Файл: Образования московский финансовопромышленный университет синергия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения
Направление подготовки: 38.04.04
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Студент
Алимбаев Дамир Зикенович
(Фамилия, имя, отчество )
(подпись)
Руководитель
Пюрюна Роксана Викторовна
(Фамилия, имя, отчество )
(подпись)
Рецензент
Мамедова Наталья Александровна
(Фамилия, имя, отчество )
(подпись)
Москва
2020
Факультет онлайн обучения
КОНЦЕПЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Обучающийся
Алимбаев Дамир Зикенович
Направление подготовки
Государственное и муниципальное управление
1. Тема ВКР
Правовые и административные основы
Взаимодействия органов государственного и муниципального управления
Утверждена приказом по Университету № от « »
20 г.
2. Срок сдачи магистрантом законченной ВКР «06» апреля 2020 г.
3. Исходные данные по ВКР
Нормативно-правовые акты, учебная и специальная литература, периодические издания, Интернет-ресурсы
4. Обоснование актуальности темы Актуальность данной работы заключается в том,
что взаимодействие органов государственного и муниципального управления является важнейшим условием развития муниципальных образований, общества и государства. В
настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является поиск оптимальных и эффективных форм и способов управления, основанных на взаимодействии государственных и муниципальных органов.
5. Цель исследования Комплексное исследование административных и правовых основ взаимодействия органов государственного и муниципального управления, а также разработка модели административно-правового взаимодействия государственной и муниципальной власти (на примере Омской области).
6. Задачи исследования
6.1. Провести теоретический анализ административных и правовых основ взаимодействия органов государственного и муниципального управления;
6.2. Изучить генезис развития административно-правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления;
6.3.
Построить модель административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления на примере Омской области.
7. Организация, результаты деятельности которой использованы в ВКР в качестве
объекта следования административно-правовые нормы, регулирующие взаимодействие органов муниципальной власти Омской области как субъекта Российской Федерации с
федеральными органами государственной власти.
8.
Предполагаемые методы исследования диалектический метод познания,
общенаучные методы: системный, методы анализа и синтеза, обобщение, аналогия, и частнонаучные методы в области правовых исследований, а именно формально- юридический, нормативно-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой и т.
д.
9. Ожидаемые основные результаты исследования На основе теоретического анализа были изучены такие дефиниции как «муниципальное управление» и «государственное управление», в результате чего был составлен перечень различий и общностей этих понятий, а также выявлена проблема их недостаточного разграничения при определенных управленческих функциях.
Установлено, что, несмотря на исключение органов местного управления из структуры органов государственной власти, их деятельность является фундаментом для решения существенных проблем всего государства.
Кроме того, изучение генезиса развития государственного и муниципального управления позволило сформулировать понятие «государственное управление».
В работе доказано, что власть в России, основанная на взаимодействии органов двух уровней управления, является элементом жизни общества, способствующим его целостности. Построена модель административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления Омской области.
10. Содержание разделов ВКР (наименование глав)
Глава 1. Теоретические аспекты правовых и административных основ взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
Глава 2. Генезис развития административно-правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления
Глава 3. Модель административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления на примере Омской области.
11. Перечень приложений к ВКР нет
Дата утверждения концепции
«
»
201 г.
«Утверждаю»
Руководитель ВКР
/Пюрюна Р.В/.
подпись
Обучающийся
Алимбаев Д.З.
8.
Предполагаемые методы исследования диалектический метод познания,
общенаучные методы: системный, методы анализа и синтеза, обобщение, аналогия, и частнонаучные методы в области правовых исследований, а именно формально- юридический, нормативно-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой и т.
д.
9. Ожидаемые основные результаты исследования На основе теоретического анализа были изучены такие дефиниции как «муниципальное управление» и «государственное управление», в результате чего был составлен перечень различий и общностей этих понятий, а также выявлена проблема их недостаточного разграничения при определенных управленческих функциях.
Установлено, что, несмотря на исключение органов местного управления из структуры органов государственной власти, их деятельность является фундаментом для решения существенных проблем всего государства.
Кроме того, изучение генезиса развития государственного и муниципального управления позволило сформулировать понятие «государственное управление».
В работе доказано, что власть в России, основанная на взаимодействии органов двух уровней управления, является элементом жизни общества, способствующим его целостности. Построена модель административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления Омской области.
10. Содержание разделов ВКР (наименование глав)
Глава 1. Теоретические аспекты правовых и административных основ взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
Глава 2. Генезис развития административно-правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления
Глава 3. Модель административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления на примере Омской области.
11. Перечень приложений к ВКР нет
Дата утверждения концепции
«
»
201 г.
«Утверждаю»
Руководитель ВКР
/Пюрюна Р.В/.
подпись
Обучающийся
Алимбаев Д.З.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 4
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ПРАВОВЫХ
И
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ОСНОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ .................. 8 1.1. Теоретическое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти............................................................ 8 1.2. Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти с органами муниципального управления .............................................................. 16 1.3. Формы и модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления .............................................................................. 25
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АСПЕКТОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЕЖДУ
ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ .. 32 2.1. Стадии развития муниципального управления и государственной власти в
Российском государстве ..................................................................................... 33 2.2. Анализ процесса реформирования правовых и административных основ взаимодействия органов муниципального управления и государственной власти
............................................................................................................................ 39 2.3. Современное состояние правового и административного взаимодействия органов государственного и муниципального управления ................................ 45
ГЛАВА
3.
МОДЕЛЬ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 55 3.1. Анализ административных и правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в Омской области ............................................................................................................... 55
3 3.2. Проблемы правового и административного взаимодействия органов государственной власти Омской области и муниципального управления ......... 64 3.3. Разработка региональной модели правового и административного взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления
............................................................................................................................ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 89
4
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация признана демократическим государством, в связи с чем основным вопросом в демократизации политической системы нашего государства становится дальнейшее преобразование института государственной власти и местного самоуправления путем наделения последних все большей самостоятельностью.
Согласно Основному закону Российской Федерации органы местного самоуправления представляют собой самостоятельный элемент системы управления общественными отношениями на местном уровне и не входят в систему государственной власти
1
. С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2
(далее – ФЗ № 131) отмечается централизация нормативного регулирования ряда вопросов муниципального управления. Так, разграничение полномочий по многим вопросам организации местного самоуправления позволит либо вытеснить региональное законодательное регулирование нормами федеральных законов, либо же придать этому регулированию вторичный характер, что происходит в случаях, когда региональный законодатель в основном воспроизводит нормы федерального законодательства.
Таким образом, очевидным является то обстоятельство, что проблемы местного значения неотделимы от интересов государства, они не могут остаться без воздействия с государственными органами.
Все перечисленное выше позволяет нам говорить о том, что основные проблемы во взаимоотношении государственной власти и местного
1
Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием
12.12.1993: с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля
2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30. Ст. 4202.
2
Об общих принципах организации местного самоуправления в Росси йской Федерации
[Текст]: федер. закон от 6 октяб. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 27 дек. 2019) // Собр.
Законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
5 самоуправления возникают из-за наличия явного подчинения местных интересов государственным.
Актуальность данной работы заключается в том, что взаимодействие органов государственного и муниципального управления является важнейшим условием развития муниципальных образований, общества и государства.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является поиск оптимальных и эффективных форм и способов управления, основанных на взаимодействии государственных и муниципальных органов.
Кроме того, на актуальность темы магистерской диссертации указывает ее малоизученность, поскольку данный тип административно-правовых взаимоотношений является новым для нашего общества.
Проблемам административно-правового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления посвятили свои работы: В.Д. Бакуменко, В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, Л.А. Велихов,
К.К. Гасанов, С.И. Гончаров, А.Г. Градовский, В. В. Гулина, А. А. Джагарян,
Н.В. Емельянов, С.В. Кабышев, С.А. Кирсанов, Д.В. Мазаев, К.А. Миннибаева,
И.В. Михеев, А. Д. Моисеев, С.Ю. Наумов, Н.П. Носов, С.П. Прудников, Е.Н.
Селютина, Г.В. Скрипкин, К.В. Черкасов, Б.Н. Чичерин, Л. Ф. Штейн и многих других.
Целью исследования является проведение комплексного изучения административных и правовых основ взаимодействия органов муниципального и государственного управления; построение модели административно- правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления (на примере Омской области).
Объект исследования – административно-правовые отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственных органов и органов муниципального управления.
6
Предмет исследования – конституционные и правовые нормы, регулирующие основы административно-правового взаимодействия государственных органов и органов муниципального управления.
Для того чтобы достигнуть поставленной перед данным исследованием цели, при его проведении предстоит решить следующие задачи:
- дать теоретическое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти;
- дать определение, рассмотреть сущность и имеющиеся теории взаимодействия органов государственной власти с органами муниципального управления;
- провести анализ форм и моделей взаимодействия органов государственного и муниципального управления;
- рассмотреть стадии развития муниципального управления и государственной власти в России;
- проанализировать процесс реформирования правовых и административных основ взаимодействия органов муниципального управления и государственной власти;
- рассмотреть современное состояние правового и административного взаимодействия органов государственного и муниципального управления;
- изучить административные и правовые аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в Омской области;
- выделить проблемы правового и административного взаимодействия органов государственной власти Омской области и муниципального управления;
- на основе полученных данных разработать региональную модель правового и административного взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления.
Теоретическая основа исследования представлена работами научными трудами российских ученых в области государственного и муниципального
7 управления. При проведении исследования были использованы книги, учебные пособия и учебно-методическая литература, авторефераты диссертаций, диссертации, монографии материалы научно-практических конференций, статьи и публикации в специализированных СМИ, статистические данные, а также данные ресурсов сети Интернет.
Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция
Российской Федерации, Европейская хартия местного самоуправления, федеральное законодательство, законы субъектов РФ, муниципально-правовые акты и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации.
Методологические основы работы представлены научными методами индукции; дедукции; синтеза; анализа и конкретизации; системного моделирования; историческим методом и методом графического представления данных.
Теоретическая и практическая значимость проведѐнного исследования состоит в том, что предложенные в работе подходы и практические рекомендации могут использоваться для совершенствования административных и правовых основ взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и представлена введением; основной частью, включающей три главы; заключением и списком использованных источников.
8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ И
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1.
Теоретическое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти
Органы государственной власти в современных реалиях представляют собой обязательный атрибут любого демократического государства.
Обозначенным типом государственности предполагается разделение власти не только по горизонтали (законодательная, представительная и судебная ветви), но и по вертикали (центральная и местная публичная власть).
Установление лишь государственных органов не позволяет эффективно решать разноуровневые проблемы, при этом осложняется такой процесс тем, что каждое местное сообщество, а их в России большое количество, имеет свои особенности, учесть которые очень трудно. Поэтому местные органа исполнительной власти являются необходимым элементов всей системы управления.
Правовые и административные основы взаимодействия между ветвями и органами власти в значительной мере обусловлены также особенностями роли и места органов исполнительной власти в структуре государственной власти.
Именно органами исполнительной власти осуществляется процесс непосредственного управления государством. Некоторые авторы в своих работах приводят оценки, согласно которым исполнительные «ветки власти» обладают практически всей властью в нашем государстве, а именно 85
% от общего показателя
1 1
Сивкова, И.Н. Федеральные органы Исполнительной власти в России [Текст]: конституционно-правовой аспект : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / И.Н.
Сивкова. Москва, 2014. С. 3.