ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Красноярском крае расположено 86 предприятий, выручка каждого из которых составила в 2009 г более 1 млрд рублей. Однако, значительное число этих предприятий находится в тяжелом финансовом положении, в результате основную часть налоговых доходов бюджета Красноярского края в 2010 г. обеспечивали всего две компании - ОАО ГМК «Норильский Никель» и ЗАО «Ванкорнефть» (дочерняя компания ОАО «НК "Роснефть". Среди 10 самых крупных компаний только одна относится к высокотехнологичному сектору - «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», все остальные представляют цветную металлургию, энергетику и нефтяную промышленность, то есть традиционные отрасли. Для таких компаний основным источником инноваций служат готовые технологические решения, воплощенные в машинах и оборудовании, которые приобретаются за рубежом. ГМК «Норильский никель» является самой большой компанией региона и одной из крупнейших компаний России, которая уже в силу своего масштаба выступает крупным заказчиком технологических инноваций. Однако региональная инновационная система лишь ограниченно может удовлетворить потребности компании, которая в большей степени ориентирована на собственные исследования и разработки и на приобретение импортного оборудования. Такая же ситуация типична и для других крупных предприятий края.
Общий объем НИОКР, выполняемый научными и образовательными учреждениями края недостаточен для предусматриваемого Стратегией заказа на инновации, который должен составлять не менее, чем 5,7-5,8 млрд. рублей в год. По итогам 2010 года общий объем НИОКР составил 2,1 млрд.руб., в том числе за счет бюджетного финансирования - 1,04 млрд.руб. При этом общероссийская тенденция, характерная и для Красноярского края, состоит в ежегодном увеличении бюджетного финансирования в данной сфере на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.
По доле инновационно-активных предприятий и по величине затрат на технологические инновации Красноярский край занимает первое место в СФО, однако эти предприятия выпускают в основном традиционную продукцию: доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 0,6% по отношению к общему выпуску продукции, что ниже показателей как общероссийских, так и средних по СФО.
По величине затрат на технологические инновации Красноярский край занимает 15 место среди российских регионов и лидирует среди субъектов СФО.
Отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту сейчас не превышает 1 %. По данному показателю край находится на 30 месте в России. Доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 4,9%. Основной объем - 88,1% - средства федерального бюджета.
Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, не превышают 1% от объемов промышленного производства и составили по итогам 2009 года немногим более 8 млрд. руб., практически не изменившись в сравнении с 2008 годом. Из них 72% - инновации в технологических процессах, и только 28% - продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров.
В 2009 году по числу созданных передовых технологий (16 технологий) Красноярский край занял 11 место среди российских регионов. Высшее место из регионов СФО у Новосибирской области (25 технологий, 7 место).
В 2009 году передовых производственных технологий в Красноярский край использовалось 1 352, что составляет менее 0,7 % от общероссийского объёма.
В количественном выражении импорт технологий превышает экспорт практически в три раза, в денежном - почти в пять раз, составляя около 2,5 млрд. руб. в год.
По показателю Красноярский край «Удельный вес малых и средних предприятий региона, осуществляющих технологические инновации, в общем числе субъектов МСБ» находится на 16 месте.
В Приложении 1 представлены основные индикаторы инновационного развития Красноярского края.
Инновационное развитие Красноярского края в целом находится на среднем для России уровне (за исключением сильного отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Дополнительным проявлением накопившихся проблем служит неблагоприятная динамика основной части количественных показателей. Таким образом, ни величина достигнутых показателей, ни их динамика не соответствуют поставленным целям инновационного развития края.
2.1 Система управления инновационного развития
Инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений развития Красноярского края. Для продвижения этого направления на территории края сформирована эффективная система управления инновационным развитием региона, финансовая инновационная инфраструктура, а также создаются и развиваются объекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
Заказчики системы:
ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева».
ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК).
ОАО «ГМК Норильский Никель».
ФГУП «Горно-химический комбинат»
ОАО «НК Роснефть»
ОАО «Русал»
Рис. 1
Для обеспечения регламентации деятельности всех субъектов, задействованных в процессе инновационного развития Красноярского края, подготовлена и действует НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:
) Закон Красноярского края «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае»;
) Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 г. «Инновационный край - 2020»;
) Закон Красноярского края «Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве»;
) Закон Красноярского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае»;
) Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 годы;
) Долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012 - 2014 годы».
Система управления Инновационным развитием края.
В целях реализации инновационных проектов и программ в крае формируется мощная административная и правовая инфраструктура. Основной вектор в данной работе задает Стратегия инновационного развития края до 2020., принятая в сентябре 2011 г.
Стратегическое управление развитием инновацией осуществляет лично Губернатор края и Совет по инновационному развитию при Губернаторе края. Учитывая важность задачи, в июле 2011 г. В крае создан уполномоченный орган в области инноваций - Министерство инвестиций и инноваций, непосредственно координирующее работу всех элементов инновационной системы края.
Министерство Инвестиций и инноваций Красноярского края.
Основные задачи министерства:
) Обеспечение создания условий для развития инвестиционной деятельности (в части инвестиционных проектов, определенных постановлением Правительства Красноярского края.
) Обеспечение государственной поддержки инвестиционной деятельности (в части инвестиционных проектов, определенных постановлением Правительства Красноярского края), государственной поддержки научно-технической деятельности, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
) Обеспечение условий для создания и функционирования особых экономических зон на территории края.
Министерство создано в июле 2011 г. Постановлением Правительства Красноярского края от 12.07.2011 №420-п.
В структуре министерства выделены три содержательных отдела: отдел развития инновационной и научно-технической деятельности, отдел предпринимательства, отдел инвестиционной политики и государственного частного партнерства.
Координационный совет по инновационной деятельности.
Для решения оперативных задач развития инновационной системы края планируется создания координационного совета по инновационной деятельности. В состав совета войдут представители исполнительных органов государственной власти Красноярского края, депутаты Законодательного собрания Красноярского края, представители научной и деловой общественности Красноярского края.
Основными задачами Координационного совета станут организация работы и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и общественных организаций в области развития инновационной деятельности, подготовка предложений для заседаний Совета по инновационному развитию Красноярского края при Губернаторе Красноярского края и рассмотрение инновационных проектов с целью определении возможности предоставления государственной поддержки на их реализацию.
Совет по инновационному развитию Красноярского края при Губернаторе Красноярского края.
Это совещательный коллегиальный орган, осуществляющий разработку предложений по вопросу обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, хозяйствующих субъектов и общественных организаций в области развития инновационной деятельности на территории Красноярского края.
Председателем Совета является Губернатор Красноярского края.
В состав Совета входят представители территориальных и федеральных органов государственной власти, вузов, не коммерческих и общественных организаций и непосредственно представители субъектов инновационной деятельности.
К основным функциям Совета относятся:
) Рассмотрение предложений по реализации приоритетных направлений и ресурсного обеспечения мер государственной поддержки в сфере развития научно-технического комплекса, модернизации, технологического и инновационного развития региона;
) Формирования предложений по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в научную, инновационную сферы и высокотехнологичные секторы экономики Красноярского края;
) Рассмотрение вопросов государственной поддержки производства импортозамещающей и высокотехнологичной продукции, ориентированной на экспорт;
) Рассмотрение предложений по вопросам совершенствования нормативно правовой базы, находящимся в ведении Совета, и др.
Финансовая инновационная инфраструктура.
В развитии финансовой инновационной инфраструктуры Красноярский край обеспечивает оптимальное сочетание федеральных и региональных инструментов инновационного развития.
КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», созданный по инициативе Правительства Красноярского края с целью оказания содействия развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории региона, осуществляет софинансирование проектов и исследований в приоритетных для края направлениях. Помимо этого, деятельность фонда направлена на постепенное продвижение к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований. Также фонд способствует развитию взаимодействий с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по инновационному циклу.
На сегодняшний день фонд реализует совместные программы с РФФИ по софинансированию ряда проектов. Объем финансирования в 2011 г. Составил более 120 млн. руб.
ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» оказывает содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в получении кредитов в кредитных учреждениях (предоставление поручительства на сумму до 20 млн. руб.), а также выдаёт микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства (до 5 млн. руб.).
Правительство Красноярского края субсидирует расходы малых инновационных компаний на коммерциализацию инновационных разработок (75% произведенных затрат, но не более 5 млн. руб.) и капитальные вложения (50% произведенных затрат, но не более 5 млн. руб.), осуществляемые в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства.