Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16
характеристика трудовых ресурсов из текста, приведена
характеристика трудовых ресурсов не из текста), не засчитывается
при оценивании)
Правильно приведены два элемента (необходимое количество признаков, корректное объяснение)
2
Правильно приведён только один любой элемент
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления
2 и 1 балла.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Ответ 1
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
Правильно приведены два элемента (необходимое количество признаков, корректное объяснение)
17
Ответ 2
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
Правильно приведены два элемента (необходимое количество признаков, корректное объяснение)
Ответ 3
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
Правильно приведён только один элемент
18
Ответ 4
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
Правильно приведён только один элемент
Ответ 5
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания
19
Ответ 6
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания
Авторы приводят характеристики влияния знания на различные факторы производства (ресурсы). Назовите любые три характеристики из текста.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждую из них. (В каждом случае сначала
назовите характеристику, затем приведите соответствующий пример.
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы
(характеристики и примеры):
1) знание используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе научных достижений
(например, знание особенностей выработки энергии позволило создать экологически чистые солнечные электростанции);
2) знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников (например, учитель истории Илья
Анатольевич, пройдя аттестацию, повысил квалификацию, что позволило ему получить статус наставника);
3) знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала
(например, знание технологических процессов производства
19
20 колбасных изделий позволяет компании
N обновлять производственные линии для выпуска продукции высокого качества);
4) знания (особенно управленческие) позволяют предпринимателям организовывать производство благ и услуг наиболее рационально
(например, банк Т, используя систему работы без офисов, значительно расширил клиентскую базу владельцев банковских карт).
Характеристики из текста могут быть проиллюстрированы другими примерами.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)
Указания по оцениванию
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством
корректно приведённых элементов (характеристик и примеров)
приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания
количества)
элементы,
содержащие
неточности/ошибки,
искажающие смысл ответа, то при оценивании действует
следующее правило:
– если таких элементов два или более, то за ответ выставляется
0 баллов;
– если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл
ниже фактического по критериям
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три характеристики
3
Правильно названы две-три характеристики, только две из них проиллюстрированы примерами
2
Правильно названы одна–три характеристики, только одна из них проиллюстрирована примером(-ами)
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
21
Ответ 1
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три характеристики
22
Ответ 2
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
Правильно названы две характеристики (1 и 2), только одна из них проиллюстрирована примером
(2). Позиция 3 не содержит характеристики влияния знания на различные факторы производства
(ресурсы)
23
Ответ 3
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания: характеристика влияния знания на фактор производства (ресурс) отсутствует
Ответ 4
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания: характеристики влияния знания на факторы производства (ресурса) и примеры отсутствуют
24
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих особое значение предпринимательских способностей для развития бизнеса. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как
распространённое предложение.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе могут быть приведены такие аргументы.
1) Предпринимательские способности могут быть источником инноваций в бизнесе.
2) Предпринимательские способности связаны с принятием стратегических решений по определению основных направлений деятельности фирмы.
3)
Предпринимательские способности связаны с поиском нестандартных решений, зачастую необходимых в условиях высокой конкуренции на рынке.
Могут быть приведены иные уместные аргументы.
Засчитываются только аргументы, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания
не засчитываются в качестве аргументов)
Указания по оцениванию
Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством
корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены
дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества)
элементы/позиции,
содержащие
неточности/ошибки,
искажающие смысл ответа, то при оценивании действует
следующее правило:
– если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ
выставляется 0 баллов;
– если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ
выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям
Приведены три аргумента (в соответствии с требованием задания)
3
Приведены только два аргумента (в соответствии с требованием задания)
2
Приведён только один аргумент (в соответствии с требованием задания)
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
20
25
Ответ 1
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
Приведены три аргумента (в соответствии с требованием задания)
26
Ответ 2
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
Приведены три аргумента (в соответствии с требованием задания)
27
1 2 3 4 5 6
Ответ 3
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
Приведены только два аргумента (в соответствии с требованием задания)
Ответ 4
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
Правильно приведён только один аргумент
(в соответствии с требованием задания)
28
2.2. Оценивание выполнения заданий
на анализ графиков спроса и предложения (21)
Задание 21 базового уровня сложности предполагает анализ графического изображения, иллюстрирующего изменения спроса/предложения на конкретном рынке, и ответ на три вопроса по данному изображению. Участник
ЕГЭ должен проанализировать графическую информацию и выполнить задания: не только указать возможное обстоятельство (фактор), вызвавшее изменение спроса/предложения, отражённое на графике, но и объяснить его влияние на конкретный (указанный в задании) рынок, а также высказать предположение об изменении других показателей при определённом условии и прочих равных. Задание предполагает, что участник ЕГЭ самостоятельно формулирует и объясняет выводы на основе проведённого анализа информации.
За полное и правильное выполнение задания 21 выставляется 3 балла.
При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Данное задание является типовым. Возможных ситуаций всего четыре: увеличение спроса, сокращение спроса, увеличение предложения, уменьшение предложения.
Рассмотрим пример задания.
Пример 2
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S
1
при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение.
(Объяснение должно быть дано применительно
к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
21