Файл: Вопросы по эп для кт 2 Понятие, предмет и метод экологического права Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды экологических экспертиз:

  1. Государственная экологическая экспертиза проводится федеральной службой в сфере природопользования или органами исполнительной власти субъекта РФ

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

  • Проекты нормативно-технической документации антропогенных объектов 

  • Программы федеральных целевых проектов, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности или линейных объектов

  • Объекты социально-значимого..при вводе в эксплуатацию

  • Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду

  • Материалы комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий

  • Объекты государственной экологической экспертизы, получившие положительное заключение вводятся в эксплуатацию.

Объекты подлежащие экспертизе на региональном уровне:

  • Проекты целевых программ субъектов РФ на строительство социально-значимых объектов

  • Материалы комплексного обследования особо охраняемых природных территорий регионального уровня

  • Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт антропогенных объектов, которые могут оказать воздействие на окружающую среду

Заключение государственной экологической экспертизы может быть как положительным, так и отрицательным

В положительном заключении указываются:

  1. Соответствие намечаемой деятельности экологическим требованиям

  2. Допустимости воздействия на окружающую среду

  3. Возможности реализации объекта экспертизы 

Отрицательное заключение содержит следующие выводы:

  1. О необходимости доработки предоставленных материалов по соответствующим замечаниям 

  2. О недопустимости реализации объектов

2)Общественная экспертиза

Ее могут проводить общественные организации, основным направлением деятельности которых в соответствии с из уставами является охрана окружающей среды, в том числе и проведение экологической экспертизы. Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу после одобрения ее уполномоченным органом исполнительной власти.


Экологический аудит - это способ регулирования экологической деятельности. Заключается в независимой, вневедомственной оценке соответствия деятельности хозяйствующих субъектов требованиям экологического законодательства. 

Виды экологического аудита:

  1. Внешний экологический аудит осуществляется аудиторскими организациями 

  2. Внутренний экологический аудит проводится работниками данной организации 

Проведение экологического аудита позволяет выявить недостатки в деятельности хозяйствующих субъектов. Результаты аудита могут быть использованы при планировании экологической деятельности.

Под экологической сертификацией понимается действие третьих лиц по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта экологическим требованиям. 

Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. По результатам выдаётся сертификат соответствия. 

13.Лицензирование экологической деятельности: понятие, виды, значение.

Лицензия - это официальный документ, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требований его осуществления.

Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участками недр, объектами животного мира, участками лесного фонда, правом комплексного природопользования.

В лицензии указывается:

  1. Вид деятельности

  2. Срок действия

  3. Условия осуществления 

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  1. Проводит экспертизу представленных материалов и их оценку 

  2. Определяет условия действия лицензии

  3. В случае необходимости проводят дополнительную экспертизу или экологический аудит

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления, для проведения дополнительной экспертизы в течение 15 дней .

Основания для отказа в выдаче лицензии:

  1. Наличие недостоверных документов или искажённой информации

  2. Отрицательное экспертное заключение


Общий срок выдачи лицензии не более 4 лет. 

14.Нормирование содержания вредных веществ в окружающей природной среде, выбросов в окружающую природную среду, природопользования.

Экологическое нормирование - это установление уполномоченными органами экологических нормативов в соответствии с требованием законодательства.

Включает в себя:

  1. Нормативы качества окружающей среды

  2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды 

  3. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Нормативы устанавливаются в форме:

  1. В соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды

  2. В соответствии с физическими показателями, в т.ч. с показателями уровня радиоактивности и тепла

  3. Нормативы установленные в соответствии с биологическими показателями, в т.ч. определенный круг растений, животных и других организмов

Функции нормативов качества окружающей среды:

  1. Устанавливает предельные величины химических, физических и биологических воздействий на окружающую среду 

  2. Служат для оценки состояний атмосферного воздуха, водных объектов, земли по химических, физическим и биологическим показателям 

  3. Образуют основу для регулирования окружающей среды 

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды включают в себя:

  1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ 

  2. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение

  3. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибраций и иных вредных физических воздействий

  4. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия

  5. Предельно допустимые нормативы в сельском хозяйстве

15.Оценка воздействия на окружающую природную среду: понятие, порядок проведения, значение.

Оценка воздействия на окружающую природную среду
- процедура учёта экологических требований при подготовке и принятию решения о социально-экономическом развитии общества.

Цель: принятие необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неблагоприятных для общества экологических и связанных с ним социально-экономических и иных последствий реализации хозяйственной и иной деятельности.

Оценка воздействия проводится при подготовке следующих документов:

  1. Концепций, программ и планов отраслевого и территориального, социально-экономического развития 

  2. Схем комплексного использования и охраны природных ресурсов 

  3. Градостроительная документация 

  4. Документация по созданию новой техники

  5. Предпроекты обоснований инвестиций, строительства, реконструкция новых объектов и комплексов 

При подготовке документации обосновывающих развитие объектов и видов хозяйственной деятельности оценка воздействия на окружающую среду является обязательной. По остальным видам объектов и деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Результатом проведения оценки является вывод о допустимости воздействия соответствующей деятельности на окружающую среду. 

Обосновывающая документация направляется для проведения экологической экспертизы. 

Результатом оценки воздействия на окружающую среду являются:

  1. Информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельностью. Оценке ее воздействия на экономическую и социальную деятельность, а также о возможности минимизировать негативное воздействие 

  2. Выявление и учёт общественного мнения при принятии решений, которые касаются хозяйственной деятельности

  3. Решение заказчика по определению альтернативных вариантов намечаемой деятельности или отказе от нее с учётом проведенной оценки воздействия на окружающую среду 

Исследования по оценке воздействия на окружающую среду включают в себя:

  1. Определение характеристик намечаемой хозяйственной деятельности

  2. Анализ состояния территории

  3. Определение мероприятий уменьшающих или предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду 

  4. Оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствия

  5. Сравнение по ожидаемым экологическим и социально-экономическим показателям воздействия на окружающую среду 

  6. Предложение по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности

  7. Предварительный вариант по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности 


  1. Природоустройство: понятие, виды, значение.

Природоустройство - это форма регулирования экологических отношений, которая заключается в изучении и комплексной оценке состояния, использования, охраны окружающей среды отдельных природных ресурсов и разработке по материалам оценки направлений рационального природопользования, охраны, восстановления, преобразования окружающей среды и отдельных природных ресурсов. 

Формы природоустройства:

  1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и систематизации существующих объектов землеустройства и установлению их границ.

Землеустройство заключается в изучении состояния земель с целью получения информации об их количественном и качественном состоянии, которое включает в себя геодезические и картографические работы. 

  1. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, защиты лесов, закрепление границ лесничеств, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов

  1. Государственный учет природных ресурсов, источников воздействия на окружающую природную среду, размещения в ней отходов.

Средством государственного регулирования экологической деятельности является учёт природных ресурсов в форме государственных кадастров и реестров текущего учёта, а также балансов природных ресурсов.

Основной формой учёта природных ресурсов является кадастр недвижимости земельных участков месторождений полезных ископаемых, особо охраняемых природные территории.

Реестры распространяют свое действие на водные объекты, лесные объекты, животный мир.

Государственные природные кадастры и реестры представляют собой сведения о правовом режиме конкретных природных объектов, их географическом положении, размерах, границах, качествах и свойствах, целевом назначении, формах вещных прав природопользователей, а также о видах, сроках природопользования. 

Государственные природоресурсные кадастры и реестры ведутся по единым системам.

Кадастровый или реестровый учёт природных ресурсов - описание и индивидуализация природного объекта, в результате чего он получает определенные свойства и характеристики, который позволяет выделить его из других природных ресурсов с присвоением ему определенного индивидуального номера.