Файл: Вопросы по эп для кт 2 Понятие, предмет и метод экологического права Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью экологических субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право - предусмотренная нормой экологического права мера возможного поведения участников правоотношений. 

Правомочия граждан в области охраны окружающей среды:

  1. Создавать общественные объединения по охране окружающей среды

  2. Принимать участие в собрания, митингах, петициях по охране окружающей среды 

  3. Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды

  4. Требовать в административном или судебном порядке отмены решений при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции экологически верных объектов 

  5. Ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических или физических лиц, а также предъявлять в суд иски о возмещении вреда


Обязанности:

  1. Совершать определенные экологически значимые действия 

  2. Не совершать определенные действия, установленные законом 

Права и обязанности субъектов экологических правоотношений подразделяются на следующие виды:

  1. Права и обязанности субъектов в зависимости от особенностей объектов экологических правоотношений 

  2. Права и обязанности субъектов в зависимости от юридических фактов 

  3. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от территории 

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты

Юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты подразделяются на следующие группы:

  1. Правоустанавливающие, т.е. действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений 

  2. Правоизменяющие - это действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся отношений. 

  3. Правопрекращающие - действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений

6.Понятие и формы регулирования экологических отношений.

Регулирование экологических отношений - деятельность, направленная на организацию рационального природопользования, охрану, воспроизводства и улучшения окружающей среды и отдельных природных ресурсов. 

Регулятивные функции выполняют органы государственной власти, мсу, природопользователи и иные субъекты экологических отношений. 

Объектом регулирования являются экологические отношения, которые выступают как целостная система в зависимости от вида объекта экологического правоотношения. 

Формы регулирования:

  1. Правовое регулирование, управление, планирование, экологический контроль, экологический мониторинг, нормирование качества окружающей среды и отдельных природных ресурсов 

  2. Нормирование негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а также природопользование 

  3. Экологические, санитарно-гигиенические и иные экспертизы, оценка воздействия на окружающую среду, лицензирование в экологической сфере, экологический аудит, экономическое регулирование, учёт природных ресурсов, государственная регистрация прав на природные ресурсы, природоустройство, экологическая информация 


Цель регулирования экологических правоотношений заключается в формировании экологического правопорядка.

Задачей регулирования экологических правоотношений является создание благоприятных условий для осуществления экологической деятельности и обеспечения устойчивого развития экологических правоотношений.

Принципы регулирования экологических отношений:

  1. Принцип целостного комплексного подхода к регулированию экологических правоотношений

  2. Сочетание административных и экономических методов регулирования экологических правоотношений

  3. Обеспечение взаимодействия общества и природы 

  4. Демократизация регулирования экологических правоотношений 

  5. Разнообразие форм и методов регулирования экологических правоотношений

7.Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по правовому регулированию экологических отношений.

Государственное регулирование осуществляют государственные органы на федеральном уровне, к ним относятся:

  1. ФС 

  2. Правительство

  3. Федеральные органы исполнительной власти.

Президент определяет направления внутренней и внешней политики государства экологической сфере.

ФС осуществляет законотворческую функцию в экологической сфере путем принятия нормативных актов

Органом исполнительной власти общей компетенции является Правительство РФ, которое в пределах своих полномочий осуществляет регулирование социально-экономической сферы, формирует федеральные целевые программы в области охраны и рационального использования природных ресурсов. 

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов и экологии
обладает специальной компетенцией, на которого возложены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, мониторинги окружающей природной среды, а также выработке и реализации государственной политики в области экологических правоотношений. Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет координацию и контроль подведомственных ему федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, федерального агентства водных ресурсов и федерального агентства по природопользованию. 

Министерство сельского хозяйства осуществляет функции в сфере агропромышленного комплекса, включает животноводство, ветеринарию, растениеводство, мелиорации земель, устойчивое развитие сельских территорий.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции в области лесных отношений по их контролю и надзору, а также управлением гос.имущества.

Министерство экономического развития возложены функции в сфере имущественных отношений, оценочных действий, земельных отношений, государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество. 

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением экологического законодательства.

Судебный контроль осуществляет конституционный суд, Верховный суд, арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Органы государственной власти субъектов РФ и МСУ
осуществляют регулирование в сфере использования и охраны природных ресурсов, которые находятся в их собственности.

8.Управление экологической сферой: понятие, виды, система органов управления. Планирование экологической деятельности.

Управление экологической сферой - это исполнительно-распорядительная деятельность, которая обеспечивает функционирование общества и отдельных его элементов.

Управление экологической деятельностью представляет собой особую форму социального управления, которая подразделяется:

  1. Государственное управление экологическими правоотношениями осуществляют государственные органы исполнительной власти и субъектов РФ 

  2. Муниципальное управление создают определенную систему органов управления по использованию, охране, улучшения природных ресурсов, которые находятся в собственности муниципальных образований

  3. Производственное управление осуществляют собственники природных ресурсов, природопользователи и иные владельцы природных ресурсов.

Управление в области реализации производственного управления возможно только собственниками хозяйствующих субъектов, т.е. юридическими лицами. 

Планирование охраны окружающей среды осуществляется в составе прогнозов и программ социально-экономического развития, а также в виде схем комплексного использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов комплексных и целевых экологических программ. Основным плановым документом являются комплексные целевые экологические программы. Программы подразделяются на федеральные, региональные межрегиональные, муниципальные и локальные. По срокам краткосрочные и долгосрочные. Разработку и реализацию программ осуществляет Мин природных ресурсов и экологии РФ, которые утверждаются правительством РФ и финансируются из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ или местного бюджета. Экологические программы, имеющие межрегиональный характер разрабатываются и реализуются на основании договорных отношений заключаемых субъектами.