ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= поиск естественных законов развития;
= поиск и обнаружение непознанных связей;
= ищет внутренние (естественные) причины.
1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе
1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).
2) Диалектика – это:
- единство теории и метода;
- отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;
- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).
3) Все принципы и законы диалектики:
- отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);
- учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;
- диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;
- диалектика – это методология знания.
4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).
5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:
- во-первых, «мир диалектичен»;
- во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;
- в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:
= уровень развития общественной практики;
= степень познания диалектики бытия;
= разумная ориентация человека в мире;
= преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)
6) По А.Г.Спиркину диалектика – это «противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию» - это, во-первых;
- во-вторых, диалектика – всегда там, где происходит «столкновение противоположностей, борьба идей»;
- впоследствии диалектика стала означать наличие в объективном мире «противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед» (А.Г.Спиркин, с.37).
7) По В.И. Ленину диалектика – это учение о вечном движении, развитии и безостановочно развивающейся реальности. В этом «вечном движении и развитии» В.И. Ленин говорил о диалектических возможностях человеческого познания – «об относительности человеческого знания» (А.Г.Спиркин, с.37).
8) К.Маркс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (К.Маркс, т.21, с.276)
9) А.Г.Спиркин: в диалектике «неудовлетворенность достигнутым – ее стихия, революционная активность – ее суть» (Спиркин, с.39).
10) Единственное противоядие против метафизики (догматизма как ее разновидности) есть диалектика с ее механизмом «гибкого мышления», «нетерпимости застоя».
11) Ф.Энгельс дал общее понимание диалектики: это наука о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причина и следствия постоянно меняются местами (т.20, «Диалектика природы»).
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят: принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимодействия, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принципы восхождения об абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Рассмотрим некоторые из них.
а) Принципы движения и развития
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.
1) В «философском энциклопедическом словаре» движение – это:
- объективный способ существования материи;
- без движения (развития), материя не может существовать;
- движение – абсолютно, покой – относителен (т.к. является движением в равновесии);
- движение в широком смысле – всякое изменение;
- движение в узком смысле – изменение тела в пространстве.
2) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: на разных уровнях системной организации материи выделил несколько форм движения материи:
- физическая форма: электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц (подвижность ионов и электронов); физическая динамика, кинетика и др.;
- химическая форма: изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул (молекулярно-кинетическая теория), химическая кинетика, химическая термодинамика;
- биологическая форма: охватывает все жизненные процессы – движение (биология); в медико – фармацевтическом аспекте – фамакокинетика;
-географическая форма: пространственное перемещение.
- общественная форма: процессы общественной жизни, развитие личности, культурные процессы;
- психическое движение: интеллектуальное развитие, движение мысли, развитие разума, формирование смыслов, психо-эмоциональное движение и т.п.
3) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение по этому так же несотворимо, как сама материя» (т.20,с.59).
4) Принцип единства материи и движения подтвержден открытиями в естествознании XIX-XXвв.
5) В диалектике развитие – это процесс движения, изменения материальных и духовных систем.
6) Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие.
7) Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.
8) Формы развития:
- эволюционная: постепенные количественные и качественные изменения
NB: изменение сознания сочетается с изменениями материи.
- революционная:
= скачкообразный, неосознанный переход от одного состояния материи к другому.
= скачкообразные изменения сознания без изменения соответствующего базиса.
9) Виды развития:
- прогрессивное:
= переход от низшего к высшему;
= от менее к более совершенному;
- регрессивное:
= деградация;
= понижения уровня (знаний, отношений и т.п.)
= переход на более низкий уровень, представление себя в изживших формах и
т.п.
NB: - прогресс и регресс тесно связаны и составляет
диалектическое единство;
- без регресса нет прогресса, как и наоборот.
10) Движение в биоорганизме – это процессы:
- рост
- развитие связаны с :
- старение - обменом веществ
- дряхление - непрерывным превращением вещества и энергии и т.п.
- размножение
- регенерация
11) Уже в патологическом дебюте происходят количественные изменения, которые на уровне критической высоты, скачкообразно превращаются в новое качественное состояние – болезнь.
12) Движение и развитие осуществляется на основе трех законов диалектики. Переход от одной противоположности к другой, от одного качественного состояния к другому могут быть самыми различными:
- разовый, одноактный переход (травма, ожег, отравление, психоз, кома и т.п.);
- затяжной переход, растянутый во времени с промежуточными ступенями (в рамках
большого, основного скачка происходит ряд мелких микроскачков);
- смерть – результат постепенного концентрирования патологических изменений.
13) Болезнь – это движение и развитие:
- за исключением травм, всякая болезнь проходит через скрытую (латентную) фазу
развития;
- данный этап болезни – это постепенное эволюционное ее развитие;
- патогенез (т.е. в развитии болезни) происходит накопление количества
патологических изменений, которые затем скачкообразно превращаются в
негативное качество – болезнь.
Приведем пример развития биоэволюции в соответствии с теорией Ч.Дарвина – от одноклеточных до психики высших позвоночных и человека (гипотеза А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри).
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
I. Стадия элементарной сенсорной психики | ||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость Б. Высший уровень.Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
II. Стадия перцептивной психики | ||
А. Низкий уровень.Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. Б. Высший уровень.Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). |