Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
1.2 Особенности физического воспитания детей школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Формы организации физического воспитания детей школьного возраста
2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.
Таким образом, хотя различные ученые и педагоги давали собственные определения и классификации подвижных игр, при этом можно отметить, положительное влияние подвижных игр на здоровье и жизнь младших школьников как в физическом, так и в психологическом аспектах.
2.2 Методика физического воспитания детей школьного
возраста
Под быстротой понимается возможность индивида реализовывать те или иные действия за короткий временный период. Скоростные качества и быстрота одни из важнейших параметров практически во всех видах спорта. Отмечается, что быстрота включает в себя следующие компоненты: скорость ответной реакции, продолжительность отдельного двигательного акта, частота двигательных актов. Физиолог Абрамов А. А. рассматривает скорость и быстроту спортсмена как возможность осуществления ряда отдельных двигательных актов за короткое время. При осуществлении занятий, а также выступая в соревновательных поединках, быстрота приобретает комплексный вид, интегрируя в себе продолжительность отдельных актов, а также умственных операций, объединяясь с прочими свойствами[19].
Простыми компонентами отражения скоростных качеств выступают таковые:
- суммарная скорость единичных двигательных актов;
- продолжительность ответной реакции: скрытной и простой (при этом выбор не предоставляется), а также сложной (при этом ведется выбор) отдельных видов ответных реакций, то есть сенсомоторные, на конкретный объект (проявляется в отдельных занятиях, ориентированных на конкретную ситуацию, а также спринтерские дистанции);
- наивысший ритм выполняемых двигательных актов. Характеристики скорости борца определяются также спецификой выполняемых действий в отдельном виде спорта.
Основная стратегия развития спортсменов, формирующая мгновенную ответную реакцию, разрабатывается исходя из специфичности конкретного вида спорта и насчитывают различные ее виды.
Исходя из компонентов, составляющих общее понятие скорости, можно смоделировать характеристики идеального борца: наименьшее время ответной реакции, быстрая перегруппировка на проведение захвата, выполнение специального приема, мгновенная перегруппировка на построение плотной защиты.
Также можно отметить, что во время поединка недостатки и дефицит одних характеристик борца могут восполняться преимуществами других качеств, что позволяет выделить особую профессиональную специализацию борца.
В качестве скоростных характеристик бойца воспринимается набор отдельных качеств, позволяющих реализовать максимальное количество двигательных процессов за наименее короткий временный промежуток[20].
Можно выделить простые и комплексные типы реализации скоростных качеств, при этом к первым следует отнести отрезок времени, необходимый для выполнения простых операций, а также специфических ответных реакций на отдельные движения, скорость осуществления двигательных актов при несущественном противостоянии извне, определенной частоте двигательных процессов. Данные виды отражения скоростных качеств сочетаются в различных пропорциях и вкупе с отработанными навыками, психологическими характеристиками позволяют спортсменам демонстрировать скорость в комплексе действий при осуществлении тренировочных и соревновательных процессов во всех видах спорта, включая вольную борьбу.
Смешанными, интеграционными типами выражения скоростных качеств спортсмена, выделяют следующие: умение поддерживать на протяжении всей дистанции высокую скорость; возможности динамичного разбега на старте; умение с высокой скоростью осуществлять действия, специфичные для вольной борьбы, например, различные броски и подсечки.
Развитие скоростных характеристик определяется многочисленными факторами, при этом из них выделяют следующие: гибкость процессов в нервной системе, результативность и оперативность координационной работы мышц и нервов.
Качества спортсмена, связанные с быстротой, во многом зависят от специфических черт мышц, а именно структурой тканей, их гибкостью, результативностью координационных движений мышц. Показатель скорости также находится в прямой зависимости от силовых особенностей, уровня освоения приемами, способностью быстрого восстановления после динамичной нагрузки, силы воли и духа человека.
При планировании тренировочных занятий необходимо иметь в виду, что простые и сложные типы реализации скоростных качеств спортсмена отличаются спецификой и автономны, не находятся в зависимости между собой, например, скорость ответной реакции никак не может быть связана со скоростью двигательных актов[21].
Это свидетельствует о необходимости применения отдельных программ для развития каждого вида скорости, при этом целесообразно выборочно делать упор на том или ином скоростном качестве.
Многие ученые – физиологи полагают (в том числе Верхошанский Ю. В., Уилмер Дж., Костил Д.), что скорость определенного действия находится в прямой зависимости от адаптации нервно – моторной системы к требованиям поставленных перед человеком задач, а также навыками координационной работы. Данные ресурсы дают возможность использовать борцу имеющиеся способности, заложенные в его нервно – мышечном аппарате.
Исследования показали, что практически во время соревновательных выступлений по всем видам спорта поведением спортсменов движет комплекс реакций на основе предвосхищения. Другими словами, борец строит свою линию поведения и действия не как ответ на определенный раздражитель, но как некий сигнал к совершению определенных действий, угадывая те или иные действия, перемещение оппонента. Насколько данная реакция развита у спортсмена, а также от скорости ее восприятия зависят результаты и спортивные достижения, включая поединки в самых трудных ситуациях.
Смешанные типы реализации скоростных качеств спортсменов в любых действиях, свойственных тренировочным занятиям и соревнованиям любого уровня, достигаются исключительно корректным выполнением простых типов скоростных качеств в сочетании с уровнем обладания специфическими приемами и характеристиками двигательных процессов. Среди качественных характеристик быстроты в вольной борьбе наиболее распространенными являются приемы подсечки и броски[22].
Многочисленные исследования спортсменов, занимающихся волевой борьбой, показали что уровень подготовки к соревновательным выступлениям определяются рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
- потенциал эффекта взрыва 32,8%;
- развитие силовых способностей 27%;
- развитие скоростных характеристик 9,3%;
- уровень владения навыками, а также развитие выносливости как параметра 8,2%.
Несмотря на то, что быстрота и силовые способности являются автономными, несвязанными характеристиками спортсмена, во время поединка их сочетание интегрировано. Это свидетельствует о наличии обратной связи, то есть мощность борца формируется при использовании ресурсов силы и скорости на 30%, но не при максимально возможных их значениях.
Поскольку скорость спортсмена – борца демонстрируется только во время ведения поединка, его приемах, применение которых определяется тактическим рисунком боя, обстоятельства, вызывающие реализацию своих скоростных способностей проявляется при спарринге борца с оппонентом, выполняющим функции партнера. Именно для отработки данных способностей во время тренировочных занятий борцы доводят до совершенства специальные приемы, захваты, переходы в оборону, их сочетание[23].
Учеными доказано, что скорость в поединке зависит напрямую от резкости спортсмена, то есть скоростью, динамикой мгновенного преобразования его спокойного состояния в готовность к быстрым действиям, данная способность позволяет застать соперника врасплох, провести контратаку, выиграть время у своего оппонента.
С целью развивать у себя такую способность во время проведения тренировочных занятий борцы осуществляют выполнение специальной программы, включающей в себя следующие упражнения:
- приседания;
- принятие положения лежа на спине;
- стойка на голове;
- низкий старт;
- стойка «мостик»;
- забег вправо, влево;
- упор присев;
- прыжок;
- положение лежа на спине;
- стойка на лопатках;
- кувырок назад;
- положение лежа на животе;
- прием захвата ноги оппонента руками;
- прогиб, разминка;
- стойка на коленях;
- кувырок вперед, с упором руками;
- стойка «мостик»;
- кувырок назад;
- стойка сидя.
Руководитель секции произвольно называет упражнения, выполняемые спортсменами сразу же, то есть развивая реакцию.
Данный подход во время проведения тренировочных занятий весьма продуктивен, что отмечается различными учеными, включая Купцова А. П.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенный теоретический материал позволяет сделать следующие выводы:
- в большей степени содействует развитию скорости у младших школьников применение комплексного подхода в уроках физического воспитания, из них наиболее распространенными и продуктивными инструментами можно назвать игры и различные соревнования, поскольку школьники 7-10 лет преимущественно имеют мышление предметно – образного характера: превалируют эмоции, они имитируют то, что наблюдают;
- большая часть игровых процессов представлена как имитация процессов реальной жизни, но, если сравнивать их с уровнем дошкольника, то модель более насыщенная;
- процесс восприятия школьников 7-10 лет неравномерен, слабо сформирован, что подтверждается непродолжительностью восприятия правил игрового процесса, неумением выделять ключевые моменты, что приводит к дисбалансу проведения игры, но, со временем, навыки улучшаются и игровой процесс становится упорядоченным;
- уровень внимания школьников 7-9 лет случаен и вызван кратковременностью, его концентрация на одном действии долгое время невозможна для данного возраста, что влияет на характер игрового процесса, который должен состоять из фрагментов, меняющихся между собой;
- доказано, что младшие школьники запоминают то, что вызывает их внимание, в качестве примера можно привести качественные выполненные трюки и их демонстрация в самом процессе игры, помимо этого, они запоминают ярко описанные правила игры, рассказанные педагогом. Можно отметить то, что учащиеся очень эмоционально переживают результаты игровых занятий;
- отмечается, что элементарная модель игры, не состоящая из сложного комплекса физических упражнений, приводит к слабо развитому уровню внимания и несовершенным волевым качествам, поэтому необходимо развивать влечение младших школьников к активному вовлечению в игровой процесс, воспитатель должен интересоваться итогами проведения игры;
- совершенствование двигательной активности и инициативности в сочетании со слабой волей приводит к проявлению эгоизма, то есть школьник пытается участвовать ради достижения личных целей, что необходимо учитывать педагогу. Также существенным ограничением является то, что возрастные особенности не позволяют в игровом процессе огромных силовых нагрузок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вавилова, Р. И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2015. - 245 с.
2. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 176 с.
3. Гогунов, Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
4. Голиус, С. Т. Эффективность тренировочной нагрузки с ориентацией на развитие скоростно-силовых качеств / С. Т. Голиус // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2015. - №4 – 36 с.
5. Клевенко, В. М. Быстрота как развитие физических качеств. – Москва, 2014. - 290 с.