Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Совершенствование навыков двигательной активности представляет собой одну из главных целевых ориентиров учебного занятия и обязано создавать условия для улучшения физических способностей школьников, среди которых можно выделить уровень силы скорость, параметры выносливости, ловкость, гибкость, необходимые для выполнения комплекса физических упражнений, чем выше уровень подготовки школьников, тем эффективнее и них развит набор способностей.

Совершенствование двигательных умений, приобретение навыков физической культуры школьников достигается посредством введения в практику преподавания комплекса игровых занятий. С целью формирования комплексного развития учеников применения упражнений по развитию двигательной активности недостаточно, поскольку воспитательный процесс может превратиться в рутину. Это свидетельствует о потребности внесения в систему воспитания элементы игры, что позволит лучше освоить приобретаемые навыки.

Игровая деятельность – феномен в деятельном процессе обществе, присущий исключительно человеку, из множества игр можно выделить тип подвижных игр, специфика которых проявляется в определенном наборе действий.

Комплекс подвижных игровых процессов характеризуется как целенаправленная предприимчивая деятельность по решению задач, выработанных участниками, при этом процесс реализации способов достижения цели определяется многообразием подходов самих игроков, то есть от их изобретательности, креативности.

Игру невозможно пройти одинаково, так как каждое действие неповторимо у каждого из ее участников, что позволяет развивать реакцию, навыки двигательной активности. П. Ф. Лесгафт, родоначальник модели преподавания физической культуры отметил, что процесс игры специфичен именно инициативностью в отличие от большинства формализованных действий, что привлекает внимание игроков, а педагогу дает возможность достигать поставленные цели, применяя комплексный подход.

Игровой процесс формирует позитивные эмоции, а их использование в воспитательном процессе позволяет улучшить степень готовности, совершенствовать способности, нужные для выполнения конкретного комплекса движения.

Используя игровой процесс, школьники приобретают улучшенные способности быстроты и улучшают уровень ловкости, направленные на реализацию сложных занятий.

Применение элементов игры в учебном процессе насыщает темпераментом освоение изложенного материала, приводит к боле продуктивному взаимодействию педагога с учащимися, это в результате ведет к комплексному развитию физических способностей.


Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: применения подвижных игр для развития быстроты движений у школьников младших классов.

Цель: изучить развитие быстроты движений у школьников младших классов с применением подвижных игр

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

– определить значение, задачи и средства физического воспитания детей младшего школьного возраста;

– изучить развитие быстроты у детей младшего школьного возраста;

– обозначить значение и характеристику подвижной игры;

– рассмотреть классификацию подвижных игр;

– раскрыть подвижные игры на уроках физической культуры;

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является метод системного анализа. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Возраст школьников оказывает существенное влияние на анатомию и физиологические процессы, при 6-12 годах школьники растут примерно на 5-7 см ежегодно, то есть в 6 лет рост обычно равен 1,22 м., но по мере взросления он уже составляет 1,52 м. в подростковом возрасте. Можно сказать, что в 6 лет девочки ниже, но в 8-9 лет догоняют и после 10 лет уже выше мальчиков. Относительно веса отмечается, что в среднем ежегодно он растет на 2-2,7 кг[1].


При достижении 12 лет вес по сравнению с 6 годам уже вырастает вдвойне и находится в отметке 35-37 кг. Также можно отметить существенные изменения в мозге, его масса растет динамично – от 90% массы зрелого человека в 5 лет до 95% в 10 лет. Улучшается состояние нервной системы, формируются связи нервных клеток, укрепляется специализация частей мозга. В 7 лет мозговой орган объединяет свои части улучшенной тканью и создает условия для улучшения взаимодействия элементов.

Подобные новшества существенно влияют на интеллектуальный рост детей, группы мышц укрепляются, это видно визуально, особенно на примере лицевых костей, конечностей[2].

В то же время мышечная система детского возраста существенно отличается от организма зрелого человека: здесь больший удельный вес занимают белки, протеины, значительна доля воды, при этом минеральных веществ незначительно. Необходимо отметить, что система мышц нуждается в более высоком кровотоке, мышечные связи слабы, это объясняет причину гибкости детского организма, в то же время высокий риск получения травм, связанных с растяжениями, давлениями, часты костные инфекции. В младшей школе у детей 7-10 лет ткани жира практически неизменны, однако с более старшим возрастом меняется рацион, это ведет к изменению массы и силы мышечной ткани.

Система мышц в подростковом возрасте укрепляются и приобретают большую прочность, но все же они еще не настолько функциональны, как у зрелого человека. Угловатость, слабая координация, невозможность длительной концентрации внимания, а также быстрые утомления являются специфическими признаками для школьников со слабо развитой мускулатурой, в процессе взросления и укрепления организма, совершенствуется система мышц, дети и подростки начинают увлекаться активным отдыхом[3].

При смене социального статуса ребенка, с дошкольника на ученика, меняется его ступень в системе социализации, но он еще к этому не готов, оставаясь в предыдущей фазе. Вся активность детей в этом периоде направлена на такие процессы как игровой, творческий, интерес к конструкторам, навыкам освоения учебного материала необходимо развиваться. В это время ему необходимо объяснять конкретные правила, ставить простые цели, пояснять задачи, чтоб он начал планировать свое время, порядок выполнения несложных заданий[4].

Поддержание необходимого уровня внимания к освоению познавательного материала приводит к усталости детей и мешает процессу восприятия. Возможности адаптации ребенка к процессу познания посредством различных игр уже не столь продуктивно, поскольку оно исчерпало себя в дошкольном возрасте, не развивает ответственность за качественное выполнение заданий, а также не формирует инициативность.


В данном возрасте следует готовить детей к тому, что учеба в школе это уже другое занятие, что эта работа сложнее и труднее, но интереснее и нужнее, это необходимо объяснять, чтоб ребенок постепенно менялся как внешне, так и внутренне.

Младшим школьникам необходимо получить навыки по выделению занятий и развлечений, они должны осознавать, что занятие уроками нужно, его надо выполнять всегда, вне желания, так как от этого зависит будущее, но при этом игровые моменты должны также присутствовать в режиме дня. Родители делают ошибку, утверждая при поступлении ребенка в школу что он уже взрослый и теперь не до игрушек, так как игровой процесс является не только детским увлечением, игра сопровождает человека на всем протяжении жизни. Дети со временем определяют время для занятия игрой, учитывая свой социальный статус[5].

Учитывая возрастные особенности 7-10 лет, ребята испытывают влечение к активному образу игровых процессов, во время летних каникул, в сутки в среднем ребенок 7-10 лет выполняет 12-16 тыс двигательных актов, при этом девочки, как правило, менее активны на 15-30%, так как их игровой процесс определяется из двигательных актов, выбираемых самостоятельно, но для проведения игр требуется больший уровень организованности.

В остальные времена года уровень активности падает, достигая зимой минимального значения, составляя 55-70% от летнего, а у детей, живущих в северных регионах и 30-50%. Закономерно отметить, что становясь старше, активность учащихся постепенно сокращается.

Это свидетельствует о том, что школьникам в этом возрасте необходимо создавать условия для обязательных занятий, в течении которых они будут развивать навыки двигательной активности. В 7-10 лет развиваются увлечения отдельными видами спорта, моторная память у каждого приобретает собственные характерные черты, это обеспечивает формирование способностей, применяя которые в перспективе ребенок сможет совершенствоваться физически[6].

Основными целевыми ориентирами совершенствования физической культуры в 7-10 лет, являются следующие:

- улучшение уровня здоровья, самочувствия, предотвращение плоскостопия, формирование условий сбалансированного развития физической культуры, приобретение навыков адаптации к негативному воздействию факторов извне;

- приобретение навыков жизненно необходимых двигательных актов;

- формирование умений, навыков;

- развитие первичных представлений о гигиене, распорядке дня, воздействии физической культуры на уровень здоровья и развития, трудоспособность и активность;


- приобретение и углубление понимания о спортивной деятельности, о необходимых вещах, приспособлениях, о мерах безопасности в процессе занятия;

- вовлечение в процесс занятий спортом, активными играми, их применение как направление досуга с целью удовлетворения интереса к спортивным мероприятиям и выработки конкретной направленности в будущем для получения высоких результатов;

- формирование отзывчивости, сочувствия, отваги, открытости, чувства солидарности при осуществлении конкретных заданий; создание условий для совершенствования мыслительных процессов в процессе двигательных актов.

Преподавание физической культуры – обучающий процесс, применяемый с целью передачи опыта ведения деятельности с целью получения умений, физиологических параметров, существенного развития организма.

Воспитание выполняет ряд важнейших функций: оказывает влияние на развитие интереса к спорту, а также способствует формированию у детей основных общепринятых принципов. Базовые положения физического воспитания вкладываются в детей и совершенствуются под влияние педагога, потому этот аспект преподавания ведет к уравновешенному совершенствованию будущей личности[7].

Обучение физической культуре – компонент модели образования, представляющий собой технологию воспитания с целью получения совершенства в физическом плане. Во время получения навыков ребенок получает одновременно основы интеллектуального, морально – этического воспитания.

В модель преподавания физической культуры включают институты, функционирующие ради достижения населением эталонов физической культуры, сама модель состоит из таких элементов: отличное здоровье, отличное физическое развитие отличная физическая подготовка.

Развитие физических навыков – методика преобразования видов и функций жизнедеятельности, в качестве форм рассматривают изменения анатомического характера, а также улучшение биометрических параметров. В качестве функций здесь выступают характеристики реакции, силы, выносливости, ловкости. Под физической подготовкой понимают степень освоения умениями двигательной активности, соответствия их стандартам.

Целевой установкой воспитания физической культуры выступает формирование чувства национальной гордости, патриотизма, что выводит данную модель на уровень значения общегосударственного масштаба.

Построение программы развития здорового образа жизни, улучшение уровня здоровья – основная цель физического развития, направленная на формирование крепкого в физическом плане, устойчивого к жизненным трудностям, инициативного, креативного подрастающего поколения.