Файл: СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена следующими аспектами. Одним из основных видов социального обеспечения в России является система пенсионного обеспечения, представляющая собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. Страховые пенсии имеют особое значение для пенсионного обеспечения граждан. Пенсионеров в Российской Федерации 46 млн. Большинство из них “примерно 95%” получают «страховую» пенсию. Пенсия для многих является основным, а зачастую и единственным источником средств существования. В настоящее время в России в области пенсионного страхования происходят изменения, затрагивающие, в том числе, вопросы пенсионной формулы, индексации, формирования пенсионных прав в целях повышения финансовой устойчивости пенсионной системы.

Безусловно, никакая пенсионная формула и никакой механизм индексации пенсий не может решить одновременно проблемы всех участвующих сторон: Пенсионного фонда, федерального бюджета, пенсионеров, работников, плательщиков страховых взносов.

От того, насколько качественно будет решена данная задача реализации пенсионной реформы, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а, следовательно, и на масштабы инвестиционного процесса.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.

Почти до конца XIX в. в области политики господствовала концепция невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования престарелых, нетрудоспособных.

Государственные системы социального обеспечения возникли с появлением законов об обязательном социальном страховании трудящихся. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно закрепляются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года1, стала одним из первых актов России, в котором права и свободы человека, его честь и достоинство провозглашены высшей ценностью общества и государства,


Декларация от 22 ноября 1991 г. закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Назначение и начисление страховой пенсии является немаловажным вопросом в каждом государстве. Выступая ключевой сферой социального обеспечения граждан, данная проблема всегда приковывает внимание большого количества юристов и исследователей.

_______________________

1 См. : Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года

Согласно данным Росстата, общее количество пенсионеров каждый год увеличивается: если в 2010 году их насчитывалось 41,1 миллион человек, то в 2015 – 43,8, а в 2019 – 46,1 из них женщин в два раза больше, чем мужчин. В 2018 году уровень пожилых россиян по отношению к работающих достиг 25%.

Пенсионная система Российской Федерации - это совокупность создаваемых в России правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца. Около 20% населения России является пенсионерами по старости. Низкий уровень их пенсий практически вычёркивает данную категорию граждан из числа экономически активного населения, что отрицательно сказывается на экономической ситуации в России в целом. Общественные отношения исторически включают в себя механизм взаимопомощи, когда активные члены общества осуществляют поддержку менее активных, которые в силу обстоятельств не могут участвовать в общественном производстве. В современном обществе этот механизм приобрёл новые качества, и теперь социальная поддержка осуществляется в рамках государственных программ по обязательному пенсионному страхованию. Целью создания обязательных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам пенсий в пенсионный период.

Объектом исследования является раскрытие сущности страховой пенсии по старости на общих основаниях.

Предмет исследования является изучение вопросов, связанных с назначением, расчетом и особенностями страховой пенсии по старости. Целью написания данной работы является более глубокое изучение такого вида социального обеспечения, как страховой пенсии по старости.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть исторический аспект становления и развития пенсионного обеспечения в России.


2.Раскрыть правовые основания института страховых пенсий в РФ.

3. Изучить основание и порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости.

4. Основание и порядок приостановления и прекращения выплаты страховой пенсии по старости.

При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия по праву социального обеспечения. а также периодические печатные издания и интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РФ

1.1. Исторический аспект становления и развития пенсионного обеспечения в России.

Возникновение пенсионного обеспечения в России относится к первой половине восемнадцатого века. В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами. Все это позволяло им спокойно жить в старости. В случае смерти кормильца государство заботилось и о его семье.

Впервые подобное обеспечение служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году. По указу царя увечных, но способных к службе морских чинов, прикрепляли к магазинам, определяли в гарнизоны или на штатскую службу. Увечных, и не способных к какой-либо службе, пожизненно помещали в госпитали либо выдавали единовременно годовое жалованье и паспорт. Назначалась часть от жалованья и вдовам, детям в случае смерти отца2.

В 1820 году начали подготовку первого Пенсионного устава, принятого в 1827 году. Размер пенсии предлагалось устанавливать в зависимости от числа лет службы по средней величине жалованья за последние три года. Для покрытия расходов на пенсионные выплаты делались специальные вычеты из жалованья, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.

Однако через несколько лет расходы на пенсионные выплаты выросли выше всякого ожидания. Было принято решение пересмотреть Пенсионный устав.


________________________

2 См. : Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Издательство БЭК, 2002 – 501с;

С 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году - 29%. Стремительно росло число пенсионеров.

К началу 1870-х годов средства на пенсионные выплаты по-прежнему оставались скромными. А потому был предложен единственно возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность, в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно.

Государственное пенсионное обеспечение для трудящихся в России было установлено после Октябрьской революции 1917 года. С первых лет Советской власти за счет государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 года для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 году - на служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР начала активно формироваться в 30-60-е годы. Основу ее составил принятый 14 июля 1956 года Верховным Советом закон "О государственных пенсиях"3. Этот документ определял возраст выхода на пенсию для мужчин - 60 лет, для женщин - 55. Минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, соответственно составлял 25 и 20 лет. Закон 1956 года значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию: рабочие, служащие, граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование;

______________________

3 См. : Закон СССР от14 июля 1956 года "О государственных пенсиях"

военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистического правопорядка.

15 июля 1964 года был принят закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов" с этого момента сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех трудящихся и членов их семей.

В Советском Союзе был исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом главным образом доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения4.


Таким образом, можно сказать, что первыми пенсионерами в России были военнослужащие, а государственное пенсионное обеспечение для трудящихся было установлено в 1917 году.

После распада Советского Союза Российская Федерация взяла курс на радикальное экономическое переустройство общества, которое в итоге должно позволить ему перейти к принципиально новому типу экономических отношений, а следовательно,

_______________________

4 См. :. Гусова К.Н.Право социального обеспечения: - Москва: Юрист, 2011 -328с;

и к иной национальной системе социальной защиты населения, к системе, гарантирующей каждому конституционное право на достойную жизнь.

На основе множества правовых актов, в частности, на основе закона "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года5 в Российской Федерации сформировалось новое пенсионное обеспечение.

22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"6 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России был образован Пенсионный фонд Российской Федерации. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий.

_______________________

5 См. :. Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года

6. См. : Постановлене Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"

Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"7. Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.