Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
часть тела человека или животного,

  • ум, рассудок (Он человек с головой),

  • человек как носитель идей (Он голова!),

  • передняя часть чего-либо (голова колонны, поезда),

  • единица счета скота (стадо в 100 голов),

  • пищевой продукт в форме шара, конуса (голова сыра, сахара).

    Часть значений образована на основе сходства реалий (метафориче­ский перенос) — это 4 значение (перенос по сходству расположения) и 6 значение (сходство формы); другие значения образованы переносом наименования по смежности реалий (метонимический перенос) — 2, 3 и 5 значения. При этом значения 4, 5 и 6 функционируют как прямые зна­чения слова голова, не содержат образности и служат первичными име­нованиями названных реалий.

    Учащиеся должны усвоить способ отражения полисемии в словаре и функции полисемии. При этом важно понять, что основные функции многозначности — номинативная и номинативно-экспрессивная. Пере­носные значения слова лежат в основе специальных приемов вырази­тельности — так называемых тропов. К ним относятся метафоры, мето­нимии, гиперболы, литоты, эпитеты и др.

    Омонимы

    Данный материал представлен в учебных комплексах следующим образом.

    Комплекс 1 предлагает такой материал по этой теме.

    Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и напи­санию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. В толковых словарях омонимы разъясняются в разных сло­варных статьях.

    198
    Комплекс 2 содержит следующий теоретический материал.

    Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по значению. Обычно омонимы относятся к одной части ре­чи (лук лук, ключ ключ). Следует различать многозначные слова, значения которых связаны между собой, и омонимы (разные слова, в зна­
    чениях которых нет ничего общего). В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные — как одно слово с перечисле­нием значений. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грам­матическими (больной — существительное и прилагательное, печь существительное и глагол).

    Комплекс 3 представляет эту тему следующим образом.

    Омонимы — разные по значению слова, но сходные по звучанию, написанию. Слова, которые совершенно различны по значению, но оди­наково звучат и пишутся, — слова-омонимы (лук лук, клуб клуб). Часто встречаются слова, которые одинаково звучат, но имеют различие в написании (поседеть посидеть). Омонимы могут различаться: а) значением; б) значением и произношением (белок белок); в) значени­ем и написанием (рос роз).

    Как мы видим, комплексы 1, 2 и 3 дают не совсем совпадающие оп­ределения омонимов и описывают как омонимы явления разного харак­тера: комплекс 1 под омонимами имеет в виду только полные лексиче­ские омонимы, комплекс 2 объединяет лексические омонимы с грамма­тическими, комплекс 3 — с графическими и фонетическими.

    При раскрытии темы «Омонимы» учитель должен опираться на сле­дующий теоретический материал.

    Омонимия — это явление совпадения в звучании и написании язы­ковых единиц, значения которых не связаны друг с другом.

    Основной вид омонимов — лексические омонимы, слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значе­ниями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, осно­ванные на разных типах переноса наименования, то у омонимов зна­чения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компо­нентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омо­нимы являются разными словами.

    Лексические омонимы могут быть полными и неполными.



    Полные лексические омонимы совпадают во всех грамматических формах, например, гриф ('птица') — гриф ('печать'), гриф ('часть струнного инструмента'), мешать ('перемешивать') - мешать (быть помехой').

    У неполных лексических омонимов совпадает не вся система форм. Например, неполными являются омонимы лук 'оружие' (I) и лук 'расте-

    199