ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов инновационная политика в Китае в условиях отсутствия законодательной базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий. В 2002 г. были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования инновационной деятельности: закон КНР «О стимулировании средних и малых предприятий» и Закон КНР «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 г. Госсоветом КНР опубликовано «Решение об ускорении развития новых стратегических отраслей».
Бразилия с конца 90-х гг. приняла ряд законов для увеличения количества научных исследований, стимулирования инноваций в частном секторе и установления более продуктивных партнерских отношений между научными институтами и бизнесом. В 2006 г. был принят Инновационный закон, в 2005 - «Хороший» закон (Good Law), который предоставляет налоговые стимулы для осуществления частных инвестиций в НИОКР.
Согласованная государственная поддержка развития нанотехнологий в Бразилии началась с 2001 г. с созданием 4 национальных сетей по нанотехнологиям и нанонауке, которые сегодня объединяют около 40 научных института по всей Бразилии.
Первые меры по поддержке инновационного развития в Таиланде были приняты в 2007-2009 годах, когда Национальное агентство по развитию науки и технологий Таиланда (NSTDA), совместно с Федерацией промышленников Таиланда реализовало проект «Промышленно-технологичная клиника», в рамках которого была оказана поддержка 2500 предприятиям малого и среднего бизнеса в проведении научных исследований.
В Индонезии системная государственная научно-техническая, инновационная политика находится в процессе формирования, значительные средства выделяются на исследование нанотехнологий (в 2010 году - более 27 млн. долл. США).
Начало развитию собственной инновационной системы в Индии было положено вскоре после получения независимости от Великобритании в начале 1950-х гг., причем основным сектором экономики, где должны были использоваться научные разработки, должна была стать тяжелая промышленность при одновременном импорте технологий и капитала на начальном этапе. С 1974 г. государственные органы начали начало проводить политику поддержки частных научных исследований и разработок. Индийские компании, ведущие научные исследования, получали поддержку по доступу к иностранному оборудованию и сырью, а также отдельные налоговые льготы. Большое внимание с 1947 по 1990 гг. уделялось и развитию собственной системы образования.
В 1991 г. индийское правительство провозгласило новую экономическую политику, в рамках которой планировалось осуществить переход к рыночному финансированию науки, что проявилось в сокращении соответствующих госрасходов и одновременное снижение темпов развития науки и новых технологий. Такая практика была признана неудачной, в результате чего бюджетное финансирование было увеличено.
Целенаправленная политика по развитию наиболее крупного сектора инновационной системы Индии - информационных технологий - начала проводиться в начале 1970-х гг., ее целью было создание новых рабочих мест для квалифицированных специалистов с целью предотвращения «утечки мозгов» в развитые страны. С этой целью при крупных университетах начали создаваться компьютерные центры; новый виток развития сектора информационных технологий пришелся на 1980-е гг., когда была отменена процедура лицензирования, сформированы специализированные исследовательские центры, и правительством приняты законы о развитии ИТ-сферы. В 1991 г. в Индии начали создаваться специализированные технопарки по производству программного обеспечения на экспорт.
2. Анализ инновационного потенциала Красноярского края
Красноярский край - второй по площади после Якутии регион Российской Федерации, площадь которого составляет около 14% территории России. Территория региона расположена в самом центре России и пересекаются магистралями федерального и международного значения, автодорогами и авиатрассами, усиливая значения транспортного и геополитического положения Красноярского края в масштабе России и мировой хозяйственной системы. Красноярский край - один из наиболее богатых природными ресурсами регионов России. На его территории присутствуют практически все виды минерального сырья (уголь, нефть, рудные ископаемые), используемые в современном производстве. Красноярский край - потенциал энерго-избыточный регион. Важнейшее общефедеральное значение имеют водные и гидроэнергетические ресурсы Енисея и Ангары. Красноярский край входит в десятку регионов доноров, формирующих более 50% валового внутреннего продукта России и федерального бюджета. Доля края в валовом внутреннем продукте страны составляет 2,6%.
Система высшего образования Красноярского края включает в себя 11 государственных вузов и 6 институтов Сибирского отделения Российской академии наук. В крае в настоящее время создан Сибирский федеральный университет. В структуре Сибирского федерального университета 20 учебных институтов, 212 кафедр, 35 научно-исследовательских лабораторий и центров, действует 17 диссертационных советов; в СФУ обучается более 40 тыс. студентов, около 800 аспирантов и соискателей, работает около 7,5 тысяч сотрудников и преподавателей, из которых более 400 - доктора наук и профессора. Сибирский федеральный университет является важнейшим социально-образовательным комплексом Красноярского края и Сибири в целом, который соединяет науку, образование и потребности реального сектора экономики.
Красноярский край является дискуссионной площадкой федерального уровня. Ежегодно в феврале Красноярский экономический форум открывает очередной общественно-политический сезон, где ведущие мировые и федеральные эксперты, и предприниматели и политики обсуждают актуальные проблемы социально-экономического развития.
По объёму инвестиций Красноярский край уступает только традиционным регионам - лидерам в сфере инвестиционной деятельности, таким как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская и Тюменская области. Из 304 крупнейших российских инвестиционных проектов 15 приходится на Красноярский край, что составляет 8% инвестиций от всей совокупности проектов.
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений развития в Российской Федерации. При этом Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной сферы.
Структура экономики края, сегодняшнее состояние промышленности и предпринимательства края, характеризующиеся сырьевой направленностью и высокой степенью физического или морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на импортозамещение, требует немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Необходимость внедрения новаторства в регионе в настоящее время имеет острейшую актуальность, задержка в развитии инновационной деятельности может привести край к переходу к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.
В Красноярском крае сохранилась научно-образовательная основа для развития научно-технической деятельности - это 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения, Красноярский научный центр СО РАН, СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН, несколько научно-исследовательских институтов, а также сеть филиалов высших учебных заведений.
По числу организаций, выполняющих исследования и разработки (52 единицы в 2009 г.), Красноярский край занимает 13 место среди субъектов Федерации.
Всего в секторе исследований и разработок в 2009 г. работало около 3600 человек (это 16 место среди субъектов Федерации), объемы выполненных ими НИОКР составили 1,41 млрд. рублей, в том числе, по заказам предприятий реального сектора экономики - 0,42 млрд. рублей.
Красноярский научный Центр объединяет 7 научных учреждений и организаций СО РАН: Институт биофизики, в котором работает 180 человек, Институт вычислительного моделирования (129 человек) Институт леса им. В.Н. Сукачева (288 человек), Институт физики им. Л.В. Киренского (307 человек), Институт химии и химической технологии (250 человек), Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука». Красноярский научный Центр имеет хорошую исследовательскую базу и ведет работы по приоритетным направлениям российской науки.
По общему числу студентов вузов Красноярский край занимает 18 место среди субъектов РФ (128,7 тыс. человек в 2009 г.), но по числу студентов на 10 тысяч населения (435 человек) - только 42 место.
Крупнейшим центром образования и стратегическим преимуществом Красноярского края стал Сибирский федеральный университет, который в перспективе может стать также центром науки и инноваций. В состав СФУ вошли вузы, ведущие подготовку кадров для самых конкурентоспособных отраслей экономики России. На базе СФУ функционируют 18 специализированных институтов, включая институт нефти и газа. В СФУ созданы центр коллективного пользования с уникальным оборудованием, суперкомпьютер, который может решать задачи межрегионального уровня, уникальная электронная библиотека, которая призвана стать мощным центром сбора и хранения информации.
Кроме того, на территории края имеются незадействованные производственные площади и мощности, которые потенциально могут выступать площадками для производства инновационной продукции.
В течение ряда лет в крае реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных учреждений, организаций. Кроме того, создан Краевой региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Формируется Красноярский технопарк. Созданы собственные финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций. Впервые с 2010 года в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в крае реализуются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства.
В то же время сегодняшнее состояние инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным.
Переход на новый технологический уклад предъявляет высокие требования к работникам, непосредственно создающим инновационные товары и услуги. Хотя по абсолютному числу подготовленных квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования Красноярский край занимает 5 место среди субъектов Федерации в 2009 г., но в расчете на 10 000 человек занятого населения в крае выпущено 108 работников, и это 23 место среди субъектов Российской Федерации. Более того, выпуск рабочих с каждым годом сокращается.