Файл: Образования московский финансовопромышленный университет синергия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77
- формирование благоприятных условий для развития физической территориальной инфраструктуры;
- обеспечение эффективного развития предпринимательства и бизнеса в целом;
- рациональное применение объектов коммунальной собственности и эффективное использование ресурсов местных бюджетов как финансового базиса управления на местном уровне;
- эффективное управление территориальным государственным сектором экономики;
- информационное обеспечение бизнес-структур и территориальных общин относительно территориальных ресурсных возможностей, изменений в содержании регулирующих функций на общегосударственном и местном уровнях, новые возможности, инновации и др.
Необходимо в процессе анализа организационного механизма государственного регулирования территориального развития выделять как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. В частности, что касается внутренней составляющей, то в ее пределах осуществляется анализ связи общегосударственного и территориального развития в контексте развития регионов, а также определяются соответствующие направления и устанавливаются сопутствующие показатели.
Если проанализировать внутреннюю составляющую организационного механизма государственного регулирования территориального развития в целом, то она обеспечивает
1
:
- определение территориальной социально-экономической политики, которая отвечает за социально-экономическую структуру государства и ее регионов;
1
Скрипкин, Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / Г.Ф.
Скрипкин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 93.

78
- формирование социально-экономических программ развития и их финансовое обеспечение;
- развитие общенациональной инфраструктуры физической, финансовой и юридической точки зрения.
При этом центральные органы исполнительной власти обеспечивают формирование политико-экономических условий для государственного регулирования территориального развития, предусматривает формирование необходимой инфраструктуры и общенационального климата хозяйственной деятельности.
Необходимо также обратить внимание на правовое и административное обеспечение взаимодействия между центральными органами исполнительно власти и органами местного самоуправления в контексте государственного регулирования территориального развития.
Изучив особенности Омской области, мы предлагаем рассмотреть следующие модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления применительно для данного субъекта РФ (таблица
4).
Таблица 4. Модели взаимодействия центральных органов государственной власти и органов муниципального управления применительно к Омской области
1   2   3   4   5   6   7

Модель
взаимодействия
Функции центральных
органов исполнительной
власти
Функции органов
муниципального
управления
Модель № 1
Формирование общегосударственной политики территориального развития.
Назначение территориальных органов
Реализация государственной политики территориального развития на уровне отдельных территорий.
Отсутствие инициативы по

79 управления. Контроль над деятельностью территориальных органов управления относительно выполнения решений центральных органов исполнительной власти созданию собственной модели территориального развития
Модель № 2
Выделение ключевых направлений государственной политики территориального развития.
Выборочное назначение региональных органов управления.
Контроль над деятельностью территориальных органов управления относительно выполнения решений центральных органов исполнительной власти.
Разработка и реализация государственной политики территориального развития на основе принципов соответствующей общегосударственной политики. Ответственность за внедрение государственной политики территориального развития перед центральным правительством.
Частичное назначение органов муниципального управления центральным правительством и частичное их избрания населением определенной территории.
Модель № 3
Координация действия органов муниципального управления. Ответственность за внедрение программ
Закрепление власти и ответственности органов муниципального управления на конституционном уровне.

80 территориального развития на общенациональном уровне.
Избрание органов муниципального управления исключительно населением определенной территории
Если рассмотреть особенности этих моделей более подробно, то первая из них ориентирована на обеспечение государственной политики территориального развития с незначительной ролью органов муниципального самоуправления.
В рамках второй модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления осуществляется территориальное управление неконцентрированного типа.
Следует обратить внимание на то, что в этой ситуации центральные органы исполнительной власти частично назначают органы муниципального самоуправления, ответственные за реализацию государственной политики территориального развития. При этом органы местного самоуправления оказывают существенное влияние на разработку и реализацию государственной политики, поскольку в данном случае региональная политика больше ориентирована на обеспечение потребностей определенной территории. При этом органы местного самоуправления остаются ответственными перед центральными органами исполнительной власти.
Что касается третьей модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления, то она представляет собой модель, в которой органы местного самоуправления имеют конституционно закрепленную власть и ответственность и избираются исключительно населением определенной территории. Соответственно, власть в этой модели сосредоточена на уровне регионов.
Следует обратить внимание на то, что в нынешних условиях Омская область находится в стадии трансформации первой модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами местного


81 самоуправления ко второй модели. При этом расширяется перечень полномочий органов местного самоуправления, увеличивается уровень их самостоятельности в принятии решений, что в конечном случае позволит повысить общую эффективность государственного регулирования территориального развития на уровне регионов.
Взаимоотношения между органами государственного и муниципального управления Омской области хоть и носят устоявшийся характер, однако, существует необходимость их совершенствования и развития.
В качестве основных проблем неэффективности взаимодействия рассматриваемых субъектов в Омской области можно выделить: дублирование федерального законодательство в региональном; перегрузка структуры управления структурными подразделениями и дублирование их функций; отсутствие должного финансирования; фрагментарный характер обновления знаний муниципальных служащих, несоответствие уровня знания и качества в быстро изменяющейся среде; в законах субъектов РФ о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ. В нынешних условиях
Омская область находится в стадии трансформации первой модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления ко второй модели, ориентированной на территориальное управление неконцентрированного типа.
Как формирование полноценной структурной политики на муниципальном уровне, так и реализация ее основных принципов должны строиться исключительно на принципах демократического управления, децентрализации полномочий, большей автономии для всех органов власти, большей ответственности и инициативы как для высших, так и для рядовых служащих.
Государственная власть и местное самоуправление – это институты, призванные оказывать услуги населению. Понятно, что государство не может брать все это на себя. Однако, предоставляя больше полномочий и

82 самостоятельности органам местного самоуправления, как того требуют европейские стандарты, государство несет ответственность за сбалансированное развитие всех территориальных образований, за территориальную целостность страны. Поэтому местное самоуправление можно считать децентрализованной формой государственного управления.


83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведѐнному нами исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы.
Под государственным управлением следует понимать государственную деятельность, основная цель которой – создать условия для, как можно более полного выполнения государством своих функций, обеспечивая при этом основные свободы и права граждан путем согласования различных интересов в группах общества, а также между обществом и государством, обеспечивая развитие общества всеми соответствующими и необходимыми ресурсами.
Под муниципальным управление понимает самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.
Таким образом, государственная и муниципальная власть – это две подсистемы единой целостной системы публичной власти, обладающие своими специфическими чертами.
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления полагается не столько на подчинении, сколько на заинтересованности в объединении ресурсов в целях повышения качества жизни. Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления происходит по направлениям, которые носят название структурно-функциональных связей. Задача государственной власти на внутренней арене — достичь политического, экономического и гуманитарного единства страны на основе согласования разнонаправленных интересов всех регионов.
На сегодняшний день, наиболее оптимальная модель взаимоотношений государственной и муниципальной власти в России пока еще не создана.
Несмотря на то, что система государственного и муниципального управления прошла длительный процесс развития, изменений в сторону

84 увеличения эффективности такого управления не происходило. Начиная с 1917 года управление государством проходило под лозунгом: «Основа эффективного управления государство – удовлетворение интересов правящей элиты».
В качестве примера взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления нами была выбрана Омская область.
Государственные власти Омской области, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. Происходит увеличение присутствия государства в делах местного самоуправления области в основном идет по пути усиления централизации, увеличения субординационных отношений. Особенно наглядно это происходит за счет увеличения числа отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.
Сфера взаимодействия органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления весьма обширна. Она охватывает совместную деятельность по формированию органов местного самоуправления и созданию условий для реализации ими своих конституционных полномочий, включает весь комплекс вопросов по участию муниципальных органов, наряду с государственными органами власти, в обеспечении конституционных прав граждан на жилье, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, общедоступное образование в муниципальных учреждениях и прочее.
Однако, несмотря на то, что взаимодейтсвия между органами государственного и муниципального управления Омской области носят устоявшийся характер, в настоящее время существует необходимость их совершенствования и развития.
Причинами, которые на современном этапе мешают эффективному взаимодействию органов местного самоуправления и органов государственной власти, прежде всего являются: нечеткое разграничение полномочий между органами местного самоуправления и местных государственных администраций, неэффективный механизм их взаимодействия, отсутствие четкого разделения полномочий и ответственности между органами местного


85 самоуправления разного уровня; дублирование федерального законодательство в региональном; перегрузка структуры управления структурными подразделениями и дублирование их функций; отсутствие должного финансирования; фрагментарный характер обновления знаний муниципальных служащих, несоответствие уровня знания и качества в быстро изменяющейся среде; в законах субъектов РФ о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с
Конституцией РФ.
Именно поэтому проблема совершенствования административно- правового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является весьма актуальной и непосредственно связана с системными реформами и трансформационными процессами, происходящими в государстве.
Изучив особенности Омской области, нами было предложено три модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления применительно для данного субъекта РФ
В нынешних условиях Омская область находится в стадии трансформации первой модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления ко второй модели.
При этом расширяется перечень полномочий органов местного самоуправления, увеличивается уровень их самостоятельности в принятии решений, что в конечном случае позволит повысить общую эффективность государственного регулирования территориального развития на уровне регионов.
Для обеспечения эффективного взаимодействия государственной власти и муниципального управления предлагаем осуществить следующие меры, направленные на пересмотр административных и правовых основ:
1. улучшение и формирование новых нормативно-правовых актов сфере управления государством, что позволит более полно и точно, основываясь на законы, обеспечивать нормальное функционирование государственных и

86 муниципальных органов власти, а также не допустит каких-либо повторений и схожести в функциях и полномочиях отдельных органах исполнительной власти. В этой области предлагаем:
- закрепить новый механизм разработки и принятия регионального законодательства, который позволил бы устранить дублирование федеральных положений на местном уровне;
- на законодательном уровне прописать принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, для того чтобы у государственной власти не возникало желания подчинить себе органы местного самоуправления. В основу взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления должен быть положен принцип четкого разграничения функций и полномочий. Каждый уровень власти должен иметь четко определенную сферу предметов ведения, ресурсы для решения вопросов, в нее входящих, и должен нести ответственность за недобросовестную реализацию своих задач;
- закреплить действенные организационные механизмы взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления, в частности, по осуществлению переданных государственных полномочий;
- кодифицировать Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
что установит приоритет его норм в части регулирования вопросов местного самоуправления;
- пересмотр положений законодательства субъектов Российской
Федерации на соответствие их Конституции Российской Федерации;
- внести в федеральное законодательство положения, регламентирующего процедуру определения общего размера финансовой помощи для муниципалитетов;
- внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, которые позволят обеспечить достаточность и сбалансированность доходов местных бюджетов и расходных обязательств муниципальных образований,