Исследовательская группа |
Высокий | 21% | 19% |
Средний | 60% | 59% |
Низкий | 19% | 22% |
Результат диагностики приводит к более яркому подтверждению нашей гипотезы. Количество учащихся с высоким уровнем воображения увеличилось, в то время как число с низким уровнем воображения уменьшилось.
Таблица. 6
«Неполные картинки» по методике Дьяченко М.О.
результаты диагностики у исследовательской группы.
Уровни воображения | Результаты экспериментов Проверочная группа | Результаты экспериментов Исследовательская группа |
Высокий | 25% | 21% |
Средний | 59% | 61% |
Низкий | 16% | 18% |
По результатам проведенного исследования было установлено, что в исследовательском классе (4 «Б») на проверочной стадии эксперимента
21% имеют высокий уровень воображения, 61% имеют средний уровень и 18% имеют низкий уровень. На рисунке 2 мы видим динамику улучшения уровня воображения до и после проверочного эксперимента. Мы видим, что количество учеников с высоким уровнем воображения увеличилось, равно как и число учеников со средним уровнем, a число учеников с низким уровнем воображения уменьшилось. Это говорит о том, что наш набор заданий был эффективным и помог учащимся раскрыться.