Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 869

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСИММЕТРИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО
ВОЗРАСТА
Тело человека имеет, в принципе, двустороннюю симметрию. Однако существуют различия в весовых, линейных, объемных размерах, структуре и функциях парных органов и симметричных частей его тела. Эти особенности проявляются в результате генетических (наследственных) влияний, а также социальных, климато-географических и прочих средовых воздействий. У человека различают моторную, сенсорную и психическую асимметрию.
7.1. МОТОРНЫЕАСИММЕТРИИ У ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица.
Ведущую конечность определяют по следующим признакам:
1) ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой,
2) более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения,
3) доминирование при совместной деятельности обеих конечностей.
У большинства людей (в 75% случаев) правая рука является ведущей, а связанное с ней левое полушарие — главенствующим, доминантным.

Это преимущественное значение левого полушария объясняют тем, что практически у всех праворуких (правшей) функция речи контролируется тем же левым полушарием, в котором располагается моторный речевой центр
Брока. Гораздо меньше среди населения левшей — примерно 5-10% — и обоеруких или амби-декстров — 15-20%. Среди женщин левши встречаются в 2-3 раза реже, чем среди мужчин. По статистике среди родителей леворуких детей в 10 раз больше левшей, чем среди родителей правшей, что указывает на значительную роль наследственности в развитии леворукости
(праворукости).
496
Моторные центры речи лишь у немногих леворуких (около 7%) расположены в правом полушарии, которое контролирует движения левой руки. У большинства левшей они локализуются в левом полушарии, а у небольшой части — в обоих полушариях. Моторные центры рук у левшей также могут располагаться в правом полушарии, либо в левом, либо асимметрия отсутствует.
Таким образом, перекрестные влияния на моторику не являются у человека единственно возможными. Наряду с доминированием левого полушария у правшей и правого — у левшей, может быть одновременное участие обоих полушарий, а также их попеременное доминирование при управлении движениями.
У правшей, как правило, ведущая праваярука превосходит левую по длине, размеру кисти и величине ногтевого ложа большого пальца. Она имеет большую мышечную массу, мышечные волокна ее толще и сильнее. Ведущая правая рука легче и раньше включается в двигательные акты, выполняет их более координирован™, точнее дозирует усилия. Ей принадлежит основная активная роль не только в сознательном управлении движениями, но и в отражении эмоциональных и личностных особенностей человека.
Левой оке руке у правшей отводится преимущественно подсобная роль. Она более вынослива к статическим усилиям, чаще служит опорой при выполнении различных операций.
У праворуких людей центральное управление движениями правой и левой рук неоднозначно. Как показывают современные исследования, моторика правой (ведущей)руки осуществляется в большей степени по механизму центральных команд, более подчинена процессам сознательного управления, включающим самые высшие отделы коры больших полушарий (в первую очередь, переднелобные третичные области). Двигательные навыки правой руки формируются быстрее и легче автоматизируются.
Управление левой рукой у правшей в значительной мере связано с более древним филогенетически и ранее выявляемым в онтогенезе механизмом кольцевого рефлекторного регулирования. В обычных условиях целенаправленной деятел ьности неведущая левая рука существенно отстает от ведущей правой по своим координационным возможностям. Однако в экстремальных ситуациях, при выполнении многоцелевых программ деятельности, когда создаются необычные трудности для программного

управления действиями правой руки, эффективность левой руки оказывается более высокой. Обнаружено, что мышцы неведущей левой руки содержат больше быстрых мышечных волокон, характеризуются лучшими взрывными сократительными свойствами и в большей степени подвержены утомлению.
Преобладание правой руки не связано с обязательным доминированием правой ноги. Чаще всего, а именно в 70% случаев, у праворуких
497 людей ведущей является левая нога, т. е. имеется так называемая перекрестная асимметрия. Лишь для пятой части населения характерно наличие ведущей правой руки и правой ноги и всего около 5% людей имеют ведущие левую руку и левую ногу.
Перекрестная асимметрия, столь характерная для правшей, весьма мало выражена у левшей: лишь в 7% случаев у леворуких людей обнаруживается ведущая правая нога.
Различные моторные возможности конечностей проявляются при разных видах локомоций — ходьбе, беге, плавании идр. Правши отклоняются обычно в левую сторону и, в итоге, перемещаясь по кругу, приходят в исходный пункт, а при выключении зрения прямолинейное движение человека невозможно уже в пределах 100м.
Моторная асимметрия проявляется таюке в различном развитии и двигательных возможностях мышц правой и левой половины туловища и лица.
В онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. У детей 2-3 лет отмечается лишь 33% правору-ких, 13% леворуких и у 54% отсутствует моторная асимметрия. К возрасту 7-8 лет уже более 50% детей является праворукими. Однако степеньдоминирования правой стороныпри освоении двигательных навыков может изменяться в онтогенезе.
Так, при освоении симметричных движений скорость их формирования выше на правой (ведущей) стороне в возрасте 9-11 и 15-17 лет, но в переходный период у подростков, наоборот, быстрее формируются навыки на левой
(неведущей) стороне.
Хорошо выраженная в молодом возрасте моторная асимметрия по мере старения организма постепенно сглаживается. У людей пожилого возраста число правшей и левшей оказывается примерно одинаковым (50:50%).
7.2. СЕНСОРНЫЕИ ПСИХИЧЕСКИЕАСИММЕТРИИ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ
Сенсорные асимметрии определяют как совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей сенсорных систем.
Особое значение в поведении человека имеет асимметрия зрения. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т. е. ведущий правый глаз, около трети — левостороннюю и лишь немногие — симметрию зрительной функции. Ведущий глаз обладает более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза.


В целом, восприятие
498 объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприятие окружающего фона — неведущим глазом.
При изолированном предъявлении стимулов правому или левому глазу выявлено преимущество правого поля зрения и, соответственно, левого полушария в восприятии второсигнальной информации (чисел, отдельных букв и целых слов), а также преобладание левого поля зрения и правого полушария в восприятии зрительно-пространственной информации
(фотографий, геометрических фигур и пр.).
Изолированное предъявление звуковых раздражителей левому или правому уху показало своеобразие функциональной асимметрии слуха. Речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом у подавляющего большинства правшей и у половины левшей, а музыка, интонации речи, эмоциональная ее окраска — левым ухом. У женщин почти в 2 раза чаще отмечается преимущество правого уха в восприятии речевых стимулов, чем у мужчин.
В функциях осязания, обоняния и вкуса больше выражена левосторонняя асимметрия. На левой руке выше тактильная, болевая, температурная и вибрационная чувствительность, на правой руке — кинестетическая чувствительность. Левая сторона носа более чувствительна к запахам.
На левой половине языка больше вкусовых сосочков и выше вкусовая чувствительность.
В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов.
Психосенсорные процессы, связанные с чувственным познанием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функциями правого полушария. Обработка этой информации происходит в настоящем времени с участием следов прошлых раздражений, хранящихся в памяти, т. е. с участием прошедшего времени. К функциям правого полушария относят целостное и одномоментное восприятие зрительно-пространственных впечатлений.
Психомоторные процессы связаны с абстрактно-логическим познанием, речевой регуляцией движений и двигательными асимметриями. Их связывают с функциями левого полушария. Протекая в настоящем времени, они направлены в будущее время, так как программируемые действия и прогнозируемые их результаты будут осуществляться в дальнейшей жизни человека. Левое полушарие осуществляет детальный анализ событий, производя их последовательную обработку.
Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет чрезвычайно важную характеристику человека — его индивидуальный профиль асимметрии, определяющий только ему присущие особенности поведения.
У многих людей отмечается правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности), слуха (по восприятию речи) и
499

левосторонняя асимметрия в функциях осязания, обоняния и вкуса. В поведении человека основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха, которая в основном и учитывается при определении индивидуального профиля асимметрии (табл. 34).
Таблица 34
Частый вариант индивидуального профиля асимметрии
различных функций
Доминир
ование
Рука Нога Глаз Ухо Вкус Обоняние Осязание
Правое
+
+
+
+
Левое
+
+
+
Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения, слуха) и парциальное (частичное) с любым сочетанием преобладающих функций.
У детей 4-7 лет односторонний правый профиль асимметрии (рука, нога, глаз, ухо) наблюдается только в 15% случаев, а парциальный — в 80% случаев. По мере взросления повышается праволате-ральность моторики рук и ног, функций зрения. У взрослых правосторонний профиль асимметрии отмечается в 26% случаев, а парциальный — в 70 %. Истинных левшей с односторонним левым профилем асимметрии насчитывают около 4%.
Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей правой руки и ведущего правого ыаза. У правшей с ведущим правым глазом лучше ориентировка, чем в случае с ведущим левым глазом. Они лучше адаптируются ко многим сложным формам деятельности, требующим быстрого реагирования на изменения ситуации, высокой концентрации и скорости переключения внимания.
Обследование школьников-правшей 7-15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстрактному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников-левшей в 90-100% случаев отмечено преобладание реакций на непосредственные раздражители (первой си шальной системы), а у правшей в 25 % случаев — преобладание реакций на словесные раздражители (второй сигнальной системы).
Сенсорные и психические функциональные асимметрии, как и моторные асимметрии, подвержены закономерным изменениям с возрастом.
Основную роль в регуляции поведения ребенка играет правое полушарие головного мозга. Те формы речи, которые доступны детям
500 дошкольного и младшего школьного возраста, по-видимому, контролируются правым полушарием. У взрослых праворуких людей речевая функция связана с левым доминирующим полушарием, в котором находятся

моторный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вер-нике.
С возраста 10-12 лет начинает нарастать функциональная значимость ассоциативных третичных полей коры — нижнетеменных и переднелобных
(фронтальных) в управлении двигательными действиями человека. В возрасте 13-15 лет не только усиливается роль третичных зон, но и начинается их преобладание в левом (ведущем) полушарии, а к возрасту 16-
18 лет участие ассоциативных третичных зон левого полушария в контроле двигательного поведения становится преимущественным.
В процессе воспитания и обучения ребенка следует особенно внимательно относиться к предпочтению той или иной руки, не переучивать леворукихдетейесть, писать и рисовать правой рукой. Такое переучивание нарушает врожденные механизмы управления движениями и вызывает ухудшение деятельности ЦН С, замедляет физическое и умственное развитие, может приводить к неврозам и заиканию.
Особенностью женского организма является значительно меньшее проявление функциональной асимметрии левого и правого полушария в осуществлении речевой функции. Функции речи у них связаны в большей мере с деятельностью обоих полушарий.
У женщи н значительно чаще встречается ведущий правый глаз и почти в 2 раза чаще преимущество правого уха в восприятии речевой информации . В индивидуальном профиле асимметрии у них чаще выражена правосторонняя асимметрия (табл. 35).
Таблица 35
Количество лиц (%) с правосторонним профилем
асимметрии у мужчин и женщин
Пол
Рука-Глаз
Ухо-Глаз
Мужчины
58 54
Женщины
72 65
7.3. ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ У
СПОРТСМЕНОВ
Функциональная асимметрия-симметрия проявляется в спортивной деятельности. Врожденные морфофунк-циональные асимметрии определяют предпочтение правой или левой конечности при выполнении различныхдействий с предметом
501 или без него — выбор вооруженной руки у фехтовальщика, правостороннего или левостороннего хвата клюшки у хоккеиста, стороны вдоха при плавании кролем, левосторонней или правосторонней стойки у боксера и т. д.
Определение моторной асимметрии только по врожденным признакам показало, что среди спортсменов преобладают праворукие (51 % случаев) над леворукими (35% случаев), но при определении по заученным движениям, манипуляциям и письму выявлено подавляющее преимущество правой руки
(97% случаев) над левой (2% случаев). Это свидетельствует о роли обучения в развитии функциональной асимметрии.
Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание