Файл: СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ8. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"9, в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного

_______________________

7 См. :. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"

8 См. :. Федеральный закон "Об индивидуальном учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ

9См. :. Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ-2001.-№51 –Ст.4852

учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию10.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"11 еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ.


С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

_______________________

10 См. : Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // "Электронный журнал «Азбука права» [Электронный ресурс http://lgoty-vsem.ru/pensiya/strahovaya-pensiya-po-starosti.html]

11 См. : Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел переоценку расчетного пенсионного капитала.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Для изменения пенсионной системы в 2013 г. был принят Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях»12., вступивший в законную силу с 01.01.2015 г., и в России начал действовать новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, который должен повысить значение трудового стажа при расчете размера пенсии.


_______________________

12 См. : Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях» "//Собрание законодательства РФ-2013-№50 –Ст.6989.

1.2. Правовые основания института страховых пенсий в РФ

Нормы институтов пенсионного права регулируют отдельные виды отношений в зависимости от юридических фактов, при наступлении которых назначается тот или иной вид пенсии, а также определяют основания и условия их предоставления.

Институт страховой пенсии по старости является самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения. Суть данной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования, которые выгодно отличают его от других институтов пенсионной системы, являются:

- обязательность для страхователей работников и работодателей вносить страховые взносы; личное страхование, как правило, носит добровольный характер, что не позволяет ему быть столь массовым по охвату (по числу застрахованных);

- публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигаются обязательность но закону участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, что позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных, личное страхование носит частный характер и осуществляется в рамках гражданско-правовых взаимоотношений;


- обязательное (по закону) право застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды пенсионных выплат, услуг, определенных законодательно), реализации и полноты выплат по которым можно добиваться в судебном порядке;

- высокий уровень сохранности финансовых средств благодаря осуществлению выплат на основе реализации принципа солидарности поколений, государство контролирует правильность и целевой характер расходования средств;

- достаточно «дешевое» для населения страны пенсионное страхование (по сравнению с личным), что достигается массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы, система личного страхования преследует цель получения прибыли, вынуждая тех, кто им занимается, иметь дело прежде всего «с выгодными клиентами»;

- самоуправляемые формы обязательного социального страхования, когда практически все вопросы по созданию и управлению сложными системами осуществляются наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).

Правовой основой обязательного пенсионного страхования является федеральный закон «об обязательном пенсионном страховании в РФ», закон «о трудовых пенсиях РФ», закон «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». В соответствие с федеральным законом «об обязательном пенсионном страховании» обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого им до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ РФ).

ПФ РФ и его территориальные органы составляют единую центральную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования [3].

При этом государство несет ответственность по обязательствам ПФ перед застрахованными лицами. Наряду с ПФ РФ страхователями по ОПС могут являться и не государственные ПФ.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ


2.1. Основание и порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости

В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом «О страховых пенсиях».

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пенсионное страхование — обязательный вид страхования для всех граждан РФ. Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы. Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 года эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 %- накопительная.