Файл: Эксперементальное исследование и анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________3

.I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕХАНИЗМОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ___6

1.1 Понятие и суть образного мышления ___6

1.2. Целостный подход к анализу мышления в трудах М. Вертгеймера __11

1.3.  Дискурсивное измерение образного мышления __18

1.4 Особенности формирования образного мышления дошкольника 4-5 лет __26

II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ

СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ __32

2.1 Характеристика МБДОУ «Каргасокский д/с №3 Теремок» __32

2.2. Констатирующий эксперимент __34

2.3. Анализ результатов диагностирования, рекомендации педагогам_____________40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________________44

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________________46

ПРИЛОЖЕНИЯ __49

 
ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно образовательная система ориентировала педагогов на то, чтобы ребенок овладел определенным количеством знаний. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению воспринимать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, взаимодействовать с людьми, правильно задавать вопросы, правильно планировать свою деятельность, анализировать свои удачи и промахи, то есть научить работать осознанно.

Кант сказал, что истина человеку недоступна. Это касалось логики. Но что нам может дать в этом вопросе образное мышление?

При изучении со всех сторон разные ученые по-разному трактуют термин «развитие мышления». Иногда этому термину придают весьма широкое значение, применяя его к развитию любой познавательной деятельности ребенка и даже к развитию любой формы поведения, поскольку в нем обнаруживается приспособление к новым обстоятельствам. Такое неправильное расширение термина особо часто встречается у американских авторов, трактующих развитие мышления как «образование новых связей» (Торндайк), «приобретение новых типов поведения» (Харриман).

Логика как наука возникла в недрах древнегреческой философии для человеческого сознания. Она подняла его на уровень сознательного человека и явилась катализатором дальнейшего развития личности и преобразования внешней природы. За логическим мышлением следует образное мышление. Оно уже постепенно внедряется в сознание людей, но пока в очень незначительных размерах. Наше сознание проснулось благодаря системе общественного устройства, при которой человек предоставлен сам себе, а не находящийся под постоянным физическим или идеологическим гнетом других, – демократией. Раньше эти зачатки находились лишь у мыслителей, философов, художников и писателей, в большинстве своем имеющих титулованное происхождение (хотя, конечно, и не без исключений). Именно благодаря распространению образного мышления произошел технологический прыжок вперед, произошли научно-техническая и информационная революции.


Исследованию образного мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Однако дело не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Ребенок дошкольного возраста по другому относится к стоящей перед ним интеллектуальной задаче, пользуется другими способами для ее решения, иначе обобщает наблюдательные явления, чем, например, школьники. Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать обе взаимосвязанные стороны этого процесса - изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, алгебраической. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе образования, сделав последнее гуманизированным.

Цель курсовой работы: выявить уровень развития образного мышления дошкольника среднего возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической и психофизиологической литературы;

- анализ понятийно-терминологической системы по данной теме;

- подобрать методики для диагностики образного мышления;

- провести констатирующее диагностическое исследование;

-проанализировать результаты диагностики.

В качестве методов исследованиябыли использованы наблюдение и  диагностические методики, ориентированные на средний дошкольный возраст.



Исследование проводилось на базе МБДОУ «Каргасокский д/с №3 Теремок» в средней группе дошкольников №4 «Звездочки» возраста 4 - 5 лет.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка, приложений.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕХАНИЗМОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1. Понятие и суть образного мышления

 

Мышление в образах входит как существенно - значимый компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. 

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, алгеброической. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются.

Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.

Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, оперируемый мышлением, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.


Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами [14, с.572].

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно.  В тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, то есть является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Анализируя психолого- педагогическую литературу, обнаружила, что есть прослойка наших соотечественников, понимающих конкретно и предметно смысл образного мышления. Это – педагоги, связанные с альтернативной и экспериментальной системой образования. Например, учителя вальфдорских школ или ноосферного образования. У них есть такое понятие как «мышление методом озарения». Это очень важный ключ, потому что он представляет собой конкретизированную формулировку образного мышления, то есть образное мышление раскрыто у того человека, у которого есть склонность воспринимать цельную информацию методом озарения.


Озарение происходит не само по себе. Еще не так давно господствующим суждением было то, что озарение – категория сугубо религиозная и Богословская. Но постепенно парапсихологи посредством многочисленных экспериментов с использованием современных технических измерительных возможностей смогли прийти к иному выводу – озарение можно вызвать искусственным путём, то есть организационно[2]. Точнее оно появляется само, достаточно лишь создать для этого наиболее оптимальные условия.

Какая же связь между образным мышлением и озарением? Образное мышление – это и есть механизм, конечной целью работы которого является озарение. Рассмотрим подробнее, что же последний собой представляет. Озарение – это готовый чувственный или мысленный образ, который «выстреливает» из подсознания как ответ на запрос со стороны сознания человека и представляет собой не что иное, как переход количественных изменений в качественные. А запуском этого механизма является погружение в изучаемый вопрос. Здесь уже прослеживается определенная схема, рождающая более глубокое понимание образного мышления. Её можно упорядочить с целью более чёткого представления ее работы. Сначала происходит погружение в вопрос, в ходе этого погружения человек меняет свое состояние, и в какой-то момент выстреливает озарение, где простая информация из отдельных разрозненных кусочков складывается в цельную картину.

Последовательность механизма под названием «Образное мышление»:

1. Запрос – постановка вопроса или обозначение того, что нужно получить, настрой на получение ответа;

2. Начало погружения – человек начинает чувствовать сам вопрос или то направление, где следует искать ответ;

3. Начинается более глубокое погружение, вследствие чего меняется интенсивность работы мозга, и человек входит в предтрансовое состояние;

4. Выстреливает готовый мыслеобраз ответа. Причем ответ может прийти и через чувственный (по-научному – эмпатийный), и через визуальный образ, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых долгие года.  Мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.