Файл: Срок прохождения практики с 05 марта 2022 г по 18 марта 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повышение уровня и качества жизни граждан; – Содействие экономическому росту;

Расширение финансовой индустрии.

Ключевой задачей деятельности ЦБ всегда было и остается повышение инвестиционной активности граждан с целью стимулирования развития экономики. Данная проблема всегда выделяла российский финансовый сектор среди секторов других стран.

Таким образом, следует отметить, что по состоянию на декабрь 2021 года только 1,3 % населения страны участвует в торгах на Московской бирже в качестве физических лиц, что в свою очередь означает, что лишь 1,3 % населения инвестирует в отечественную экономику в качестве частных инвесторов.
- Новые виды финансовых инструментов на российском рынке долгового капитала

Структурные облигации

Закон о структурных облигациях, вступивший в силу 16 октября 2018 года, позволяет выпускать подобные облигации, однако на текущий момент ни одного выпуска не состоялось. Получение выплат по ним зависит от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств. Выплаты могут быть привязаны к процентным ставкам и индексам инфляции, курсам валют, котировкам ценных бумаг или иных финансовых инструментов, котировкам драгоценных металлов, сырья или иных товаров, фондовым и товарным индексам, неисполнению обязательств третьими лицами. Также структурные облигации можно погашать в меньшем размере, чем их номинальная стоимость. В мире распространены облигации с частичной или отсутствующей защитой капитала (non-capital protected bonds). В зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств может выплачиваться или не выплачиваться не только размер дохода, но и номинальная стоимость облигаций. Пока структурные облигации могут приобретать только квалифицированные инвесторы, но, по сообщениям в СМИ, Банк России готовит предложения и для неквалифицированных инвесторов. 

«Вечные» облигации

28 декабря 2018 года вступил в силу закон об упрощении процедуры эмиссии, который также ввел в оборот институт «вечных» облигаций. Стоит отметить, что до принятия указанного закона облигации без срока погашения уже выпускались банками в форме субординированных облигаций. Особенностью субординированных облигаций является возможность включения субординированных инструментов в состав источников добавочного капитала при соблюдении ряда условий, предусмотренных Положением ЦБ от 04.07.2018 № 646-П.


С точки зрения экономической целесообразности выпуска облигаций без срока погашения, для эмитента важным является включение такого инструмента в капитал эмитента, тогда как для инвестора облигации без срока погашения привлекательны за счет их повышенной доходности. 

Эмитентом «вечных» облигаций может быть хозяйственное общество, которое работает более 5 лет, без случаев существенного нарушения условия исполнения по облигациям. Причем эмитенту присвоен рейтинг, соответствующий наивысшему кредитному рейтингу по национальной рейтинговой шкале. Инвесторами в такие облигации могут быть только квалифицированные инвесторы — юридические лица.

 «Вечные» облигации нельзя конвертировать в акции или иные эмиссионные ценные бумаги. Решение о размещении принимается большинством в 95% голосов участников/акционеров эмитента. Нельзя выплачивать проценты по «вечным» облигациям по усмотрению эмитента. Владельцы ценных бумаг не вправе предъявлять требования о досрочном погашении даже в случае существенного нарушения исполнения обязательств. Регистрировать «вечные» облигации может только регулятор. А в случае банкротства эмитента требования владельцев удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов. 
Задача сбалансированного развития после выхода из кризиса является одним из ключевых пунктов актуальной глобальной экономической повестки для правительств и центральных банков большинства стран мира. От того, насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят динамика глобальных финансовых рынков, волатильность и направленность потоков капитала. Ультрамягкая денежно-кредитная политика, которая проводилась в предыдущие годы и была усилена в условиях пандемии, а также масштабные бюджетные стимулы в большинстве стран в этот период привели к существенному росту склонности инвесторов к риску (в поисках доходности), способствовали развитию рынка частных инвестиций и вызвали значительный рост цен активов на мировом финансовом рынке. В дальнейшем постепенное сворачивание мер поддержки может выявить дополнительные проблемные зоны как в государственном, так и в частном секторе, в том числе связанные с долговой нагрузкой, особенно в странах с формирующимися рынками. Это может значимо отразиться на динамике и развитии мировых финансовых рынков. Данный макроэкономический контекст важно учитывать для обеспечения системной стабильности российского финансового рынка.


Другой глобальный тренд, который нарастал в предыдущие годы и в дальнейшем будет оказывать все более значимое влияние на мировой финансовый рынок, - это повышение актуальности повестки устойчивого развития и ее учета в экономической политике. Многие государства объявили о своей приверженности целям устойчивого развития и выбрали путь "углеродной нейтральности". Устойчивое развитие включает концепцию ответственного финансирования, то есть учет инвесторами ESG-факторов в процессе принятия инвестиционных решений, что начинает оказывать существенное влияние на глобальное перераспределение потоков капитала. Интеграция России в повестку устойчивого развития является все более важным фактором развития российской экономики и отечественного финансового рынка, условием привлечения финансирования. Для этого необходимы соответствующая настройка регуляторной среды и создание необходимой инфраструктуры, признаваемой на глобальном уровне.

Стремительное внедрение технологических инноваций в финансовом секторе является важнейшим феноменом последних лет, определяющим его развитие как в России, так и в мире. Применение цифровых технологий и создание платформенных решений приводит к фундаментальным изменениям принципов предоставления финансовых услуг и взаимодействия компаний с клиентами, другими участниками финансового рынка и регуляторами, а также увеличению объемов и скорости транзакций. Внедрение цифровых технологий позволило повысить доступность финансовых продуктов и услуг как в географическом разрезе, так и в части уровня комиссий. В то же время цифровизация требует обеспечения соответствующей защиты потребителей, поставщиков, инфраструктуры финансового рынка от кибератак, мошенничества и так называемой социальной инженерии, а также определенного уровня цифровых знаний и навыков со стороны граждан. Кроме того, введение в эксплуатацию новых финансовых технологий, попадающих под регулирование стандартов ФАТФ, требует предварительной оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Активное развитие платформенных решений, обеспечивающих дистанционное получение широкого спектра финансовых услуг "в один клик", привело к их коммодитизации (стандартизации финансовых продуктов, при которой потребителю неважно, кто является их поставщиком) и изменило потребительские привычки на финансовом рынке. При этом внедрение цифровых технологий и дистанционных каналов продаж постепенно изменяет цепочки взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, исключая из них за ненадобностью часть функций поставщиков, которые они выполняли ранее, то есть приводит к дезинтермедиации.


Цифровизация, а также возрастающая конкуренция за клиента, который стремится получать все более широкий спектр продуктов и услуг с минимальными затратами сил и времени, обусловили активное формирование экосистем на базе финансовых и нефинансовых организаций, предоставляющих финансовые услуги. Экосистемы стремятся объединить на основе платформенных решений различные финансовые и нефинансовые сервисы для потребителей, что приводит к размыванию границ между финансовыми и нефинансовыми услугами.

Создание экосистем также оказывает значимое влияние на конкурентную среду. С одной стороны, это вызов участникам рынка с традиционными бизнес-моделями, с другой - усиление конкуренции со стороны новых игроков, в том числе российских и глобальных бигтех-компаний. Формирование экосистем создает немало возможностей для потребителей и поставщиков финансовых услуг, но в перспективе несет риски злоупотребления рыночной властью со стороны крупных экосистем, что требует корректировки регулирования.

Технический прогресс и связанные с ним финансовые инновации являются также ключевым драйвером продолжающегося процесса глобализации. С распространением сети Интернет финансовые услуги стали проще и доступнее, легко преодолевая национальные границы. Возрастающая функциональность финансовых технологий и развитие дистанционных форматов обслуживания позволяют пользователям легко переключаться между финансовыми посредниками, в том числе выходить на иностранных поставщиков, приобретая их продукты и услуги.

Усиление экстерриториальности финансовых услуг создает условия для регуляторного арбитража. В связи с возможностью удаленного оказания финансовых услуг, быстрого перемещения капитала и сохраняющихся различий в регулировании финансового сектора в разных юрисдикциях граждане и предприятия могут относительно легко обращаться к финансовым продуктам и услугам поставщиков из стран с более мягким законодательством в части налогообложения, идентификации, правил инвестирования, сроков внедрения инноваций и других условий. Необходимо работать над поддержанием конкурентоспособности российского финансового рынка в глобальном контексте. В то же время трансграничное оказание финансовых услуг затрудняет защиту прав потребителей, в первую очередь розничных, из-за различий в нормах законодательства и правоприменительной практике в разных юрисдикциях, что требует дополнительного внимания со стороны регулятора.


При этом в части глобальных факторов сохраняются геополитические риски. В отношении России неоднократно вводились и продолжают действовать международные санкции, чтобы ограничить доступ к международным источникам финансирования и элементам инфраструктуры. Эти процессы стали драйвером развития национальных инфраструктурных решений на финансовом рынке, обеспечивающих экономическую безопасность и финансовый суверенитет страны.

Значительный прирост вложений частных лиц в ценные бумаги происходил во многих странах, однако в России он был более заметен из-за относительно низкого уровня вложений граждан в инструменты рынка капитала в начале 2019 года. Покупкам гражданами ценных бумаг во многом способствовали снижение процентных ставок по традиционным банковским продуктам (депозитам), рост заинтересованности крупных банков в расширении круга финансовых продуктов и услуг клиентам и получении дополнительных доходов за счет кросс-продаж, а также упрощение клиентского пути, в том числе в части цифровизации брокерских услуг. Существенное влияние также оказали меры поддержки Правительства Российской Федерации в части развития индивидуальных инвестиционных счетов. Стремительный рост вовлеченности граждан в инвестирование на фондовом рынке усилил значимость вопросов их защиты от недобросовестного отношения финансовых посредников, в том числе мисселинга и неэффективного инвестирования, а также повысил роль финансовой грамотности и финансовой дисциплины.

В 2019 - 2020 годах показатели основных сегментов финансового рынка демонстрировали положительную динамику. В частности, за два года активы финансовых организаций выросли как в абсолютном выражении (на 24,9%, до 136,5 трлн руб.), так и по отношению к ВВП (с 105,2 до 127,6%) <2>. В 2021 году активы финансовых организаций продолжали расти и по итогам III квартала <3> составили 153,9 трлн руб., что выше на 12,8% по сравнению с началом года.

Объем инвестиций в страны ЕС упал на 18% и составил 277 млрд долл. в 2021 году. Инвестиции в две крупнейшие экономики еврозоны – Германию и Великобританию снизились на 30% и 36%, и составили 26 и 64 млрд. долл. соответственно. Франция, напротив, наращивает приток иностранных инвестиций второй год подряд и в 2021 г. приросла на 25% до 37 млрд. долл. за счет погашения внутрифирменных займов и увеличения реинвестированных доходов.

В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, по данным ЮНК ТАД зафиксировано снижение поступления иностранных инвестиций в 2018 году более чем в 2 раза, что связано с осложнением геополитической ситуации и снижением уровня доверия инвесторов.