Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами. Так, например, складские помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны быть оборудованы несгораемыми и устойчивыми стеллажами и поддонами, рассчитанными на соответствующую нагрузку. Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).
Комната персонала должна быть оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.
Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.
Производственная аптека для выполнения своей основной задачи должна иметь дополнительные помещения:
- асептический блок для приготовления асептических и стерильных лекарственных форм;
- автоклавную;
- аналитический кабинет;
- помещение для получения апирогенной воды;
- помещения для хранения огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, требующих особых условий хранения в соответствии с их физико - химическими свойствами [23].
Вид деятельности и объем работы, на которые аптека имеет лицензию, являются определяющими факторами при расчете штата аптеки.
Штат - постоянный состав сотрудников определенного предприятия. Штатное расписание - перечень должностей постоянных сотрудников с указанием должностных окладов.
Штат аптеки делится на следующие виды:
1. Административно-управленческий персонал: заведующий аптекой, его заместители, бухгалтеры, экономисты.
2. Фармацевтический.
3. Вспомогательный: фасовщики, санитарки.
4. Хозяйственно-обслуживающий: шофер, грузчик, рабочий.
Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 3 лет (с высшем образованием) и не менее 5 лет (со средним образованием).
При приеме на работу администрация должна руководствоваться действующим законодательством. В основе взаимоотношений между сотрудниками и администрацией лежит трудовой договор.
Основная цель аптечной организации – оказание фармацевтической помощи. Пути достижения этой цели - удовлетворить спрос покупателей. Поэтому так необходимо правильно сформировать ассортимент.
Ассортимент аптечной организации — это набор лекарственных средств и других изделий медицинского (аптечного) назначения, сформированный по определенным признакам.
Основополагающими являются такие элементы управления, как формирование ассортимента и установление уровня требований по его характеристикам — широте, глубине, насыщенности и гармоничности [24].
Широта характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру аптечной организации ассортиментных групп. Например, аптека реализует лекарственные средства и перевязочные материалы, широта ее ассортимента равна двум. Если в аптеке реализуются и парфюмерно-косметические товары, то широта ее ассортимента равна трем. Более широкий ассортимент товаров увеличивает возможности их реализации, повышает экономическую эффективность аптечной организации.
Глубина определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Например, если бинты предлагаются в трех вариантах и четырех видов по длине, то глубина будет равна 12.
Насыщенность — это количество позиций во всех ассортиментных группах товаров. Насыщенность аптечной организации товарами зависит от роста спроса, высокой рентабельности товаров, внедрения на рынок новых конкурентоспособных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Современный отечественный фармацевтический рынок постоянно насыщается за счет освоения и выпуска отечественных лекарственных средств в рамках реализации государственной программы импортозамещения.
Гармоничность характеризуется степенью взаимозаменяемости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, продвижения на рынке и использования.
На формирование ассортимента влияют общие и специфические факторы, а политика организации определяется в зависимости от типа аптеки [24].
Специфические факторы – это факторы, которые отражают конкретные условия работы аптечного предприятия.
Обобщение литературных источников показало, что к наиболее важным специфическим факторам, формирующим спрос, относятся:
- размер аптеки;
- условия товароснабжения;
- специализация аптеки;
- наличие других розничных аптечных предприятий;
- численность и состав обслуживаемого населения;
- тип аптеки;
- материальные и технические ресурсы аптеки;
- количество поставщиков;
- характерные заболевания для района деятельности аптеки;
- возможности и условия поставки товара;
- ограничение торговых и складских помещений;
- процентное соотношение групп покупателей;
- экономические факторы (оборачиваемость запасов, возможные размеры торговых надбавок, налогоемкость и т.д.);
- взаимная дополняемость товаров;
- финансовая устойчивость и авторитет аптеки;
- методы обслуживания населения;
- степень обновления товарного ассортимента;
- уровень квалификации персонала;
- возможность сбыта и продвижения товара;
- территориальное расположение;
- информационный круговорот в системе «пациент–врач – аптека»;
- устойчивость и гибкость ассортимента [24].
Все вышеперечисленные параметры являются очень важной составляющей удачного фармацевтического бизнеса. Это минимальный перечень факторов, которые необходимо обдумать и четко проанализировать руководителю перед выходом на рынок для увеличения спроса, товарооборота и привлечения новых покупателей.
Ассортиментная политика «спальных» аптек характеризуется высокой вероятностью существенной ассортиментной специфики в силу половозрастных, социальных и других особенностей местной клиентуры, а также высокой долей посетителей, ориентированных на покупку самых дешевых товаров.
Ассортиментная политика «проходимых» аптек характеризуется следующими параметрами: разнообразие потенциальных посетителей из различных районов города, поэтому их спрос не обладает спецификой по сравнению со среднегородским; у «транзитных» посетителей есть выбор из нескольких аптек «по пути», поэтому более высока требовательность к ассортименту; меньшая чувствительность к ценам, более развитые потребности, высока доля спонтанных (незапланированных) покупок.
У «полупроходимого» типа аптеки – обычно заметно большее (сравнительно со «спальной» аптекой) количество и разнообразие постоянных посетителей; заметная специфика клиентуры в силу половозрастных, социальных и других особенностей; обычно так же высока, как и в «спальных» аптеках, доля посетителей, ориентированных на покупку самых дешевых товаров; высокая требовательность к ассортименту.
Параметры ассортимента в немалой степени зависят от маркетинговой специфики аптеки (проходимость, численность населения, конкуренция).
Процесс формирования аптечного ассортимента состоит из ряда этапов и критериев, в случае окончания и соответствия которым ассортимент считается правильно выбранным.
Некоторые аптечные сети формируют ассортимент следующим образом: в качестве базового ассортимента новой аптеки берется список позиций подходящей по параметрам аптеки с наиболее сбалансированным ассортиментом — «эталонная» аптека, в которой согласно стандартам периодически проводятся работы по вводу новинок и выводу неликвидов. Но у такого способа формирования ассортимента есть определенные недостатки: например, ассортимент формируется из всего списка товаров, представленного в «эталонной» аптеке, а не в разрезе товарных групп, тем более не исключаются специфичные товары, имеющие высокий рейтинг продаж только в «эталонной» аптеке.
Определение будущей структуры ассортимента в разрезе товарных категорий дает возможность составить ассортиментную матрицу, наиболее полно удовлетворяющую запросам и предпочтениям потребителей [24].
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением товарооборота. Что же он из себя представляет?
Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Розничный товарооборот включает в себя следующие виды реализации:
- реализацию товаров аптечного ассортимента населению по рецептам врачей;
- реализацию товаров аптечного ассортимента населению без рецептов врачей;
- реализацию товаров аптечного ассортимента МО и другим организациям.
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы подлежат изучению и анализу, но оказать какое-либо влияние на них торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
Основными внешними факторами влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий являются:
- уровень доходов населения;
- процентная ставка банковского кредита;
- инфляционные процессы;
- уровень развития конкурентных отношений;
- нормы налогообложения;
- уровень безработицы и т.д.
Внутренние факторы зависят от самой организации, которая имеет возможность их контролировать, изменять, регулировать. Данные факторы связаны: с обеспечением товарными ресурсами; эффективностью использования трудовых ресурсов; эффективностью использования основных средств.
Стоит отметить, что на товарооборот немаловажное влияние оказывает правильный выбор месторасположения для открытия АО. На что в свою очередь влияет ряд факторов, в которые входит:
— демографическая ситуация;
— уровень конкуренции;
— функциональное месторасположение;
— тип торговой зоны [10].
Основные этапы анализа розничного товарооборота аптеки:
1. Изучение динамики его объема
2. Оценка степени выполнения плана
3. Анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана
4. Выявление резервов увеличения товарооборота [3].
Изучение динамики объема товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста (прироста), а также среднегодового темпа изменения реализации товаров, что помогает оценить общие тенденции изменения показателя [1].
Система налогообложения аптек претерпела некоторые изменения. Ранее основными системами являлись единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСН), между которыми могли выбирать индивидуальные предприниматели (ИП).
Комната персонала должна быть оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.
Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.
Производственная аптека для выполнения своей основной задачи должна иметь дополнительные помещения:
- асептический блок для приготовления асептических и стерильных лекарственных форм;
- автоклавную;
- аналитический кабинет;
- помещение для получения апирогенной воды;
- помещения для хранения огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, требующих особых условий хранения в соответствии с их физико - химическими свойствами [23].
Вид деятельности и объем работы, на которые аптека имеет лицензию, являются определяющими факторами при расчете штата аптеки.
Штат - постоянный состав сотрудников определенного предприятия. Штатное расписание - перечень должностей постоянных сотрудников с указанием должностных окладов.
Штат аптеки делится на следующие виды:
1. Административно-управленческий персонал: заведующий аптекой, его заместители, бухгалтеры, экономисты.
2. Фармацевтический.
3. Вспомогательный: фасовщики, санитарки.
4. Хозяйственно-обслуживающий: шофер, грузчик, рабочий.
Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 3 лет (с высшем образованием) и не менее 5 лет (со средним образованием).
При приеме на работу администрация должна руководствоваться действующим законодательством. В основе взаимоотношений между сотрудниками и администрацией лежит трудовой договор.
Основная цель аптечной организации – оказание фармацевтической помощи. Пути достижения этой цели - удовлетворить спрос покупателей. Поэтому так необходимо правильно сформировать ассортимент.
Ассортимент аптечной организации — это набор лекарственных средств и других изделий медицинского (аптечного) назначения, сформированный по определенным признакам.
Основополагающими являются такие элементы управления, как формирование ассортимента и установление уровня требований по его характеристикам — широте, глубине, насыщенности и гармоничности [24].
Широта характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру аптечной организации ассортиментных групп. Например, аптека реализует лекарственные средства и перевязочные материалы, широта ее ассортимента равна двум. Если в аптеке реализуются и парфюмерно-косметические товары, то широта ее ассортимента равна трем. Более широкий ассортимент товаров увеличивает возможности их реализации, повышает экономическую эффективность аптечной организации.
Глубина определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Например, если бинты предлагаются в трех вариантах и четырех видов по длине, то глубина будет равна 12.
Насыщенность — это количество позиций во всех ассортиментных группах товаров. Насыщенность аптечной организации товарами зависит от роста спроса, высокой рентабельности товаров, внедрения на рынок новых конкурентоспособных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Современный отечественный фармацевтический рынок постоянно насыщается за счет освоения и выпуска отечественных лекарственных средств в рамках реализации государственной программы импортозамещения.
Гармоничность характеризуется степенью взаимозаменяемости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, продвижения на рынке и использования.
На формирование ассортимента влияют общие и специфические факторы, а политика организации определяется в зависимости от типа аптеки [24].
Специфические факторы – это факторы, которые отражают конкретные условия работы аптечного предприятия.
Обобщение литературных источников показало, что к наиболее важным специфическим факторам, формирующим спрос, относятся:
- размер аптеки;
- условия товароснабжения;
- специализация аптеки;
- наличие других розничных аптечных предприятий;
- численность и состав обслуживаемого населения;
- тип аптеки;
- материальные и технические ресурсы аптеки;
- количество поставщиков;
- характерные заболевания для района деятельности аптеки;
- возможности и условия поставки товара;
- ограничение торговых и складских помещений;
- процентное соотношение групп покупателей;
- экономические факторы (оборачиваемость запасов, возможные размеры торговых надбавок, налогоемкость и т.д.);
- взаимная дополняемость товаров;
- финансовая устойчивость и авторитет аптеки;
- методы обслуживания населения;
- степень обновления товарного ассортимента;
- уровень квалификации персонала;
- возможность сбыта и продвижения товара;
- территориальное расположение;
- информационный круговорот в системе «пациент–врач – аптека»;
- устойчивость и гибкость ассортимента [24].
Все вышеперечисленные параметры являются очень важной составляющей удачного фармацевтического бизнеса. Это минимальный перечень факторов, которые необходимо обдумать и четко проанализировать руководителю перед выходом на рынок для увеличения спроса, товарооборота и привлечения новых покупателей.
Ассортиментная политика «спальных» аптек характеризуется высокой вероятностью существенной ассортиментной специфики в силу половозрастных, социальных и других особенностей местной клиентуры, а также высокой долей посетителей, ориентированных на покупку самых дешевых товаров.
Ассортиментная политика «проходимых» аптек характеризуется следующими параметрами: разнообразие потенциальных посетителей из различных районов города, поэтому их спрос не обладает спецификой по сравнению со среднегородским; у «транзитных» посетителей есть выбор из нескольких аптек «по пути», поэтому более высока требовательность к ассортименту; меньшая чувствительность к ценам, более развитые потребности, высока доля спонтанных (незапланированных) покупок.
У «полупроходимого» типа аптеки – обычно заметно большее (сравнительно со «спальной» аптекой) количество и разнообразие постоянных посетителей; заметная специфика клиентуры в силу половозрастных, социальных и других особенностей; обычно так же высока, как и в «спальных» аптеках, доля посетителей, ориентированных на покупку самых дешевых товаров; высокая требовательность к ассортименту.
Параметры ассортимента в немалой степени зависят от маркетинговой специфики аптеки (проходимость, численность населения, конкуренция).
Процесс формирования аптечного ассортимента состоит из ряда этапов и критериев, в случае окончания и соответствия которым ассортимент считается правильно выбранным.
Некоторые аптечные сети формируют ассортимент следующим образом: в качестве базового ассортимента новой аптеки берется список позиций подходящей по параметрам аптеки с наиболее сбалансированным ассортиментом — «эталонная» аптека, в которой согласно стандартам периодически проводятся работы по вводу новинок и выводу неликвидов. Но у такого способа формирования ассортимента есть определенные недостатки: например, ассортимент формируется из всего списка товаров, представленного в «эталонной» аптеке, а не в разрезе товарных групп, тем более не исключаются специфичные товары, имеющие высокий рейтинг продаж только в «эталонной» аптеке.
Определение будущей структуры ассортимента в разрезе товарных категорий дает возможность составить ассортиментную матрицу, наиболее полно удовлетворяющую запросам и предпочтениям потребителей [24].
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением товарооборота. Что же он из себя представляет?
Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Розничный товарооборот включает в себя следующие виды реализации:
- реализацию товаров аптечного ассортимента населению по рецептам врачей;
- реализацию товаров аптечного ассортимента населению без рецептов врачей;
- реализацию товаров аптечного ассортимента МО и другим организациям.
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы подлежат изучению и анализу, но оказать какое-либо влияние на них торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
Основными внешними факторами влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий являются:
- уровень доходов населения;
- процентная ставка банковского кредита;
- инфляционные процессы;
- уровень развития конкурентных отношений;
- нормы налогообложения;
- уровень безработицы и т.д.
Внутренние факторы зависят от самой организации, которая имеет возможность их контролировать, изменять, регулировать. Данные факторы связаны: с обеспечением товарными ресурсами; эффективностью использования трудовых ресурсов; эффективностью использования основных средств.
Стоит отметить, что на товарооборот немаловажное влияние оказывает правильный выбор месторасположения для открытия АО. На что в свою очередь влияет ряд факторов, в которые входит:
— демографическая ситуация;
— уровень конкуренции;
— функциональное месторасположение;
— тип торговой зоны [10].
Основные этапы анализа розничного товарооборота аптеки:
1. Изучение динамики его объема
2. Оценка степени выполнения плана
3. Анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана
4. Выявление резервов увеличения товарооборота [3].
Изучение динамики объема товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста (прироста), а также среднегодового темпа изменения реализации товаров, что помогает оценить общие тенденции изменения показателя [1].
Система налогообложения аптек претерпела некоторые изменения. Ранее основными системами являлись единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСН), между которыми могли выбирать индивидуальные предприниматели (ИП).