Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61 более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла
0
Максимальный балл
6
Каков алгоритм действий эксперта?
1. Проанализировать приведённое обоснование по следующим позициям:
– количество предложений (обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании, не засчитывается);
– состав предложений (предложения должны быть распространёнными);
– раскрытие причинно-следственных и (или) функциональных связей соответствующих объектов/процессов;
– наличие/отсутствие опоры на обществоведческие знания;
– корректность с точки зрения научного обществознания (отсутствие ошибок и неточностей).
2. Оценить ответ по критерию 25.1 и выставить соответствующий балл.
3. Во втором пункте ответа определить, есть ли необходимое количество элементов для того, чтобы ответ на вопрос был засчитан. Ответ на этот вопрос засчитывается только при корректном указании трёх требуемых элементов
(в данном задании – названий политических партий, действующих в Российской Федерации). Ответ должен быть сформулирован в явном виде
и оформлен как самостоятельный элемент.
4. Оценить ответ по критерию 25.2 и выставить соответствующий балл.
5. В третьем пункте ответа необходимо проанализировать качество и количество примеров (по аналогии с ответом на задание 19). Сначала следует внимательно прочитать условие задания. Так, в этом конкретном задании необходимо для каждой из указанных партий привести по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции. Нужно обратить внимание на то, чтокаждый пример должен быть сформулирован развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Качество дополнительных (сверх трёх требуемых) примеров влияет на выставленный балл: даже если три примера приведены без ошибок, а ошибки/неточности есть в дополнительном примере, то выставляется 1 балл
(см. критерии).
6. Оценить ответ по критерию 25.3 и выставить соответствующий балл.
Задание оценивается по обобщённым критериям: содержание примерного ответа не прописывается.
Требования к оформлению ответа в критериях не предъявляются, поэтому он может быть записан в свободной форме.


62
При оценивании ответа прежде всего следует обратить внимание на его содержание и соответствие требованиям задания. В рассматриваемом примере это:
1) корректное обоснование необходимости политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе, сформулированное
с опорой на обществоведческие знания (без ошибок, неточностей) в нескольких распространённых предложениях, раскрывающее причинно- следственные и (или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов;
2) названия трёх политических партий, которые действуют в Российской
Федерации (должны быть корректно указаны названия трёх партий при отсутствии некорректных названий партий или названий несуществующих в Российской Федерации партий). Засчитывается только ответ, представленный в явном виде, оформленный как самостоятельный элемент (названия партий выписаны отдельно);
3) примеры должны быть приведены для каждой из трёх политических партий, которые действуют в Российской Федерации. Они могут иллюстрировать реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть
сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны
иллюстрировать три различные функции.)
Таким образом, засчитывается только пример с указанием действующей в России политической партии. Даже корректный по содержанию пример
(правильно иллюстрирующий функцию политической партии), в котором вместо названия действующей российской партии указана партия Z или не указана никакая конкретная партия, не засчитывается.
Отдельные слова и словосочетания не засчитываются; два-три однотипных примера (иллюстрирующих только одну функцию) засчитываются как один пример.
Пример 9
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Банк как финансовый институт».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банк как финансовый институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответа учитывается:

соответствие структуры предложенного ответа плану сложного
24


63 типа;

наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

количество подпунктов каждого пункта;

корректность формулировок пунктов и подпунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Место банков в финансовой системе.
2. Центральный банк и его основные функции: а) контроль объёма денежной массы и эмиссия денег; б) обслуживание финансовых операций правительства; в) хранение золотовалютных резервов; г) лицензирование деятельности финансовых организаций и др.
3. Функции коммерческих банков: а) привлечение свободных денежных средств; б) обслуживание счетов граждан и фирм; в) кредитование; г) посреднические операции и др.
4. Виды операций коммерческих банков: а) активные; б) пассивные.
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно
двух подпунктов.)
5. Государственное регулирование банковской деятельности в условиях рынка.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из пунктов плана № 2, 3 и 4
1   2   3   4   5   6

в данной или
близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание
этой темы по существу

Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных наук возможно только два подпункта
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
2

64
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук
возможно только два подпункта.
ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук
возможно только два подпункта
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук
возможно только два подпункта
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер
и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае,
если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
24.2
Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана
1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей
1
Все иные ситуации
0
Максимальный балл
4


65
Ответ 1
Критерий Балл
Комментарий
24.1 0
Ответ участника ЕГЭ по форме не соответствует требованию задания – не является сложным планом
24.2 0
1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

66
Ответ 2
Критерий Балл
Комментарий
24.1 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
24.2 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

67
Ответ 3
Критерий Балл
Комментарий
24.1 2
Пункт 4 раскрыт только в двух подпунктах
24.2 0
1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

68
Ответ 4
Критерий Балл
Комментарий
24.1 2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих
«обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
24.2 0
1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

69
Ответ 5
Критерий Балл
Комментарий
24.1 0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла
24.2 0
1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
Пример 10
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость регулирования рыночной экономики центральным банком. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие
знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях,
раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие коммерческие банки действуют на территории Российской
Федерации? (Назовите любые три банка.)
3) Приведите три примера, иллюстрирующих реализацию указанными в пункте
2 банками разных функций. (Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных
функции.)
25