Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Технология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, уникальность уроков технологии состоит в том, что они предоставляют учащимся возможность самореализации, проявления самостоятельности, развивают воображение и способность к творчеству.

Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит обучающим необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития, в том числе и воображения [25].


Глава 2. Эмпирическое исследование развития воображения у учащихся средствами учебного предмета (технологии)
2.1. Возможности психолого-педагогической диагностики уровней развития воображения у учащихся

Учебная программа в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов и тренингов для развития воображения. В первой главе исследования мы представили доказательства того, что воображение тесно связано с другими психическими процессами, такими как память, мышление, восприятие. В соответствии с гипотезой и целями исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включает три этапа:

- установочный;

- формировочный;

- проверочный [16].

Целью установочного эксперимента было изучение уровня воображения учащихся 4 "А" и 4 "Б" классов. Формировочный эксперимент предполагает работу над развитием воображения у учащихся на уроках технологии. Проверочный эксперимент направлен на выяснение динамики уровней воображения у учащихся 4 "А" и 4 "Б" классов. Для выяснения уровня развития воображения у школьников было организовано и проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 56 Кировского района г. Волгограда".

Всего в исследовании приняли участие 32 ученика, в том числе: 16 человек (4 "A") – проверочная группа (ПГ); 16 человек (4 "Б") – исследовательская группа (ИГ). Возраст учеников, проходящих эксперимент, составляет 10-11 лет.

Целью установочного эксперимента было изучение уровня воображения учащихся 4-х классов 4 «A» и 4 «Б». Формировочный эксперимент предполагает работу по развитию воображения учащихся на уроках технологии. Проверочный эксперимент направлен на установление динамики уровней воображения у учащихся 4 «A» и 4 «Б» классов. Для раскрытия уровня развития воображения у школьников было организовано и проведено исследование на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56 Кировского района

г. Волгограда».

Основными задачами исследования было проведение методики раскрытия уровней воображения младших школьников.

Исследовательская группа - дружная команда с позитивными и активными учениками. На промежуточном уровне усваивает учебный материал.

Целью экспериментальной работы на установочном этапе было изучение особенностей воображения и раскрытие уровней его развития у учащих



4" A "и 4" Б " классов МОУ СОШ № 56. На установочном этапе, исследования были выбраны 3 метода:

1) Немова Р. С. «Словесная импровизация»;

2) Немова Р. С. «Изображение»;

3) Дьяченко О. М. «Неполные картинки».

На основе этих методов были определены показатели, с целью дальнейшей аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития воображения у школьников: низкий, средний и высокий [17].
1. «Словесная импровизация» методика Р. С. Немова.

Цель: выявить уровень развития воображения у учащихся начальной школы. В течение 1-2 минут учащийся должен будет придумать любую историю, а затем пересказать ее. Этот метод оценивает скорость, оригинальность сюжета, изощренность сюжета, детализацию и эмоциональную окраску повествования сюжета.

Перед выполнением задания проводится подробный инструктаж о том, что требуется от ученика. Предметом рассказа может стать любая тема, которая интересует учащегося. Дополните его подробностями, расскажите нам, что вы испытываете [17].

В этой методике используется трехбалльная рейтинговая система - 0,1,2.

Оценка основана на пяти критериях:

  1. Необычные и оригинальные изображения.

  2. Скорость процессов импровизации.

  3. Глубина и утонченность образов.

4. Эмоциональность образов.

5. Богатая фантазия.

« 0 баллов » - устанавливают, когда знак практически отсутствует в истории.

« 1 балл » - есть знак, хотя он слабо выражен.

« 2 балла » - есть знак, значительно выраженный в рассказе. Также, если у ученика нет сюжета за минуту, экспериментатор должен подсказать сюжет, тогда скорость воображения ребенка будет оценена в 1 балл.

В таблице 1 приведены данные для проверочной и исследовательской группы.

Таблица. 1

Методика «Словесная импровизация» Немова Р.С. результаты диагностики по выявлению уровней воображения в проверочнойной и исследовательской группах.

Группа

Уровень

Проверочная группа

Исследовательская группа

Высокий

10%

3%

Средний

57%

50%

Низкий

33%

47%


Результаты проверочной группы показали, что из 16 учеников в классе: 57% имели средний уровень развития воображения, 33% имели низкий уровень, 10% имели высокий уровень, 0% имели очень высокий или очень низкий уровень развития их воображения. В этой группе трудности были вызваны только расширением их повествования и дополнениями и эмоциональностью самой истории. Многие учащиеся среднего уровня описывали предметы очень живо и подробно, упуская из своего рассказа главное, что делало пересказ непонятным, неясным и чаще всего не связанным между собой.

На низком уровне дети затруднялись выбрать тему своего рассказа и просили о помощи. В исследовательской группе результаты показали, что из 16 учеников 50% - имели средний уровень развития воображения, 47% - низкий уровень воображения и 3% - высокий уровень воображения. В этой группе нет очень низких или очень высоких уровней развития воображения.

В исследовательской группе трудности были вызваны составлением собственной сюжетной линии, как и в проверочной группе исследования. На низком уровне учащиеся не могли выбрать тему рассказа и обратились за помощью. В этой группе нет учеников с очень высоким уровнем развития воображения.


  1. «Изображение» диагностика Немова Р. С..

Цель: определить уровень развития воображения у учеников. Ученикам предлагается альбом из бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Им дают задание, четко произносят то, что необходимо выполнить. Задача нарисовать картинку за 5 минут, можно нарисовать что угодно. Анализ картины и оценка воображения ученика проводится в баллах, а также как и в методике «Словесная импровизация» [17].


Таблица. 2

Методика «Изображение» Немова Р.С. результаты диагностики

по выявлению уровней воображения в проверочной и исследовательской группах.

Группа

Уровень

Проверочная группа

Исследовательская группа

Высокий

14%

6%

Средний

52%

58%

Низкий

34%

36%

Результаты исследования показали, что в проверочной группе из 16 учеников 52% имели средний уровень воображения, 34% - низкий уровень, а 14% - высокий уровень воображения. Проверочная группа не имеет уровней «очень высокий» и «очень низкий». В этой группе не было никаких трудностей среди учащихся. Только дети с высоким уровнем рисовали нестандартные картины - замки с принцессами, космос, мир динозавров. В исследовательской группе диагностика показала, что из 16 учеников 58% имели средний уровень развития воображения, 36% имели низкий уровень воображения, 6% имели высокий уровень развития воображения.


В исследовательской группе нет очень высоких или очень низких уровней. Это задание было выполнено всеми учениками, только у двух учеников возникли трудности. Многие из работ учеников были посредственными и представляли собой лишь схематический набросок.



Рис. 1. Результаты уровней воображения у учащихся на установочном

этапе эксперимента.

Соотношение результатов уровней воображения учащихся по всем показателям в двух группах можно увидеть на рисунке 1.

Анализ результатов установочного эксперимента показал, что у большинства учащихся обеих групп воображение находится на среднем и низком уровне. Уровень воображения недостаточен и требует развивающей работы. Результаты эксперимента по обнаружению подтвердили необходимость изучения проблемы. Для этого был проведен формировочный этап, который заключается в создании и реализации комплекса задач по развитию воображения у учащихся на уроках технологии.
3. «Неполные картинки» методика Дьяченко О. М..

Цель данной методики: определить уровень развития воображения школьников. Техника «Дополнение картинки» включает в себя материал стимула, который включает в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределенной формой. Этот прием позволяет определить уровни воображения и способности создавать оригинальные сюжеты [42].

Задача учеников тщательно изучить все фигуры, придумать и довести их до того, что пришло в голову. Время, затраченное на исполнение, не фиксируется. После того, как ученики выполнили задание, которое им было поручено, их карточки собираются для определения результатов. Для оценки уровня обучаемого был рассчитан коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Дубликаты изображений не учитываются.

Если ученик нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения, от 5 до 6 рисунков - среднему уровню, от 4 и менее - это соответствует низкому уровню. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задачи. Можно выделить следующие уровни: низкий - на этом уровне дети фактически не выполняют задания, они не принимают задания, поставленные перед ними, или рисуют что-то свое рядом с заданной фигурой, или дают беспредметные изображения, средний - на среднем уровне ученики заканчивают большинство фигур, однако все рисунки схематичны, без деталей. Высокий - на высоком уровне дети дают схематичные, иногда подробные, но обычно оригинальные образы, т. е. такие рисунки не повторяются в группе детей и самим учеником [17].