Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разноцветные палочки и брусочки используются для тех же целей, что и пирамида. Этот материал, как и пирамида, позволяет проследить за характером деятель­ности детей. Задания могут быть разными, например построить из палочек или брусочков фигуры по образцу (с опорой на образец и по памяти). В этом задании проявляется направленность деятельности, наличие са­моконтроля в ходе работы. Отмечено, что дети с нор­мальным развитием к 5 годам самостоятельно анализи­руют образец, пользуясь при этом зрительным соотне­сением.

У умственно отсталых детей отмечается пассивность в ходе работы. Необходимо стимулировать их деятель­ность и следить за ходом выполнения задания. Направ­ление внимания, постоянное побуждение, контроль — обязательные условия, обеспечивающие работу такого ребенка. Самостоятельность и самокритичность в рабо­те умственно отсталых значительно снижены. Практи­ческие задания, выполненные по образцу и без опоры на образец, у умственно отсталых не имеют сущест­венных различий, так как эти дети не умеют анализи­ровать образец, сравнивать с ним свою работу.

Доски Сегена. Методика, предложенная Э. Сегеном, представляет собой доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме гео­метрические фигуры. Доска № 1 предлагается детям с 3-летнего возраста. Доски Сегена позволяют выявить координированность, ловкость движений, состояние мел­кой моторики пальцев рук. Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель зада­ния и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в много­кратном совместном с экспериментатором выполнении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают. В качестве аналогичного облегченного задания можно предложить вкладывание фигурок зна­комых животных в прорези соответствующей конфигу­рации. Практика показывает, что и это задание оказы­вается трудным для умственно отсталых в степени дебильности и не выполняется детьми-имбецилами.

«Почтовый ящик». Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард. В верх­ней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры. Предлагается детям с 3 лет. Используется с той же целью, что и доски Сегена. Это задание более сложное, так как ребенок должен понять принцип соотнесения основания объемной фигуры с формой прорези ящика. Наблюдения специалистов свидетельствуют, что при нормальном интеллекте дети старше 6 лет должны вы­полнять задание при зрительном соотнесении. Умствен­но отсталым это задание оказывается непосильным. Они не могут произвести разворот фигуры и не ориентиру­ются на форму прорези. Дети производят хаотические действия с фигурками, суют пальцы в прорези и т. п. Только при совместных со взрослыми действиях воз­можно выполнение задания. Для глубоко умственно от­сталых это задание недоступно.


Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Детям предлагается разложить их по группам (по форме). В этом задании устанавли­ваются способности объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения). Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, построения по об­разцу и т. д. Умственно отсталые не всегда понимают цель, но после показа дети-дебилы к 6 годам выполняют задание. Для глубоко отсталых необходимо длительное обучение.

Кубики разной величины. Предлагается разложить от большого к маленькому и наоборот. Исследуется сформированность понятия величины предметов. У умст­венно отсталых позже, чем у нормальных сверстников, формируется понятие величины, при этом необходимо специальное длительное обучение.

Матрешки (2—3—4-составные). Ребенку предлагает­ся разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляются по­нимание инструкции и цели задания, использование по­мощи, разумность действий, учет размеров матрешки. Считается, что к 5 годам дети с нормальным интеллек­том должны собирать четырехсоставную матрешку. Ум­ственно отсталые в этом возрасте задание не выполняют. Они не учитывают размер, вкладывают матрешки не­адекватно, в результате у них не получается и они бро­сают работу. Необходимы показ с совместным выполне­нием задания.

Полоски и круги разного цвета (основные цвета). Используются для исследования сформированности по­нятия цвета. Обследование проводится в три этапа. Сначала дети подбирают к разложенным полоскам соот­ветствующие им по цвету круги (зрительное соотнесе­ние). Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет («Дай красный круг», «Дай синий...» и т. д.) После этого просят назвать цвет показанной фигуры («Это какого цвета?», «А это?..»). Понятие цвета у умственно отсталых по сравнению с нормальными сверстниками формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуются наличие интереса, волевые уси­лия, пространственная ориентировка, способность к пе­реносу показанного способа действия, воображение, мел­кая моторика и пр. У умственно отсталых детей не от­мечается выраженного интереса к данному заданию. Образец не является для них вспомогательным средст­вом. Они не соблюдают последовательности цвета ша­риков, а лишь произвольно раскладывают их, не могут закончить работу.



Разрезные картинки. Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали и на четыре части по диагоналям. Используются для характеристики вос­приятия детей. Составлять разрезные картинки умствен­но отсталым дошкольникам трудно, особенно если у них не сформировано пространственное восприятие. Они не представляют конечной цели — целого изображения, по­этому их работа сводится к приставлению одной части картинки к другой без учета их местоположения (голо­ва оказывается на месте ног, хвост впереди головы и т. д.). В качестве помощи можно расположить части картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соеди­нить части (голова вверху, ноги внизу). Особую слож­ность для умственно отсталых детей представляет со­ставление картинок, разрезанных по диагоналям.

Лото (разные варианты). Игра с детьми в лото по­зволяет проследить характер мыслительных операций (по каким признакам сравнивают предметы и т. д.).

Предметные картинки с изображением знакомых де­тям предметов могут применяться с разной целью. При исследовании внимания, зрительной памяти перед ребен­ком раскладываются в ряд 4—5 картинок, а затем ре­бенка просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку среди предложен­ных. Можно провести эту игру с игрушками. С этой же целью предлагается игра «Что забыли нарисовать?» (заяц без уха, собака без лапы и т. д.).

Для исследования мышления перед ребенком кла­дут три картинки в ряд (стол, хлеб, пальто) и под ними вместо инструкции соответствующие изображения (стул, бублик, шапка). После этого ребенок должен сам раз­ложить остальные картинки. Эта невербальная класси­фикация исследует не только мыслительные операции детей, но и запас общих представлений.

Этой же цели служат игры с картинками типа «Кому что нужно?», «Кто что любит?» и т. п.

С помощью всех перечисленных материалов иссле­дуется обучаемость детей (способность понимать объяс­нения, т. е. принимать помощь, а затем выполнять ана­логичные задания самостоятельно). Во всех заданиях можно исследовать и речь детей: фонетические и грам­матические особенности, словарный запас (пассивный и активный) и т. д. Важно установить возможность рече­вого сопровождения игровых действий
, их адекватность. Указанные задания выявляют и запас сведений детей об окружающем, особенности личности. Все это (речь, мыслительные операции, память, запас сведений, игро­вая деятельность) является показателем психического развития детей.

Рекомендованный игровой материал и варианты его использования являются лишь примерным образцом. Психолого-медико-педагогическая консультация вправе использовать свой аналогичный материал. Главное тре­бование к нему: он не должен быть случайным, бесси­стемным.

Все вышеизложенное относится прежде всего к реше­нию проблем комплектования специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушениями интел­лекта, а также к оказанию своевременной педагогиче­ской и медицинской помощи им.

Это важно учитывать и при определении готовности детей к обучению в период предшкольной диспансериза­ции. Готовность к школе предполагает определенный уровень развития моторики (особенно мелкой), произ­вольного внимания, ориентировки в пространстве, памя­ти (зрительной и слуховой, непосредственной и опосре­дованной), фонематического слуха, способности к зву­ковому анализу и синтезу. Если обнаружится, что эти необходимые для любой (игровой, учебной, трудовой) деятельности качества у ребенка недостаточно сформи­рованы, необходимо дать рекомендации для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Данные психолого-педагогического обследования, на­блюдения за поведением детей, заключение невропато­лога о состоянии их психического развития — все это позволяет правильно выбрать соответствующую возмож­ностям ребенка школу.

Утверждены методические рекомендации к проведе­нию экспериментально-психологических исследований детей в период предшкольной диспансеризации. Хотя эти материалы предназначались не для комплектования специальных учреждений, их можно использовать и для этих целей. В предложенный комплекс методик включе­но 8 заданий для детей 6—7 лет. Эти задания помогут выявить некоторые особенности психического развития ребенка и в определенной мере прогнозировать его школьное обучение.

Порядок предъявления заданий предусматривает че­редование легких и трудных заданий. Задания направ­лены на выявление таких качеств, как произвольность психических процессов, устойчивость и концентрация внимания, умственная работоспособность, возможность целенаправленной деятельности, общая активность, темп работы, умение обобщать, логически рассуждать, спо­собность усваивать новые способы действия и т. д.


В набор методик входят:

1. Картинка с изображением нелепых ситуаций.

2. Заучивание 10 слов.

3. Опосредованное запоминание (вариант методики А. Н. Леонтьева). Предлагается 5 слов и 16 карточек.

4. Обучающий эксперимент (классификация геомет­рических фигур).

5. Доска Сегена.

6. Установление последовательности событий.

7. Классификация (детский вариант).

8. Методика Пьерона — Рузера.

В начале и после обследования по методикам прово­дится беседа с ребенком для того, чтобы настроить его на работу, а затем обсуждают результаты его работы.

Приведенные в наборе задания широко известны в специальной психологической и патопсихологической ли­тературе, поэтому мы лишь кратко отметим некоторые особенности их использования при обследовании детей дошкольного возраста.

Картинка с изображением нелепой ситуации предъяв­ляется в течение 30 секунд, при этом фиксируются все проявления ориентировочной деятельности ребенка. При общей оценке работы учитываются выраженность эмо­циональной реакции, ее адекватность, количество вос­произведенных фрагментов, свидетельствующих о пони­мании ситуации.

Заучивание 10 слов. Здоровым детям 5—7 лет реко­мендуется четырехкратное предъявление односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. На это задание уходит 5—6 минут. При первом предъявлении эти дети воспроизводят в среднем 4— 5 слов, при четвертом —7—9 слов. При оценке необхо­димо учитывать заинтересованность в работе, колебания внимания, динамику количества воспроизводимых слов, темп воспроизведения, наличие привнесений и повторе­ния одних и тех же слов.

Опосредованное запоминание. Предлагается видоиз­мененная серия методики А. Н. Леонтьева: 5 слов (по­жар, дождь, труд, ошибка, горе) и 16 карточек (столо­вый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солн­це, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, ло­шадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш). Методика занимает в среднем 10—12 минут. Оценивая результаты, необходимо учитывать понимание ребенком инструкции, способность нахождения опосре­дующих картинок к словам и характер объяснения сде­ланного выбора, мера помощи.

Обучающий эксперимент. Детям предлагается выбор карточек с изображением больших и маленьких геомет­рических фигур 4 видов, 3 цветов, которые надо расклас­сифицировать с учетом одного признака (формы, цвета или величины).