Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; по­вторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательнос­ти картинок; составление фигур из кубиков; на склады­вание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются раз­личные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выража­ется не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Как показывает практика работы психолого-медико-педагогических консультаций, у специалистов еще мно­го трудностей при комплектовании специальных учреж­дений. Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогиче­ских методик достаточно велик, многие из них нужда­ются в большей точности. Необходимо продолжать ра­боту по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно учитывать, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработ­ка и обоснование критериев, которые должны лечь в основу дифференциальной диагностики умственной от­сталости и сходных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе че­ловеческой психики, о том, что познавательные способ­ности являются продуктом прижизненного формирова­ния, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности.
Контрольные вопросы

1. Что следует учитывать при подборе заданий для обследования детей?

2. Какие методы изучения детей используются в МПК и ПМПК?

3. Что следует учитывать при оценке работы детей?

4. В чем проявляется ограниченность метода тес­тов?
Литература

обязательная

1. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. — М.: Медицина 1974.

2. Блейхер В. М., Бурлачу к Л. Ф. Психологи­ческая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1978. — Гл. III, VI.


3. Кононова М. П. Руководство по психологиче­скому исследованию больных детей. — М.: Медгиз 1963. — Гл. II, VI.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.- Педа­гогика, 1989. — Гл. II, III, V.

5. Отбор детей во вспомогательную школу/Сост. Т. А. Власова, К- С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Просвещение, 1983.

6. Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы/Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. — М.: Прос­вещение, 1973.

7. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные мето­дики патопсихологии. — М.: Медицина, 1970.

дополнительная

1. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей. — Иркутск, 1988.

2. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1974.

3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в меди­ко-педагогических комиссиях. — М.: Просвещение, 1985.

4. Мухина В. С. Использование детских рисунков в целях диагностики умственного развития//Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения умственного развития детей. — Рига, 1970.

5. Психодиагностика: Теория и практика: Пер. с нем./Общ. ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Прогресс, 1986.— С. 3—26.

6. Романова Е. С, Усанова О. Н., Потем­кина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии.—М., 1990. — Гл. III.


§ 4. Организация и содержание работы

по комплектованию

специальных детских садов

для детей с нарушениями интеллекта
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Работа по выявлению умственно отсталых детей и комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта осуществляются ПМПК в со­ответствии с действующей инструкцией.

Диагностирование умственной отсталости в дошколь­ном возрасте, если она нерезко выражена, представля­ет большую сложность. Требуются не только теорети­ческие знания возрастных психических особенностей развития детей, специфики развития умственно отста­лых дошкольников, но и практический опыт работы, об­легчающий налаживание контакта и проведение психо­лого-педагогического обследования.

В дошкольном возрасте осложняется дифференциа­ция умственной отсталости и состояний, сходных с ней.

Среди детей, которые направляются в медико-педа­гогические комиссии и консультации, могут быть дети с задержкой психического развития разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается отста­вание умственного развития, носящее вторичный ха­рактер. В задачи специалистов, обследующих детей, входит отграничение умственного недоразвития как ос­новного дефекта, которое может сопровождаться де­фектами анализаторов, от интеллектуального отстава­ния вторичного характера.

Это возможно лишь при комплексном обследовании ребенка всеми специалистами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
В целях всестороннего и целостного изучения детей члены ПМПК изучают анамнестические данные, доку­ментацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедичес­кое обследование.

Как уже указывалось, обследование начинается с изучения анамнеза, документации и работ детей. В бе­седе с родителями устанавливается история развития ребенка до и после года (когда начал реагировать на свет, звуки, когда стал держать голову, садиться, вста­вать на ножки и ходить, гуление, лепет, первые слова и т. д.). Важно выявить характер и последствия пере­несенных ребенком заболеваний, травм. У матери сле­дует выяснить, когда и какие навыки самообслужива­ния сформировались, в чем были трудности (нелов­кость моторики, непонимание инструкции и т. д.); про­являл ли ребенок интерес к игрушкам (манипуляция); каковы навыки общения с детьми (играет один или в группе, лидер и т. д.), со взрослыми; реагирует ли на одобрение и замечания. В ходе беседы с матерью вы­ясняется здоровье близких родственников (наличие отя­гощающих наследственных факторов), условия семей­ного воспитания. Данные, представленные матерью, должны быть проверены, так как возможна субъектив­ность в оценке детей родителями.


Намечая схему исследования ребенка, Л. С. Выгот­ский предупреждал о том, что собирать надо только факты и тщательно их истолковывать. Толкование их должно быть динамическим и типологическим. Анализи­руя историю развития ребенка, необходимо вскрыть при­чинно-следственные зависимости. Квалифицируя наблю­даемые в данный момент явления и факты, важно наме­тить путь и характер дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, изучение детей в ПМПК должно быть не только диагностическим, но и прогностическим, по­этому в задачу специалистов входит выработка конкрет­ных рекомендаций педагогической и медицинской кор­рекции дефектов развития ребенка. Все эти положения Л. С. Выготского являются определяющими в работе по изучению детей и представляют ценный вклад в оте­чественную науку.

Дефектологами разработан такой порядок обследо­вания детей в ПМПК, при котором обеспечивается их всестороннее и глубокое исследование. Оно включает:

проверку сохранности слуховой функции;

проверку состояния вибрационной чувствительности;

проверку сохранности зрительного анализатора;

проверку состояния речи;

проверку двигательной сферы;

проверку уровня развития сенсорных и интеллек­туальных процессов;

наблюдение за поведением.

Отмечаются принципиальные различия в поведении и деятельности детей разных категорий. В соответствии с особенностями психики детей предлагаются и методы их обследования.

Необходимо помнить, что обследование детей до­школьного возраста следует проводить в форме игры, задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так как дети еще не способны к длительному напряжению. Следует сохра­нять контакт с ребенком и поддерживать его желание заниматься до конца обследования.

Ведущим методом при изучении дошкольников явля­ется наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на иг­рушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру — важные показатели умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность. На игровом материале можно исследовать вос­приятие ребенком величины, формы, цвета, представле­ния о количестве, способность к обобщению. В игре выявляются волевые и эмоциональные качества, навыки общения с детьми.


Для умственно отсталых характерны слабо выражен­ный интерес к игрушкам, наличие стереотипных дейст­вий, беспорядочность и нецеленаправленность игры, от­сутствие творческих замыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стимулировании и конт­роле за ее ходом, так как возможно «соскальзывание» с правильно начатого выполнения задания. В процессе работы умственно отсталые часто отвлекаются, не про­являют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую помощь. К результатам работы некри­тичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на ус­пех и неудачу. Беспомощны в коллективных играх.

Для того чтобы обследование было всесторонним, необходимо иметь такое оборудование, которое бы по­зволило исследовать разные стороны психической дея­тельности ребенка. С этой целью используются как иг­ровой материал, так и специальные экспериментально-психологические методики. Рекомендуется иметь следу­ющие виды материалов для обследования.

Пирамида из четырех колец: с помощью этой игруш­ки можно наблюдать моторику ребенка (может ли он ловко надевать кольцо на стержень, нет ли нарушения координации и т. д.); сформированность и дифференцированность понятия величины («Надень большое кольцо, затем которое меньше... самое малень­кое»); различение ребенком цвета предметов («Дай красное кольцо» и т. д.); умение пересчитывать коль­ца пирамиды («Покажи первое кольцо», «Покажи третье кольцо» и т. д.); сформированность понятия о количестве предметов («Дай два кольца», «Дай четыре кольца» и т. д.).

Как правило, в работе с разборной пирамидой у умственно отсталых детей обнаруживаются нарушения моторики. Их движения плохо координированы, нелов­ки, неточны (им трудно надеть кольцо на стержень пи­рамиды), у некоторых наблюдаются тремор, гиперкинезы. По данным наблюдений специалистов, при нормаль­ном интеллекте дети к 5 годам должны уметь склады­вать пирамиду с учетом величины колец при зритель­ном соотнесении. Умственно отсталые дети даже в 6 лет не всегда правильно выполняют это задание. Порой они лишь нанизывают кольца на стержень, не учитывая ве­личину. Дети с глубокой умственной отсталостью не по­нимают задачи, совершают неадекватные действия (ма­нипулируют с кольцами, разбрасывают их; надевают колпачок на стержень, а кольца кладут рядом и т.п.). Если в поле зрения попадают какие-либо новые предме­ты, они отвлекаются и бросают начатую работу. Такая картина наблюдается при выполнении всех нижеприве­денных заданий.