Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Авторы методики считают, что она находится в «зоне трудности» детей и при оказании помощи дети с ней справляются в течение 12—13 минут. При оценке ре­зультатов деятельности детей учитываются интерес и активность ориентировки в задании, устойчивость вни­мания, возможности переключения с одного признака на другой, обучаемость, способность к переносу усвоен­ных навыков на аналогичное задание.

Доска Сегена № 6, пазы которой могут быть запол­нены лишь при комбинировании нескольких вкладок. Время выполнения от 30 секунд до 5 минут. Характери­стика качества выполнения задания включает стойкость интереса в процессе работы, устойчивость внимания, це­ленаправленность и рациональность способов деятель­ности, реакцию на трудности, использование помощи, затраченное время.

Последовательность событий. На раскладывание кар­тин (4—5) в логической последовательности и составле­ние рассказа по ним уходит в среднем 6—7 минут. Учи­тывается самостоятельность и правильность выполне­ния.

Классификация. Предлагается 15 карточек в указан­ной последовательности: моряк, свинья, платье, ландыш, лиса, куртка, мак, уборщица, голубь, яблоко, книги, бабочка, ребенок, дерево, кастрюля. Перед ребенком кладут в ряд первые четыре карточки, а затем предъяв­ляются поочередно остальные. Он должен показать, ку­да их положить, дав обобщенные названия каждой груп­пе (люди, животные, вещи, растения). При оценке ре­зультатов работы учитываются наличие интереса и устойчивость внимания, запас общих сведений и точ­ность представлений, способность к обобщению, исполь­зование помощи.

Методика Пьерона — Рузера. Ребенок должен рас­ставить значки в фигурах. При оценке выполнения за­дания необходимо учесть, с какого момента он начинает работать без опоры на образец (по памяти), интерес к заданию, аккуратность выполнения. Учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую ми­нуту, количество ошибок. За 3 минуты обычно дети заполняют от 50 до 80 фигур.

Очень важной и сложной является интерпретация ответов детей по приведенному комплексу методик. В. И. Лубовский и И. А. Коробейников, указывая на необходимость качественно-количественной оценки ре­зультатов деятельности детей, выделяют следующие ее
параметры.

Особенности аффективно-личностной сферы:

1. Контакт.

2. Интерес.

3. Аффективный компонент продуктивности.

4. Активность.

5. Критика.

Особенности работоспособности:

6. Динамика продуктивности.

7. Истощаемость.

8. Переключаемость.

9. Внимание.

Общая характеристика деятельности:

10. Ориентировочная деятельность.

11. Понимание обращенной речи.

12. Вербализация.

13. Целенаправленность.

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

Непосредственная память (кратковременная).

Непосредственная память (долговременная).

Простое кодирование.

Качество опосредованного запоминания.

Доступность опосредования.

Динамика обучения (обучающий эксперимент).

Качество переноса (обучающий эксперимент).

Конструктивный праксис.

Логические построения.

Простые обобщения.

Усложненные обобщения.

Анализ несообразностей.

По каждому из перечисленных параметров начисля­ются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей.

Большое внимание уделяют органы образования и здравоохранения профилактике неуспеваемости и свое­временному выявлению детей с отклонениями в разви­тии. Наряду с уже указанными выше методическими ре­комендациями по изучению детей в период предшкольной диспансеризации в 1972 г. вышли «Методические рекомендации по определению функциональной готов­ности детей к поступлению в школу». С помощью меди­цинского и психофизиологического обследования выяв­ляются дети «группы риска», которые не готовы к школьному обучению по состоянию здоровья (с отста­ванием физического развития, с функциональными от­клонениями, с хроническими заболеваниями). Этим де­тям оказывается своевременная медицинская помощь. При психофизиологическом исследовании устанавлива­ются способность анализировать и синтезировать полу­ченную информацию, уровень развития второй сигналь ной системы, состояние двигательной сферы. Дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологиче­ским показателям, подлежат временному отводу от по­ступления в школу. С ними проводятся специальные пе­дагогические занятия, родителям даются необходимые рекомендации. В тех случаях, когда устанавливается явная умственная отсталость, дети направляются на ме­дико-педагогические комиссии и ПМПК, комплектующие специальные коррекционные учреждения для этих де­тей.


Контрольные вопросы

1. Какое оборудование необходимо иметь в медико-педагогических комиссиях и ПМПК, комплектующих специальные детские сады?

2. Какие методы исследования используются при изу­чении детей дошкольного возраста?

3. Какие параметры следует учитывать при оценке результатов работы ребенка?

4. С какой целью проводится предшкольная диспан­серизация детей?

5. Перечислите методы исследования готовности де­тей к школьному обучению.
Литература

обязательная

1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.— М.: Просвещение, 1972.

2. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. — М., 1978.

дополнительная

1. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л. П. Нос­ковой.— М.: Педагогика, 1989.

2. Нечаев А. П. Экспериментально-психологическое исследование детей дошкольного возраста//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. —С. 44—48.

3. Особенности развития и воспитания детей дошколь­ного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Педагогика, 1983.

4. Хейссерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. — М.: Просвещение, 1964.

§ 5. Организация и содержание работы

по комплектованию

специальных (коррекционных)

образовательных школ VIII вида

для детей с нарушениями интеллекта
Комплектование специальных школ для детей с на­рушениями интеллекта осуществляется психолого-меди­ко-педагогическими консультациями (ПМПК) в соот­ветствии с существующей Инструкцией по приему детей в эти учреждения и на основе Типового положения о психолого-медико-педагогической консультации.

Практика показывает, что основной объем работы по комплектованию всех типов специальных школ при­ходится на апрель—май. К этому времени в общеобра­зовательных школах заканчивается изучение нового ма­териала, и педагоги с большей определенностью выска­зывают свои сомнения в отношении умственных способ­ностей и особенностей развития отдельных учащихся. Принимаются решения о направлении этих детей на об­следование в ПМПК.

Родители мало знают о специальных школах, и ре­комендация о переводе ребенка в такую школу, особен­но если речь идет о школе для детей с нарушениями интеллекта, часто вызывает возражения. Очень важно суметь убедить их в том, что именно в этой школе для ре­бенка будут созданы благоприятные условия развития.

С этой целью целесообразно в консультации, где про­водится обследование детей, организовать выставку из­делий школьных мастерских. Работы детей служат луч­шей наглядной агитацией в пользу школы. В этот период могут быть проведены для родителей лекции, беседы о содержании обучения и трудовой подготовке, которую дает специальная школа. Обязательным условием ус­пешной работы консультаций является создание атмо­сферы доброжелательности для каждого обратившегося за помощью.

Медицинскими показаниями для приема в специ­альные школы и школы-интернаты для детей с нару­шениями интеллекта являются:

а) олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе дебильность и при болезни Дауна;

б) органическая деменция негрубой степени, являю­щаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений го­ловного мозга;

в) эпилептическая деменция негрубой степени выра­женности (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков);

г) шизофреническая деменция негрубой степени вы­раженности (при отсутствии психотических расстройств).

Медицинскими противопоказаниями
к приему явля­ются:

А. Тяжелые формы слабоумия, при ко­торых дети не способны овладеть про­граммой данной школы.

К этим формам относятся:

а) олигофрения в степени имбецильности и идиотии;

б) органическая деменция резидуального либо те­кущего характера (в том числе эпилептическая), с вы­раженными расстройствами памяти, внимания, гру­быми нарушениями побуждений, деятельности, распа­дом личностных свойств, отсутствием навыков самооб­служивания;

в) шизофреническая деменция с отсутствием контак­та и интеллектуальной работоспособности, бездеятель­ностью, грубыми нарушениями мышления, мутизмом, выраженными продуктивными симптомами (чаще кататоническими).

Дети, страдающие названными формами слабоумия, по желанию родителей направляются в соответствующие учреждения системы социальной защиты.

Б. Сочетание слабоумия с тяжелыми энцефалопатическими и психотическими расстройствами.

К таким состояниям относятся следующие:

а) слабоумие (в том числе олигофреническое) в со­четании с тяжелой психомоторной расторможенностью, препятствующей работе;

б) слабоумие в сочетании с выраженными и стойки­ми психопатоподобными расстройствами: явлениями аф­фективной возбудимости, агрессивностью, опасной для окружающих, патологией влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству, жестокость и др.);

в) слабоумие в сочетании с судорожными припадка­ми (дневными или частыми ночными) развернутого типа с тонической и клинической фазами, постприпадочными состояниями оглушенности, сумеречными расстройства­ми сознания;

г) слабоумие в сочетании с другими психотическими расстройствами.

Дети, страдающие указанными психическими расст­ройствами, в зависимости от остроты состояния направ­ляются в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц для детей с хро­ническими формами заболеваний.

В. Аномалии психического развития, связанные с патологией сенсорной, дви­гательной сферы, речи.

К таким состояниям относятся следующие:

а) Тугоухость. Слабослышащие дети в зависимости от уровня речевого развития обучаются в 1-м или 2-м отделении специальных школ для детей данной катего­рии. При сочетании поражения слуха с умственной от­сталостью дети направляются для обучения во вспомо­гательные классы при школе слабослышащих.