Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 регулирующих сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений.
(Может быть приведено другое корректное объяснение.
Объяснение связи элементов системы права, не названных автором, не
засчитывается при оценивании).
В критериях оценивания приводится ряд основных признаков заданного понятия. Допускается, что участник экзамена может указать признаки в близких по смыслу формулировках, назвать другие признаки. Этот допуск необходим, так как в учебниках федерального перечня закономерно предлагаются различные определения одних и тех же понятий.
Концентрический принцип построения содержания учебного предмета
«Обществознание» в 6–11 классах предполагает, что большинство базовых понятий изучается в основной школе (6–9 классы), а в средней школе (10,
11 классы) происходит расширение, обогащение содержания понятий новыми признаками, углублённо рассматриваются понятийные связи и зависимости.
В ряде случаев авторы учебников средней школы отказываются от дублирования уже приведённых в учебниках основной школы определений понятий, некоторых теоретических положений и т.п. Потому обращение при систематизации знаний к учебникам основной школы вполне оправданно.
Обратите внимание на то, что в учебниках, кроме выделенных
определений понятий, даются ещё развёрнутые характеристики их
признаков, связей и т.п. Следует учитывать наличие таких позиций
в ответе участников экзамена.
При оценивании ответов следует обращать внимание на включённое в критерии указание: «Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций». Помимо необходимого числа признаков при оценивании учитываются следующие аспекты. Во-первых, засчитываются именно основные признаки понятия, которые с опорой на содержание школьных учебников приведены в критериях.
Во-вторых, необходимое число признаков может быть засчитано только при отсутствии в ответе участника ЕГЭ неверных позиций, т.е. признаков, не соответствующих условию задания.
При проверке и оценивании второго элемента ответа на задание 18 следует обращать внимание на то, соблюдает ли участник экзамена требование опоры на положения текста / связи с текстом. Отметим, что это общее требование конкретизируется в каждом задании с учетом специфики текста.
Например, в задании демонстрационного варианта необходимо объяснить связь названных автором текста элементов системы права (в тексте перечислены далеко не все выделяемые учёными элементы системы права), т.е. объяснение связи каких-то других, не названных автором элементов системы права не засчитывается при оценивании.


10
В другой ситуации участнику экзамена будет необходимо найти в тексте характеристику какого-то объекта/процесса и, используя обществоведческие знания, объяснить её связь (влияние и т.п.) с каким-то другим объектом/ процессом. Так, в приведённом ниже примере 1 второй элемент задания 18 содержит требование объяснить связь приведенной в тексте характеристики трудовых ресурсов с решением задачи преодоления диспропорции в развитии различных территорий страны. Это означает, что если участник экзамена не указывает характеристику трудовых ресурсов из текста или приводит какую- то другую характеристику трудовых ресурсов, не отмеченную автором, то такое объяснение не засчитывается при оценивании.
Система оценивания выполнения этого задания не отличается сложностью.
Правильно приведены два элемента (необходимое количество признаков, корректное объяснение)
2
Правильно приведён только один любой элемент
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления
2 и 1 балла.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Ответы на задания 19 и 20 не предполагают простого цитирования текста.
Рекомендуем обращать внимание на указанные в задании дополнительные источники информации (обществоведческий курс, знания из других учебных предметов, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа.

Задание 19 в большинстве случаев требует конкретизации примерами отдельных положений текста, позиции автора, затронутых в тексте проблем.
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.
Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером… В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.
Выполняя задание 19, участник экзамена должен с помощью примеров уточнить, детализировать какие-либо обобщённые положения, характеристики и т.п. При этом под примером подразумевается факт общественной жизни или личного социального опыта (конкретный процесс, явление, действие, событие, реальный или смоделированный), приводимый для иллюстрации какого-либо теоретического положения.
«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмно и разнородно. Примерами могут быть факты прошлого

11 и современности, почерпнутые из личного социального опыта участников ЕГЭ или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная
степень конкретизации.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном выполнении – 2 или 1 балл.
Система оценивания определяется моделью конкретного задания, в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно
приведённых элементов приведены дополнительные (сверх требуемого
в условии задания количества) элементы, содержащие неточности/
ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует
следующее правило:
если таких элементов два или более, то за ответ выставляется 0 баллов;
если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже
фактического по критериям.
Задание 20 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации и привлечение контекстных обществоведческих знаний, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Выполняя задние 20, участник экзамена должен выделять и фиксировать
относительно устойчивые, инвариантные свойства тех или иных социальных
объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения (аргументы,
объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с заданием
19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного
содержания.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Система оценивания определяется моделью конкретного задания, но в ней всегда присутствует скорректированное для конкретного задания указание по оцениванию.
Указания по оцениванию
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно
приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх
требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие
неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании
действует следующее правило:
если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ
выставляется 0 баллов;
если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на
1 балл ниже фактического по критериям.


12
Пример 1
Экономические ресурсы подвижны (мобильны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (земля). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы.
Ещё более мобильны предпринимательские способности. Самыми мобильными являются два ресурса – капитал и знания. <…>
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знание, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе научных достижений. Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников.
Знания
(прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала, наконец, знания (особенно управленческие) позволяют предпринимателям организовывать производство благ и услуг наиболее рационально. Знания для ведения хозяйственной деятельности приобретаются разными способами: через накопление опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счёте, главный источник знаний для хозяйственной жизни – это наука.
Наряду со знаниями новым фактором производства (ресурсом) стала информация. Информация – это процесс сбора, обработки, распределения и использования знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Экономическая информация, представляющая собой совокупность данных по вопросам производства благ и услуг, финансов, ценных бумаг, менеджмента, маркетинга, кредита, статистики и другого служит достижению более высокой эффективности экономики, что вытекает из ограниченности экономических ресурсов.
Значимость экономической информации огромна, а доступ к ней конкурентов может неблагоприятно сказаться на положении предприятия на рынке. Неслучайно национальные законодательства ряда стран с рыночной экономикой запрещают руководящим работникам и служащим использовать в личных интересах внутреннюю информацию о предприятии, на котором они работают.
(По Б.И. Герасимову, Н.С. Косову
)
Какие два ресурса являются самыми мобильными? Что такое информация?
Какое ограничение на распространение экономической информации существует в ряде стран с рыночной экономикой? (Ответы на все вопросы даются только с опорой на текст.)
17


13
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: капитал и знания.
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух
ресурсов при отсутствии неверных позиций.)
2) ответ на второй вопрос: процесс сбора, обработки, распределения и использования знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса;
3) ответ на третий вопрос: национальные законодательства ряда стран с рыночной экономикой запрещают руководящим работникам и служащим использовать в личных интересах внутреннюю информацию о предприятии, на котором они работают.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Правильно даны ответы на три вопроса
2
Правильно даны ответы только на два любых вопроса
1
Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ответ 1
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
Правильно даны ответы на три вопроса

14
Ответ 2
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
Правильно даны ответы на три вопроса
Ответ 3
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
Правильно даны ответы только на два вопроса

15
Ответ 4
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Правильно дан ответ только на один вопрос
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков документарной ценной бумаги как вида ценных бумаг (согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации);
– объясните связь приведённой в тексте характеристики трудовых ресурсов с решением задачи преодоления диспропорций в развитии различных территорий страны. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких
распространённых предложениях.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки документарной ценной бумаги как вида ценных бумаг (согласно Гражданскому кодексу Российской
Федерации), например:
– материальный носитель информации;
– документ, при составлении которого соблюдены все требования закона к его форме и реквизитам;
– фиксация какого-либо субъективного гражданского права;
– право, выраженное в ценной бумаге, может быть реализовано не иначе, как по предъявлении этого документа и др.;
(Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании любых двух признаков из перечня.
Ответ на вопрос засчитывается только при указании в данной или
близкой по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том
числе любых двух из приведённого перечня, и при отсутствии
неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например: управляемая внутренняя и внешняя миграция специалистов определённых профессий позволяет решать задачи развития наименее развитых / депрессивных территорий.
Может быть приведено другое корректное объяснение.
Объяснение, данное без опоры на положения текста (не указана
18