Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 2020 года аптечные организации обязаны перейти на новые системы налогообложения, что связано с обязательной маркировкой всех лекарственных препаратов и медикаментов и регистрацией в системе «Честный знак». Это означает, что розничной торговлей деятельность аптеки больше не является, в связи с чем и использовать ЕНВД и ПСН не может. Так какие же налоговые режимы разрешены в таком случае?
С 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей доступны два налоговых режима:
Общая система налогообложения (ОСНО). Общий режим несет самую большую налоговую нагрузку для аптек — с обязательной уплатой НДС, НДФЛ, налогов на прибыль, имущество и транспортного взноса (при наличии транспортных средств).
Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка). Это льготный налоговый режим, подразумевающий два варианта уплаты налога. Владелец аптеки может выбрать доходную схему и платить единый налог в размере 6% или же метод «доходы минус расходы» и перечислять в бюджет 15%. Сразу скажем, что для аптек более выгоден второй вариант, так как расходная часть у них довольно большая, что существенно может снизить итоговую сумму налога.
Чтобы перейти на ОСНО, никаких дополнительных заявлений и документов не требуется, а вот с УСН все немного сложнее. Это льготный налоговый режим, поэтому применять его могут далеко не все организации или ИП. Аптека может оформить УСН, если:
• остаточная стоимость основных средств — не выше 150 миллионов рублей;
• среднесписочная численность сотрудников — не более 100 человек;
• совокупная выручка за три предшествующих квартала (девять месяцев) — 112,5 миллиона рублей, за годовой период — 150 миллионов рублей [13].
2.2. Экономические расчеты суммы основного и оборотного капитала для открытия аптечной организации
Каждая аптечная организация имеет определенные экономические ресурсы. Они представляют собой факторы, используемые для производства основных благ, т.е. товаров и услуг.
Экономическая деятельность начинается с формирования её ресурсов в натуральной (материально-вещественной) и денежной формах. Ресурсы в свою очередь делятся на материальные (основной и оборотный капитал) и трудовые (рабочая сила)
Оборотный капитал представляет собой денежную оценку оборотных фондов (производственные запасы и расходы будущих периодов) и фондов обращения (товары, дебиторская задолженность, денежные средства).
Отправным элементом мониторинга финансового цикла является определение нормативов управления и расчет необходимого оборотного капитала на основании решения: «на сколько дней создавать запасы, задолженности». Это решение зависит от периодичности поставок, надежности поставщиков, степени дефицитности товара, отсрочек платежей и условий сбыта. Для расчета используют показатели плановой сметы продаж и затрат (на год, месяц или квартал): выручка (В), себестоимость продукции (Сгп), материальные затраты – (Смз). Экономическими нормативами являются нормы запасов и задолженностей в днях – интервал поставки (Тп), период складирования (Тск), периорд отгрузки (Тот),периоды отсрочки платежей (Тдз) и (Ткз). Расчет выполняют по каждой позиции второго раздела баланса. В пример приведу несколько формул расчета:
1. Запасы сырья и материалов (ЗС): ЗС = Смз * Тп / 360.
2. Запасы готовой продукции: ГП = Сгп × Тск / 360
3. Дебиторская задолженность (ДЗ): В × Тдз / 360
4. Необходимый оборотный капитал (ОбК) определяют суммированием всех позиций: ОбК = ЗС + НЗП + ГП + ОП + ДЗ
5. Потребность в финансировании характеризует показатель чистый оборотный капитал (ЧобК): ЧобК =ОбК – КЗ, где КЗ – кредиторская задолженность, которая рассчитывается как КЗ = Смз × Ткз.
Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость их текущего (оперативного) анализа и мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий.
По установленным для расчета оборотного капитала нормам запасов (задолженностей) можно определить плановую длительность финансового цикла (Тфц): Тфц = Тз + Тпц + Тгп + + Тдз – Ткз.
Задача сокращения финансового цикла решается при помощи создания центров финансового учета и организации системы оперативного контроля соблюдения заложенных в бизнес-плане нормативов оборачиваемости, включая контроль уровня запасов и задолженностей, своевременности поступлений и выплат, качества продукции, эффективности использования ресурсов. Любое изменение внешних и внутренних факторов требует пересмотра плановых заданий и нормативов [18].
Основные фонды представляют собой совокупность материально вещественных ценностей, действующих в течение длительного периода. Основные фонды, выраженные в денежной оценке, называются основными средствами [27].
Основные средства (ОС) являются частью имущества предприятия и учитываются в активе баланса в составе внеоборотных активов. Для этой группы активов характерны: материальная форма; многократное использование в процессе производства; сохранение в течение длительного времени материальной формы, внешнего вида и существенных свойств; постепенный износ.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и прочие соответствующие объекты.
Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, предназначенный для выполнения определенной работы.
Все ОС оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. В учете ОС отражаются в течение всего срока службы по первоначальной стоимости, т.е. цене приобретения с включением расходов на доставку, монтажные работы и т.д. Эту стоимость часто называют еще балансовой стоимостью. Разберемся с каждой по порядку.
1. Первоначальная стоимость – это стоимость приобретения основных средств без НДС.
2. Восстановительная стоимость – это первоначальная стоимость, выраженная в ценах текущего года.
3. Остаточная стоимость – она равна первоначальная стоимость минус сумма износа.
4. Балансовая стоимость (БС) – это стоимость основных средств по бухгалтерскому балансу. Она определяется на конец периода с учетом поступления и выбытия активов предприятия.
БС = Сн + Сп - Св, где
Сн – стоимость основных средств на начало периода, Сп – стоимость поступивших основных средств, Св – стоимость выбывших основных средств.
5. Среднегодовая стоимость определяется:
- по среднеарифметической:
С=СН+СК2
- используется для расчета амортизации:
С=СН+Сn×Тn12-СВ×12-ТВ12, где
Тn – количество полных месяцев работы поступивших средств.
Тв – количество полных месяцев работы выбывших основных средств.
Для ОС характерны такие понятия как амортизация и износ.
Износ – это потеря основными средствами своих первоначальных качеств.
Амортизация– это процесс перенесения стоимости изнашивающихся основных средств на стоимость реализованной продукции с последующим изъятием этой стоимости из выручки с целью приобретения новых основных средств взамен изношенных.
Сумма амортизации рассчитывается линейным или нелинейным методами. Линейный метод можно использовать для всех основных средств. Нелинейный метод нельзя использовать для 9 и 10 амортизационных групп.
При линейном методе:
∑А=С×На100
На=100n, где n – срок полезного использования в месяцах, На – норма амортизации, С – первоначальная стоимость ОС [29].
При оценке эффективности использования основных средств применяют следующие показатели:
1) Фондоотдача – показывает сколько выручки получает предприятие от каждого рубля, вложенного в основные средства (чем больше показатель, тем лучше).
ФОС=Выручка среднегодовая стоимость основных средств
2) Фондоемкость – показывает, сколько нужно вложить основных средств, чтобы получить 1 руб. выручки (чем меньше показатель, тем эффективнее):
Фем.ОС=СТ/О
3) Рентабельность основного капитала:
РОС=ПС×100%
4) Фондооснащенность (фондовооруженность):
Фосн=СЧ, где Ч – среднесписочная численность работников.
5) Фондовооруженность или техническая фондовооруженность:
Фвооруж=Сактив*Ч
2.3. Планирование основных показателей деятельности аптечной организации
Основной целью аптечной организации является удовлетворение спроса в товарах аптечного ассортимента и получение прибыли. Успех в достижении этой цели во многом зависит от качества планирования экономической деятельности.
Прогнозирование (планирование) представляет собой процесс формирования основных целей и возможных средств, а также способов их выполнения.
Планирование деятельности носит вспомогательный характер, то есть не является обязательным и позволяет:
- определить цели и задачи предприятия
- определить сильные и слабые стороны предприятия
- определить его возможности
- привлечь максимальное количество заинтересованных лиц к сотрудничеству [16].
Основными показателями плана фармацевтической деятельности аптеки являются:
1. Темп роста. Этот показатель рассчитывается как значение показателя последующего года, деленное на значение показателя предыдущего года.
2. Темп прироста. Здесь от значения показателя последующего года вычитается значение показателя предыдущего года, деленное на значение показателя предыдущего года, что и умножаем на100%
3. Товарооборот – объем продаж товаров в денежном выражении за определенный период времени.
4. Розничный товарооборот – это реализация аптеками товара для личного домашнего или совместного употребления.
5. Факторы, повышающие объем продаж. К ним относятся: рост числа врачей, старение населения, рост доли высокоэффективных препаратов, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение.
6. Факторы, сдерживающие рост объема продаж: запрещение рекламы, необходимость промежуточного потребителя (врача).
7. Валовая прибыль (торговые наложения) – это разница между стоимостью реализованных лекарств в розничных и оптовых ценах.
8. Уровень валовой прибыли (торговая маржа) = валовая прибыль : объем реализации в розничных ценах * 100%. Зависит от торговой наценки.
9. Товарные запасы – все товары, предназначенные для продажи, в т.ч. и товары в пути. Они измеряются в натуральных измерителях (например, спирт), в стоимостных измерителях, в днях.
10. Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Устанавливается в сумме или днях [9].
11. Издержки обращения – это денежное выражение затрат, включаемых в себестоимость производства, а также расходов, связанных с доведением товара до потребителя.
12. Уровень издержек определяет расходы на каждый рубль реализации.
13. Уровень издержек = издержки : объем реализации * 100%.
14. Чистая прибыль – это разница между валовой прибылью и издержками.
15. Уровень чистой прибыли = сумма чистой прибыли : валовый доход *100% [15].
2.4. Определение периода окупаемости аптечного предприятия
Срок окупаемости представляет собой отрезок времени, по окончании которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. Т.е. коэффициент срока окупаемости является показателем, определяющим количество времени, необходимое для возвращения вложенного в какое-либо предприятие капитала.
Часто этот показатель и является критерием выбора для человека, который планирует инвестировать в определенный проект. Соответственно, чем ниже показатель, тем привлекательнее данное дело для инвестора. В противном случае вложение будет казаться нерациональным.