Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Технология.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2. Сравнение динамики уровней воображения до и после проверочного эксперимента в исследовательской группе.
На рисунке 3 мы видим сравнение проверочной и исследовательской групп после выполнения комплекса заданий по развитию воображения.
Рис. 3. Результаты уровней воображения у школьников в проверочной и
исследовательской группах после проведения комплекса занятий по развитию воображения.
Мы видим, что уровень воображения у учащихся в исследовательской группе улучшился. Количество учеников с высоким уровнем воображения увеличилось, и количество учеников со средним уровнем также увеличилось, в отличие от низкого уровня. Этот уровень учащихся, наоборот, имеет тенденцию к снижению, что, безусловно, хорошо, поскольку наш комплекс был направлен на повышение уровня воображения учащихся. Таким образом, мы видим, что количество учащихся, повысивших свой уровень воображения, доказывает, что работа, проделанная нами на уроках технологии, была эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе изучались особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников. Актуальность проблемы развития воображения у школьников обусловлена потребностью общества в творчески развитой личности. Миру нужны люди, способные нестандартно подходить к решению проблем. В основе человеческого воображения лежит психический процесс, который предполагает создание образов предметов и явлений.
В нашем исследовании развитие воображения у учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе учебной деятельности, организованной совместно с учителем.
В первой главе на основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития воображения детей младшего школьного возраста проведен анализ проблемы развития воображения школьников. Смысл уточняет значение понятия "воображение" у различных ученых; особенности проявления воображения у детей школьного возраста; показывает современные подходы, направленные на развитие воображения [16].
Неустанная работа воображения - это эффективный способ для школьника познавать и усваивать окружающий мир, возможность выйти за рамки личного практического опыта и важная психологическая предпосылка для развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо максимально эффективно использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие воображения возможно только тогда, когда создаются определенные условия, способствующие его формированию.
Такими условиями являются:
- самостоятельное решение учащимся задач, требующих максимального напряжения;
- предоставление учащемуся свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
- доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых;
- комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать воображение в начальной школе. Учебная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у учащихся. Во второй главе рассмотрены цели и задачи экспериментальной работы, описаны критерии и показатели оценки уровня развития воображения, проверена эффективность методов развития воображения учащихся на уроках технологии.
Базой опытно-экспериментальной работы стал 4 «A» и 4 «Б» классы МОУ СОШ № 56 Кировского района Волгограда» в количестве 32 человек. 16 учащихся в ПГ (4 «A») и 16 учащихся в ИГ (4 «Б»).
Выявлены последовательные этапы развития воображения у детей:
1. Установочный этап, целью которого является установление исходного уровня творческого воображения исследуемой группы детей;
2. Формировочный этап эксперимента, целью которого является развитие воображения учащихся с использованием нетрадиционных методик, ИКТ и
игр на уроках технологии;
3. Проверочный этап, целью которого является выяснение влияния эксперимента на уровень развития воображения учащихся.
На диагностическом этапе для определения исходного уровня сформированности воображения учащихся использовалась методика О.М. Дьяченко «Неполные картинки» и методики Р.С. Немова [38].
«Словесная импровизация», «Изображение». В данных методиках было несколько показателей
, определяющих уровень сформированности воображения ребенка:
- количественная продуктивность его деятельности;
- гибкость использования идей;
- оригинальность воображения.
На их основе были разработаны три уровня качества, по которым распределялся весь набор детских рисунков и рассказов: высокий, средний и низкий. Анализируя результаты, полученные на диагностическом этапе, была выявлена необходимость проведения специальной работы, направленной на развитие воображения учащихся. Для этого на формирующем этапе использовались занятия, направленные на достижение более высокого уровня развития воображения. Для окончательной диагностики использовались также методики Р. С. Немова «Словесная импровизация», «Изображение» и О. М. Дьяченко «Неполные картинки ».
Для сравнения результатов эксперимента на проверочном этапе использовались те же показатели и та же система уровней, что и на установочном этапе диагностики. Из анализа результатов проверочной диагностики видно, что воображение учащихся исследовательской группы значительно возросло. Положительные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении начальной и заключительной диагностики, указывают на возможности в процессе целенаправленного обучения повысить уровень развития воображения. Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу: использование образовательной программы в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения школьников [38].
Уровень воображения у учащихся повышается. Учащиеся активно включаются в игровые ситуации, легко осваивают новые нетрадиционные приемы, у них повышается интерес к учебному предмету "Технология".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаев У.Э. Роль изобразительного искусства в интеграционном подходе к образованию / У. Э. Абдулаев // Журн. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - № 43. – С. 222-225.
2. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать: кн. для учителя / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
3. Астахов, А.И. Воспитание творчеством / А.И. Астахов. – М.: 1986. – 159 с.
4. Белоцерковец, Н.И. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Н.И. Белоцерковец, Л.С. Кириллова // Журн. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2015. - №4. - С. 18-22.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский // Собр. соч. : в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. – Т. 2. – 400 с.
6. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 1969. – 346 с.
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
8. Величко Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко // Журн. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – т. 16. - №2-3. – с. 629-631.
9. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.— М.: Просвещение, 1982. – Т.2. – С. 436— 454.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. – Т.6.— 400 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1964. - 197 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.
13. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1969. - 245 с.
14. Гилфорд, Дж. Психодиагностика / Дж. Гилфорд. - СПб. : Питер, 2011 – 384 с.
15. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. / под ред. Н. Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
16. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — М.: Издательство Ленинградского университета, 1997 – 560 с.
17. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты / В. Д. Шадриков [и др.]. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.
18. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – с. 54-62.
19. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 384 с.
20. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. Г. Карпова // Журн. Омский научный вестник. – 2015. – Т. 136. - №2. – С. 137-139.
21. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. – Вып. 2. - С. 41.
22. Кондратьева, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Н. В. Кондратьева // Журн. личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. - Т. 50. - №3. – С. 99-102.
23. Коршунова, Л. C. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979.- 145 с.
24. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность: опыт методологического анализа познавательных функций воображения / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 180 с.
25. Куревина, О. А. Программа «Технология» // О. А. Куревина, Лутцева Е. А. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/sb_prog_2010_Tehnologiya.pdf (Дата обращения – 29.01.2020).
26. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. – 581 с.
27. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Гуманит, 2003. – 688 с.
28. Никифоров, О. И. К вопросу о воображении / О. И. Никифоров // Вопросы психологии. — 1972. — № 2.- С. 67-77.
29. Николаенко, Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. – СПб. : Речь, 2007. – 288 с.
30. Общая психология: учеб. / Скололова Е.Е. // под ред. Б. С. Братуся. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
31. Паранук С. К. Развитие воображения в творческой деятельности учащихся // С. К. Паранук // Журн. Актуальные аспекты современной науки. – 2016. – Т. 9. - №9. – С. 13-16.
32. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д, Я. Райгородский [и др.]. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2015. – 672 с.
34. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: https://www.eti-deti.ru/shkolnik/103.html (Дата обращения –0 2.02.2020).
35. Развитие воображения // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://syntone.ru/library/psychology_dict/razvitije_voobrazhjenija.php. (Дата обращения – 29.01.2020).
36. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо: пер. Е. Предтеченский, В. Ранцева. – СПб. : Тип, 1901. – 318 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
38. Талалаева, О.В. Диагностика уровня творческих способностей у младших школьников // URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/10551- tvorchestvo.html (Дата обращения – 28.01.2020).
39. Теплов. Б. М. Психология / Б. М. Теплов. – М. : Учпедгиз, 1953. – 121 с.
40. Тюрин, П. Т. Игровая методика развития воображения «Инициалы» / П. Т. Тюрин // Национальный психологический журнал. – 2012. – №2. – С. 144-150. 37.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: офиц. Текст, м-во образования и науки. Рос. Федерации.– М.: Просвещение, 2014. – 41 с.
41. Федорова, Т. В. Взаимосвязь мышления и воображения в процессе познавательной деятельности младших школьников / Т. В. Федорова // Журн. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. - № 4-5. – С. 1232-1238.
42. Шарова, О. М. Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л. В. Занкова // URL: Электронный ресурс. Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/1336 (Дата обращения – 29.01.2020).