Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая специфические черты каждой возрастной группы, модель физической культуры направлена на получение высокий результатов в плане воспитания, образования и оздоровления детей, при этом у школьников формируется понимание определенного алгоритма выполнения действий, учащиеся получают опыт двигательной активности, внедряют эти умения в быту[8].

Также важнейшим направлением преподавания физической культуры является высокий уровень здоровья школьников.

Процесс обучения базируется на принципе удобств, то есть подопечный при занятии упражнениями должен получить удовольствие, повысить тонус от общении с друзьями. Важнейшим условием ведения преподавательской деятельности является возможность выбора альтернативных вариантов педагогом при организации процесса взаимодействия со школьниками.

Методы взаимодействия с учениками имеют вид программы лечебно – воспитательного характера, при этом основным принципом здесь является использование двигательных навыков.

Эта модель состоит из таких компонентов:

- занятий спортом, при этом процесс с подопечными должен быть систематическим и регулярным, целесообразно через день, при этом раз в неделю проводится на открытом воздухе;

- мероприятия лечебно – оздоровительного характера, включающие в свой состав гимнастические упражнения, спортивные паузы, активные игровые процессы;

- проведение спортивных торжеств, программы активно – развлекательного характера;

- совершение ежедневных прогулок;

- занятия гимнастическими упражнениями дома[9].

Итак, среди большого количества инструментов преподавания физической культуры игровым процессам отводится важное место, так как в процессе участия в игре дети получают навыки двигательной памяти, передаваемые старшими поколениями.

1.2 Особенности физического воспитания детей школьного возраста

Быстрота в качестве одного из качественных двигательных параметров подразумевает под собой возможность организма выполнить определенный акт при минимальных временных затратах с конкретной частотой с конкретным уровнем импульсов[10]. Относительно выработки научных концепций и гипотез существует множество научных взглядов, при этом определенная группа ученых сходится во мнении, что скорость определяется уровнем лабильности систем мышц и нервов. Представители другого течения считают, что скорость зависит от продолжительности реакции процессов, происходящих в нервной системе, при этом современная наука показала, что быстрота определяется как многогранный параметр, зависящий от общего состояния организма.


Главными формами, применяемыми для оценки быстроты организма, являются продолжительность ожидания реакции на изменение движения, временной промежуток, необходимый для осуществления одного акта действия, временный промежуток, необходимый для осуществления акта действия с наибольшей частотой, временный промежуток, необходимый для реализации всего действия в комплексе.

Также определяют такое понятие быстроты как мгновенность старта акта действия (в спорте его синонимом является резкость), так как важную роль играет весь процесс движения, а не отдельные его фазы, так как его этапы могут дать только эпизодическую картину о быстроте организма.

Быстрота – показатель, который имеет свои особенности отражения в различных сторонах жизни каждого человека, в качестве примера можно вспомнить профессиональную деятельность шофера.

Скорость двигательного акта находится под воздействием степени развития нервной системы, посылающей сигналы группе мышц, а также организует и управляет комплексом действий. Эта характеристика напрямую определяется уровнем мастерства владения приемами, силовых качеств и гибкости мышечной системы, а при выполнении занятий долгое время и от степени выносливости организма[11].

Быстрота нужна для создания и улучшения комплекс движений для занятия бегом, метанием, в активных игровых процессах, для высоких результатов в спортивной деятельности, это качество создает условия для адекватного реагирования в динамично переменчивой внешней среде.

Ученикам специфично влечение к активным действиям, что определено характеристиками их состояния здоровья, их нервно – сосудистой системой, находящейся под воздействием эмоций, высокой скоростью изменений механизмов возбуждения и торможения. Природное влечение младших школьников к коротким динамичным действиям с высокой скоростью необходимо поддерживать, акцентируя их внимание на различных занятиях для развития скорости, увлекательные задачи.

Концептуальные цели совершенствования навыков скорости определила воспитатель Е. Н. Вавилова:

- развивать в высоком темпе действия на старте их выполнения, способность быстрой реакции на раздражитель;

- формировать умение поддерживать высокую скорость действий[12].

Немного отличную трактовку рассматривают в способах совершенствования скорости:

- комплексное улучшение скорости в конкретных комплексах упражнений;


- улучшение причин, влияющих на формирование скорости.

Составляя набор занятий для улучшения скорости рассматривают соответствие таким стандартам:

- определенное действие детьми приобретается и осваивается медленно, так как все их внимание и потенциал будет применяться ради обучения процессу, а не улучшению качества его выполнения;

- длительность занятий незначительна для предотвращения переутомления и сокращения темпа выполнения;

- необходимо исключать монотонность в занятиях, при этом рекомендуется их выполнять, варьируя скорость, интенсивность, сложность, в то же время нужно избегать длительного выполнения действия в максимально высоком темпе;

- занятия необходимо выполнять на начальной стадии отдыха, поскольку в тот момент дети максимально сконцентрированы и не устали от активных игр.

Отметим, что способность к запоминанию движений у детей быстро растет от семи до двенадцати лет, а с тринадцати  лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомога­тельное значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать.

Поэтому двигательная задача должна ста­виться в конкретной форме: например, поймать, попасть в кольцо и т.д[13].

Таким образом, одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений движе­ний под дидактические рассказы. Желательно, чтобы эти рассказы  имели те­матический (сюжетный) характер, так как   сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала  к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого уп­ражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий им самостоятельно имитировать движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Все игры, включенные в данный урок, должны быть разнопланового характера, и должны ре­шать разные педагогические задачи.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Формы организации физического воспитания детей 
школьного возраста

Характерная особенность подвижной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания.

Общеизвестно, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д[14].

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности[15].

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.

Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни.

Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. – ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья[16].

Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности его отношения с людьми.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в школьном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением[17].

С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющейся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.

Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка.

Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигналы «построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: лёгкий бег в рассыпную изменяется на целеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

В процессе игры младший школьник направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения[18]. Существуют следующие классификации подвижных игр: