Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Контроль за финансовой деятельностью СФР осуществляет специальная контрольно-ревизионная комиссия (ст. 12 Закона № 236-ФЗ).
Правопреемственность фондов. Новый Единый социальный фонд будет правопреемником ПФР и ФСС России. Так, СФР создают для осуществления государством (ст. 1 Закона № 236-ФЗ)
пенсионного обеспечения;
обязательного пенсионного страхования;
обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
социального обеспечения;
предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан;
иных государственных функций и полномочий, возложенных на Единый фонд страхователя по законодательству России.
Для исполнения своих функций за Единым фондом со дня его создания будут сохранены присвоенные ПФР (ч. 2 ст. 18 Закона № 236-ФЗ):
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
код причины постановки на учет;
код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.
Социальный фонд России – единая централизованная система с вертикальной подчиненностью (ч. 20, 22 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Следовательно, Единый фонд страхователя имеет свою структуру. В нее входят территориальные органы, обособленные подразделения и подведомственные учреждения (ст. 8 Закона № 236-ФЗ). Решение об их создании, реорганизации, ликвидации принимает Председатель Единого фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения. Он утверждается по бюджетному законодательству России (ч. 2 ст. 10 Закона № 236-ФЗ).
Рис. 2. – Расходы Социального Фонда РФ
СФР нельзя признать банкротом (ч. 19 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Также запрещены взыскания на его бюджетные средства, которые предназначены для исполнения непосредственных обязанностей. Кроме того, для выполнения обязательств по обязательному пенсионному и социальному страхованию к субсидиарной ответственности может привлекаться сама Российская Федерация (ч. 15, 16 ст. 2 Закона № 236-ФЗ).
Таким образом, объединение фондов принесет ряд изменений как для физических лиц, так и для организаций. Во-первых, из перечня освобожденных от взносов исключат выплаты по договорам ГПХ и трудовым договорам (договорам ГПД) с временно пребывающими в России иностранцами и лицами без гражданства.
Во-вторых, создадут единую базу для исчисления взносов и установят единый тариф 30 процентов (в рамках единой предельной величины базы) и 15,1 процента (сверх нее).
В-третьих, введут единую форму сведений для персонифицированного учета.
Количество пенсионеров, состоящих на учете в Социальном фонде России по состоянию на 1 января 2023 года составило 41,78 млн человек, снизившись за год на 0,6% или 232 тыс. человек. При этом размер средней пенсии в России за год вырос на 14% - до 20,7 тыс. рублей.
Особенностью 2022 года стало заметное сокращение числа работающих пенсионеров. Их количество за год снизилось на 7% или 600 тыс., составив 7,9 млн человек.
Что касается среднего размера пенсии, то согласно данным фонда, по итогам 2022 года средняя величина страховой пенсии по старости достигла 20,6 тыс. рублей (+14% относительно прошлогоднего показателя), социальной пенсии - 12,1 тыс. руб. (+18,9%), а выплат по инвалидности - 12,5 тыс. руб. (+13%).
С 1 января 2023 года в РФ увеличились страховые пенсии для неработающих пенсионеров на 4,8%. Индексация пенсий в прошлом году проходила в два этапа - с 1 июня 2022 года на 10% и с 1 января 2023 года.
2.2 Виды государственных пенсий на примере Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.
Страховая пенсия имеет три вида:
- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.
- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке21.
Таблица 2
Размеры пенсий в г. Москве
Виды пенсий | 2022 (руб.) | 2023 (руб.) |
Средняя пенсия | 27 150,00 | 28 880,00 |
Пенсия по старости | 32 580,00 | 34 660,00 |
Пенсия по инвалидности | 25 790,00 | 27 440,00 |
Пенсия по потери кормильца | 17 650,00 | 18 770,00 |
Социальная пенсия | 24 440,00 | 26 000,00 |
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:
- государственная пенсия за выслугу лет - назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим;
- государственная пенсия по старости - назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф;
- государственная пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;
- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов;
- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства)22.
Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии23. При этомопределенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве24.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.
С 1 января 2023 года произошло объединение ПФР и ФСС в единый Социальный фонд России. Полное наименование этой структуры – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а регулируется его деятельность законом от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ.
На самом деле, ничего глобального или революционного в объединении фондов нет. Да, есть изменения, которые мы рассмотрим дальше, но в целом всё останется по-прежнему.
Дело в том, что ПФР и ФСС занимались схожими функциями. Так, Пенсионный фонд России выплачивал пенсии, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования оформлял больничные, родовые сертификаты, путёвки на санаторно-курортное лечение.
В конечном счёте, все эти выплаты предназначаются для повышения уровня жизни граждан. А расчёт и поступление страховых взносов на эти цели уже несколько лет контролирует ФНС. Так что объединение фондов – это, скорее, структурная реорганизация для более удобного управления ими со стороны государства.
Функции и полномочия СФР перечислены в статье 5 закона № 236-ФЗ. Среди них:
-
назначение и выплата пенсий, социальных выплат, пособий и компенсаций; -
организация и ведение индивидуального учёта в системах обязательного пенсионного и социального страхования; -
инвестирование средств пенсионных накоплений; -
предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты отдельным категориям граждан; -
организация медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Больше информации о работе новой структуры можно узнать из официальной промостраницы.