Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ 1
Ответ оценён 4 баллами.

41
Комментарий
Правильно даны ответы на четыре вопроса
Ответ 2
Ответ оценён 4 баллами.
Комментарий
Правильно даны ответы на четыре вопроса
Ответ 3
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
Правильно даны ответы только на первые три вопроса, ответ на четвёртый вопрос не засчитывается
Ответ 4

42
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

43
2.4. Оценивание ответов на задание
по Конституции Российской Федерации (23)
Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, принципов и норм, закреплённых Конституцией Российской Федерации.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Каждое объяснение (подтверждение) в соответствии с требованием задания должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации; правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.
В КИМ ЕГЭ данное задание представлено двумя моделями.
Задания первой модели имеют следующую структуру: характеристика
(условие задания) и три объяснения (подтверждения) данной характеристики
(требование задания).
Пример 6
Конституция Российской Федерации закрепляет возможности человека реализовывать свой потенциал в политической сфере.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три объяснения этой характеристики.
Могут быть приведены такие объяснения:
1) граждане Российской Федерации имеют право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
2) граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые
предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются
в качестве объяснений) с опорой на конкретное положение Конституции
Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей
Конституции и дословного воспроизведения их содержания!
Выполнение данного задания оценивается следующим образом.
23


44
На основе Конституции Российской Федерации приведены три объяснения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
3
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два объяснения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
2
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно объяснение при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ На основе Конституции Российской Федерации приведены два- три объяснения при наличии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
1
Ни одно объяснение не сформулировано на основе Конституции
Российской Федерации.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3

45
Ответ 1
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведены три объяснения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ ошибки

46
Ответ 2
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два объяснения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
Ответ 3
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно объяснение при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
Ответ 4
Ответ оценён 0 баллов.
Комментарий
Ответ не соответствует требованию задания: засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве объяснений)

47
Задания второй модели имеют следующую структуру: три характеристики нашего государства (условие задания) и по одному подтверждению каждой характеристики (требование задания.)
Пример7
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства:
1) федеративное государство;
2) республиканская форма правления; 3) суверенное государство.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое
предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует
указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции
и дословного воспроизведения их содержания.)
Могут быть приведены такие объяснения:
1) федеративное государство, например: Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской
Федерации;
2) республиканская форма правления, например: глава государства – Президент
Российской Федерации – избирается сроком на шесть лет гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным и законодательным органом
Российской Федерации является Федеральное Собрание;
3) суверенное государство, например: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию / Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации
/
Российская
Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Могут быть приведены другие объяснения в соответствии с требованием задания.
Засчитываются только объяснения, сформулированные как распространённые
предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются
в качестве объяснений) с опорой на конкретное положение Конституции
Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей
Конституции и дословного воспроизведения их содержания!
На основе Конституции Российской Федерации приведены три объяснения (в соответствии с требованием задания)
3
23


48
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два объяснения (в соответствии с требованием задания)
2
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно объяснение (в соответствии с требованием задания)
1
Ни одно объяснение не приведено на основе Конституции
Российской Федерации.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Ответ 1
Ответ оценён 3 баллами.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведены три объяснения
(в соответствии с требованием задания)
Ответ 2

49
Ответ оценён 2 баллами.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два объяснения (первая и третья характеристики)
Ответ 3
Ответ оценён 1 баллом.
Комментарий
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно объяснение (третья характеристика). Вместо объяснения смысла первой и второй характеристик приведены сами характеристики

50
2.5. Оценивание выполнения составного задания,
требующего подготовки доклада по заданной теме (24-25)
Задания 24 и 25 требуют составления плана доклада по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами связанных с предложенной темой доклада социальных явлений и процессов.
Составное задание позволяет проверить целый комплекс знаний и умений обучающихся: обзорное знание определённой темы курса в единстве её структурных элементов; умение представить эти элементы в структурно- логическом виде, выстроить порядок следования отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана; привлекать теоретические знания для объяснения фактов социальной действительности; ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; строить развёрнутое высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п., точно выражать свои мысли, использовать разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять понятия и термины, избегать речевых штампов.
Это составное задание объединяет два задания, связанных одной темой, но имеющих самостоятельную систему оценивания выполнения каждого из них. Таким образом, если участник экзамена по каким-то причинам не приступает к выполнению любого одного задания из двух или получает за его выполнение 0 баллов, то эксперты не выставляют автоматически 0 баллов за ответ на другое задание, проверяют его и выставляют баллы в соответствии с предложенными критериями.
Пример 8
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.)
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или
нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни
24
25


51 общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные
функции.)
Задание 24 содержит требование составить сложный план доклада по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса.
План – чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Прежде чем приступить к оцениванию выполнения задания, необходимо чётко уяснить сущность требования, из которого вытекает набор оцениваемых элементов ответа. Выполнение этого задания предполагает следующее.

Соответствие структуры доклада плану сложного типа.
В условии задания 24 сформулировано требование к структуре:
«Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах». Следовательно, минимум необходимых пунктов – три, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах. Пунктов может быть и больше, но следует учитывать при оценивании, что ошибки/неточности в дополнительных пунктах влияют на оценку.

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу.
Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, наличие которых позволит раскрыть содержание данной темы по существу, направлено на повышение качества оценки содержательной стороны плана.
При этом формулировки, данные участником ЕГЭ, не обязательно должны дословно совпадать с теми, что приводятся в модельном образце для эксперта.
В критериях оценивания есть соответствующее указание: «Наличие любых двух
из пунктов плана № 2, 3 и 4 (номер зависит от конкретной темы) в данной или
близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы
по существу». Но эти пункты должны чётко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.

Количество подпунктов каждого пункта.
Поясним: во-первых, требование о количестве подпунктов распространяется на все детализированные пункты плана (формулировка
«каждого детализированного пункта» включает в себя и пункты, которые будут засчитаны как раскрывающие тему по существу, и пункты составленного плана, которые не будут засчитаны в качестве «обязательных»); во-вторых, количество этих подпунктов по общему правилу должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. Например, при составлении плана по теме «Научное познание» участник ЕГЭ указывает пункт «Уровни научного познания». Таких уровней всего два – эмпирический и теоретический. При этом другой


52 возможный пункт «Методы научного познания» может быть раскрыт в трёх или более подпунктах.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки
пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной,
вопросной или смешанной формах.

Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана.
Формулировки пунктов и подпунктов плана не должны содержать ошибок, неточностей.
Для задания 24 из примера 8 один из вариантов раскрытия темы может быть таким.
Ответ 1
1.
Понятие политической партии.
2.
Особенности политических партий как общественных организаций: а) стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти; б) идейно-политическая ориентация; в) наличие программы; г) наличие устава; д) наличие организационной структуры и др.
3.
Функции политических партий в демократическом обществе: а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая социализация; в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
4.
Классификации политических партий: а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.); б) по организационному признаку (массовые, кадровые); в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные); г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5.
Типы партийных систем: а) однопартийная система; б) двухпартийная система; в) многопартийная система и её разновидности.
6.
Политические партии в современной России.
Наличие любых двух из пунктов плана № 2, 3 и 4 в данной или близкой по
смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по
существу.

53
Задания этого типа оцениваются в соответствии с универсальными, обобщёнными критериями (24.1, 24.2).

Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть
не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных наук возможно только два подпункта
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук
возможно только два подпункта.
ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук
возможно только два подпункта
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0