Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
1   2   3   4   5   6

Указания по оцениванию
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не
отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только
в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
24.2
Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана
1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей
1
Все иные ситуации
0
Максимальный балл
4
Критерий 24.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Раскрытие различных тем в большинстве учебников начинается с характеристики ключевого понятия этой темы. Пункт «Понятие политической партии» засчитывается только как элемент, необходимый для признания плана сложным, в ситуации, когда участник вместе с этим пунктом формулирует всего три пункта (см. ответ 2).
Ответ 2
1. Понятие политической партии.
2.
Особенности политических партий как общественных организаций: а) наличие программы; б) наличие устава; в) наличие организационной структуры; г) наличие партийного аппарата и др.
3.
Функции политических партий в демократическом обществе: а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.
Поскольку не предполагается какой-либо конкретизации признаков понятия, подтверждающей понимание участником
ЕГЭ смысла соответствующего понятия, такой пункт никогда не включается в число двух
«обязательных» (содержательных) пунктов. Это правило закономерно и поддержано экспертным сообществом.
Вполне логичным представляется пояснить, какие формулировки пунктов плана в задании КИМ ЕГЭ по обществознанию могут быть признаны
имеющими абстрактно-формальный характер и не отражающими специфики
темы. Продемонстрируем это в ответах 3 и 4.
Ответ 3
1.
Политические партии: а) структура; б) признаки; в) виды.
2.
Значение политический партий:

55 а) для общества; б) для самой партии; в) для индивида.
3.
Функции политической партии в обществе: а) в экономической сфере; б) в политической сфере; в) в социальной сфере; г) в духовной сфере.
Ответ 4
1.
Введение: а) понятие; б) структура; в) примеры.
2.
Основная часть: а) признаки; б) виды; в) функции.
3.
Заключение: а) роль в мире; б) роль в России; в) роль в жизни общества; г) роль в жизни отдельного человека.
Ответы 3 и 4 представляют собой некую общую модель, не наполненную конкретным содержанием, шаблон ответа. Именно такие и подобные им пункты (по отдельности или в комплексе) в контексте данного задания мы считаем абстрактно-формальными, не раскрывающими заданную тему по существу.
Максимальный балл выставляется, если сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. В примерном варианте ответа действительно отмечены такие пункты.
Например, для раскрытия темы
«Политические партии»
«обязательными» пунктами взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация/ типы политических партий. Эти пункты могут быть приведены в плане участника ЕГЭ в данной или близкой по смыслу формулировке. И именно эти пункты должны быть раскрыты в подпунктах. Участник ЕГЭ может привести большее, чем требуется, количество пунктов, раскрыть все их в подпунктах, но обязательный для получения максимального балла по данному критерию объём ответа очерчен.
В некоторых случаях ответы участников ЕГЭ по форме не являются планом, а представляют собой сплошной текст, или схему, или таблицу.
Критерий 24.1 содержит следующее положение: если «ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)», то он оценивается 0 баллов.
Критерий 24.2 – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана. В соответствии с ним только ответ, за который по критерию 24.1 поставлено 3 балла, без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана, оценивается 1 баллом.
Соответственно, за ответы, оценённые по критерию 24.1 в 0, 1 или
2 балла (независимо от наличия/отсутствия ошибок, неточностей) или в 3 балла, но с одной и более ошибкой, неточностью, по критерию 24.2 выставляется 0 баллов.
Приведём типовые схемы оценивания ответов на задание 24.


56

План (схема)
Баллы
24.1
24.2
1. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III. Особенности политической партии: а) б) в)
3 1
2. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в) г) лишняя, некорректная д)
III. Особенности партии: а) б) в)
3 0
3. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III. Особенности партии: а) б) в)
IV. Особенности партийной системы России: а) б) в) некорректно
3 0
4. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в) некорректно
III. Особенности партии: а) б) в)
3 0

57 5. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III. Особенности партии: а)
б)
2 0
6. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III.
Особенности партии. (Обязательный пункт есть, но не раскрыт.)
IV. Политические партии России: а) б) в)
2 0
7. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III. Особенности политической партии: а) б) в)
IV. Политические партии России: а)
б)
2 0
8. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) в)
III. Особенности партийной системы России: а) б) в)
1 0
9. I. Функции политической партии: а) б) в)
II. Особенности партийной системы России:
0
Не является сложным планом
0

58 а) б) в)
10. I. Функции политической партии: а) б) в)
II. Особенности политической партии: а) б) в)
0
Не является сложным планом
0 11. I. Функции политической партии: а) б) в)
II. Особенности политической партии
0
Не является сложным планом
0 12. I. Понятие политической партии.
II. Функции политической партии: а) б) ошибка/неточность в) ошибка/неточность
III. Особенности политической партии: а) б) ошибка/неточность в) ошибка/неточность
В такой ситуации оба «обязательных» пункта нельзя рассматривать как детализированные в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
0 0
Задание 25 как часть составного задания конкретизирует, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства, отдельные аспекты темы доклада.
Задание высокого уровня сложности проверяет сформированность умения выявлять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (предметный результат), а также позволяет продемонстрировать владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (метапредметные результаты обучения).
В 2023 г. формулировка задания была детализирована:


59
– добавлено вводное предложение с обобщёнными требованиями:
«выполните задания, ответьте на вопрос»; при этом сделан акцент на использовании обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта;
– выделены и пронумерованы три элемента, которые обязательно должны присутствовать в полном правильном ответе: 1) обоснование; 2) ответ на вопрос; 3) примеры;
– конкретизированы требования к качеству обоснования, сделан акцент на необходимости продемонстрировать достижение таких предметных результатов ФГОС, как владение базовым понятийным аппаратом социальных наук и умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов: «обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания… раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи»;
– изменено требование к количественному показателю обоснования:
«обоснование должно быть дано… в нескольких связанных между собой распространённых предложениях»;
– в дополнение сделан акцент на связи второго и третьего элементов ответа: «для каждой из указанных в пункте2 партий приведите по одному примеру».
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на
обществоведческие
знания
в
нескольких
связанных
между
собой
распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или)
функциональные связи.)
2)Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть
сформулирован
развёрнуто.
В
совокупности
примеры
должны
иллюстрировать три различные функции.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) обоснование;
2) ответ на вопрос;
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании
названий трёх партий и при отсутствии некорректных названий
партий или названий не существующих в Российской Федерации
25


60
партий.)
3) примеры, иллюстрирующие реализацию различных функций каждой из указанных в пункте 2 политических партий (всего три примера).
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)

Критерии оценивания ответа на задание 25
Баллы
25.1 Обоснование
2
Приведено корректное обоснование
с
опорой
на
обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов
2
Приведено в целом корректное обоснование с опорой на
обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое содержит отдельные неточности / иные недостатки, не искажающие сущность обосновываемого тезиса,
И/ИЛИ не полностью раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов
1
Все иные ситуации, включая обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании
И/ИЛИ обоснование, приведённое без опоры на обществоведческие знания, на бытовом уровне
0
25.2 Ответ на вопрос
1
Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций
1
Все иные ситуации, включая отсутствие данного в явном виде ответа на вопрос, оформленного как самостоятельный элемент
0
25.3 Примеры
3
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
3
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены только два примера при отсутствии дополнительных
(сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
2
В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведён только один пример при отсутствии дополнительных
(сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ ошибки.
ИЛИ В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены два-три примера при наличии одного или
1