Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Ба­ранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2003.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. М., 2003.

Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учите­ля: Из опыта работы. М., 1991.

Ладыженская Т. А., Зелъманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Книга для учителя. М., 1995.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 клас­сов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. А. Ю. Купалова. 10-е изд. М., 2004.

Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 класс / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. М., 2001.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. М., 1984.

Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография: Пособие для учителей. М., 1980.

Мерзлова Е. А., Сандакова М. В. Фонетика. Лексика. Фразеология: Учебное пособие по русскому языку. Киров, 1994.

188


ГЛАВА 14. Теория и методика

изучения лексикологии и лексикографии

§47. Цели и принципы обучения

лексикологии и лексикографии

Лексикология — раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексикография — наука о составлении словарей.

Цели изучения разделов лексикологии (и примыкающей к ней фра­зеологии) и лексикографии таковы:

  1. дать представление об основной единице лексики — слове;

  2. дать представление о лексическом значении слова:

а) показать двустороннюю природу слова (план выражения —
план содержания),

б) добиться различения слова и обозначаемой им реалии;

3) дать представление об однозначных и многозначных словах:

а) показать обязательность связи значений слова между собой,

б) дать понятие прямого и переносного значения слова;

  1. дать учащимся представление о словарном составе языка — лек-­
    сике;

  2. продемонстрировать системные отношения в лексике: синонимию,
    антонимию;

  3. на примере омонимии и синонимии показать асимметрию плана
    выражения и плана содержания;

  4. дать представление о лексике как о развивающейся системе (ус­-
    таревшие слова, неологизмы);

  5. дать представление о сферах употребления лексики (общеупотре­-бительная лексика и лексика ограниченного употребления);

  6. дать представление об источниках пополнения лексики (заимст­-
    вованные слова);

10) дать представление о фразеологизме как о языковой единице:

а) показать его сходство и различие со словом и словосочетанием,

б) показать специфику значения фразеологизма по сравнению
со свободным словосочетанием,

в) дать представление о системных отношениях в фразеологии (си­-нонимия, антонимия);

11) дать понятие о словарях разных типов (толковые и специальные),
научить пользоваться словарями основных типов.

Все понятия лексикологии описываются в школьном курсе сле­

дующим образом:

189

  • определение понятия,
    - функция,

  • отражение в словаре.

При изучении лексикологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.

Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изу­чении многих тем (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, устаревшие слова, фразеологизмы) можно опираться на соотнесение сло­ва и называемой им реалии: предметы могут быть показаны или изо­бражены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, и тогда учащиеся идут в направлении от реалии к слову, или подписа­ны, и тогда рассмотрение идет от слова к реалии.

Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимо­зависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и проти­вопоставлении: в курсе рассматривается связь значений многозначных слов, которые противопоставляются омонимам, в сопоставлении и про­тивопоставлении рассматриваются синонимы и антонимы.

Одним из важнейших аспектов изучения лексикологических поня­тий является рассмотрение их функционирования, то есть использова­ния в текстах разного стиля. Здесь постоянно осуществляется связь уро­ков по теории лексикологии и уроков по развитию речи.

Объектом изучения в школе является современный русский язык. Все основные понятия (структура значений многозначного слова, омо­нимия и другие) рассматриваются на синхронном срезе, однако в курсе лексикологии происходит обращение и к процессу исторического раз­вития языка (распадение многозначности, заимствования разных эпох, устаревание слов и возникновение новых слов).

§ 48. Содержание

раздела «Лексика»

Лексикология во всех трех комплексах носит название «Лексика» и изучается следующим образом.

В комплексе 1 раздел изучается ступенчато — в 5 и 6 классе: в 5 классе раздел называется «Лексика. Развитие речи» (12 часов: 10 часов + 2 часа на развитие речи); в этот раздел включены темы «Слово и его лексическое зна­чение», «Однозначные и многозначные слова», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы». В 6 классе раздел называется «Лексика. Фразеология. Развитие речи» (13 часов: 10 часов + 3 часа на развитие речи); в раздел включены темы
«Устаревшая и новая лексика», «Заимствования», «Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления», «Фразеология».

190

В комплексе 2 лексикология изучается в один этап в 5 классе, раз­дел называется «Лексика», на него отводится 18 часов.

В комплексе 3 лексикология изучается в два этапа в 5 классе: в курс «Закрепление и углубление изученного в начальной школе» включен раздел «Слово и его значение. Лексика» (3 часа), в основной курс вклю­чен интегрированный раздел «Лексика. Словообразование. Правописа­ние» (35 часов). Авторы учебного комплекса объясняют такой нетради­ционный подход к делению курса на разделы тем, что они хотят сфор­мировать у учащихся представление о слове как о системе языковых значений, сочетающихся в нем (вещественное значение корня, словооб­разовательное значение аффиксов, грамматическое значение флексий, лексическое значение слова). Параграфы, посвященные лексическим и морфемно-словообразовательным понятиям, в этом разделе чередуются, а в некоторых случаях понятия лексики и словообразования совмещены в одном параграфе (например, «Как пополняется словарный состав рус­ского языка»).

Отличие раздела лексикологии и лексикографии от других разделов (фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса) состоит в том, что на начальном этапе изучения (в начальных классах) этот раздел практически не изучается. Учащиеся младших классов на практике сталкиваются с такими явлениями, как многозначность слова, сходность или противоположность значений слов, но теоретического осмысления эти лингвистические понятия не получают.

В школьном курсе лексикологии и лексикографии изучаются сле­дующие понятия: слово как единица лексики, значение слова, одно­значные и многозначные слова, прямое и переносное значение, омони­мы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, новые слова, общеупотре­бительная лексика и лексика ограниченного употребления, исконно русские и заимствованные слова, фразеологизмы.

§ 49. Изучение теоретических понятий лексикологии и лексикографии

Рассмотрим основные понятия лексикологии, фразеологии и лекси­кографии, специфику их отражения в учебных комплексах и особенно­сти методики их изучения.

Слово как единица лексики. Значение слова


С этой темы начинается изучение лексикологии во всех трех ком­плексах.

Комплекс 1 сообщает, что «все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое

191







значение». Одно из упражнений к этому параграфу предваряется сооб­щением, что разъяснять лексическое значение можно разными способа­ми: а) подбирая близкие по значению слова, б) указывая признаки пред­мета, названного словом, в) раскрывая значение частей слова. Под по­следним способом имеется в виду толкование значения производных слов с опорой на значение их производящих (землекоп рабочий, ко­торый копает землю).

Комплекс 2 содержит следующую информацию. Слово — основная единица языка. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Слова называют предметы, людей, животных, явления природы, различные действия, признаки и многое другое. Лек­сические значения слов объясняются (толкуются) в толковых словарях следующими способами: а) подбором близких по лексическом значе­нию слов (синонимов); б) описательно.

Комплекс 3 представляет данную тему следующим образом. Все сло­ва языка образуют его словарный состав, или лексику. Большинство слов имеет лексическое значение — «тот главный смысл, о котором мы дума­ем, когда произносим слово». Лексическое значение слова можно объ­яснить различными способами: а) дать краткое толкование (ущелье узкая и глубокая расщелина в горах); б) подобрать синонимы (уще­лье теснина, каньон); в) подобрать однокоренные слова (ущелье — щель, щёлочка, расщелина); г) представить рисунок (нарисованы ладья, ларец, булава).

Как мы видим, все три комплекса дают определение лексики как словарного состава языка, после чего сразу переходят к определению значения слова, не фиксируя внимания учащихся на специфике слова как языковой единицы. Однако обращение к специфике слова было бы чрезвычайно полезным: слово — это вторая единица (после звука), с которой сталкиваются учащиеся при изучении систематического курса русского языка в среднем звене. Звук, как им уже известно, не имеет значения, хотя и может служить для смыслоразличения слов (в сильной позиции). Принципиальное отличие слова — в его двустороннее™, на­личии плана выражения (наименование, знаковое средство) и плана со­держания (значение). На понимании этой двусторонности слова основа­но понимание того, как происходит формирование многозначности сло­ва (наименование — определенная звуковая и буквенная последова­тельность переносится на другую реалию действительности), как уст­роена омонимия (одинаковое наименование для разных реалий при отсутствии связи в значении) и синонимия (разные наименования для одних или сходных реалий).

Слово — это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов, признаков и отношений и при этом характе-

192

ризуется фонетической и грамматической цельнооформленностью и фра-зеологичностью значения.

Под фонетической оформленностью понимают то, что слово являет­ся звуковой последовательностью, которая может быть ограничена пау­зами любой длины, причем внутрь слова не может быть вставлена дру­гая такая же последовательность (другое слово). Кроме того, слово обычно отличается наличием одного ударения (недвуударностью).

Грамматическая оформленность — это охарактеризованность всего слова как определенной части речи с присущими этой части речи грам­матическими признаками.

Под фразеологичностью значения слова понимают несводимость зна­чения целого слова к сумме значений его частей. Так, значение боль­шинства производных слов не является суммой значений составляющих его значимых частей — морфем и содержит компоненты смысла, не имеющие формального выражения (так называемое приращенное зна­чение). Например, в словах одинаковой морфемной структуры утрен­ник, дневник, вечерник и ночник (примеры М. В. Панова) формально не выражены такие существенные смысловые компоненты, как 'детский праздник', 'тетрадь для записи домашних заданий и выставления оце­нок школьника', 'студент' и 'лампа специального назначения' соответ­ственно. Фразеологичность значения производного слова сопоставима со значениями фразеологических оборотов, значение которых также не является суммой значений составляющих его компонентов — слов (на­пример, быть не в своей тарелке).

Важным является понимание номинативной функции слова: слово служит для именования реалий действительности. Термин «реалия» не принят для употребления в школьном курсе, но вместо него можно ис­пользовать слово «объект», оговорив, что этим словом называются не только предметы, но и понятия, действия, признаки, отношения.

Понятие значения слова — одно из самых сложных. В лингвистике, как известно, нет общепринятого определения значения слова, поэтому необходимо руководствоваться следующими соображениями: необходи­мо добиться различения учащимися значения слова и обозначаемой сло­вом реалии. В этом смысле представляются неудачными определять зна­чение как то, что слово обозначает, — такое определение может привести к отождествлению значения и реалии. Под значением слова понимают отображение в слове явлений действительности (предметов, призна­ков, отношений, процессов и т. д.). Слово называет реалии действи­тельности. Но слово не только называет, но и обобщает. Лексическое значение слова соотнесено не только с явлениями окружающей дейст­вительности, но и с соответствующими понятиями, отражающими не все, а лишь существенные признаки реалии, позволяющие отличать одно яв-

193