Файл: Анализ аварийности Лунинского района Пензенской области и разработка мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



б) выявление причин и факторов, обуславливающих возникновение ДТП, и разработку мероприятий по их устранению.

в) выделение мест и участков, дорог с наибольшей концентрацией ДТП.

Соответственно названным трем направлениям анализа, можно условно подразделить его методы: количественный, качественный, топографический.

Количественный анализ обеспечивает получение цифровых показателей состояния аварийности, их составление по месту совершения (страна, регион, область, город, район, улица, участок дороги, перекресток и пр.) и времени их совершения (год, месяц, день, час и пр.) с целью выявления общих тенденций изменения. Различают абсолютные показатели ( общее количество ДТП, число погибших и раненых, суммарный ущерб от ДТП ) и относительные показатели (число ДТП, приходящихся на: 100 тыс. жителей). Абсолютные показатели дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ во времени для

определенного региона и показывает тенденцию изменения этого уровня.

1.4. Влияние дорожных условий на уровень аварийности
Влияние показателей транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети на состояние аварийности можно оценить, если воспользоваться сведениями официальной статистики о ДТП, регистрируемых органами ГИБДД, а также результатами диагностики дорожной сети.

В процессе этой диагностики инструментально определяются показатели состояния дорог, имеющие отклонения от допускаемых норм по условиям безопасности дорожного движения.

Официально регистрируемая ГИБДД доля ДТП, в которых неблагоприятные дорожные условия способствовали их возникновению, являлась стабильной в течение целого ряда лет. Начиная с 2000 г. эта доля получила тенденцию к росту благодаря, главным образом формальным мерам
















ВКР–2069059–23.03.01–130612–17

Лист
















19

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата




по расширению учета несоответствия параметров дорог нормам на проектирование 5,8% в 1998 г. до 26,4% в 2001 г.).

В результате общая доля ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями в среднем составила около 20%.

Согласно официальной статистике, к числу основных дорожных факторов, способствующих возникновению ДТП, относятся:

  • неудовлетворительная ровность покрытия;

  • неудовлетворительные сцепные качества покрытия;

  • отсутствие разметки проезжей части;

  • ограниченная видимость;

  • несоответствие параметров геометрических элементов дороги ее категории.

Несколько снизился удельный вес таких факторов, как низкие сцепные качества и неудовлетворительная ровность дорожных покрытий, а также ограниченная видимость. Вместе с тем, вероятность регистрации ДТП, связанных с несоответствием параметров дороги ее категории, возросла в 1,5- 2 раза. Также увеличилась частота регистрации ДТП, произошедших из-за недостаточного освещения дорог.

Столь высокая вариабельность по годам вероятности возникновения ДТП по отдельным факторам дорожных условий не соответствует фактическому положению вещей технический уровень дорожной сети за тот же период времени не претерпел столь существенных изменений.

Дорожные условия редко регистрируются в качестве прямых причин возникновения ДТП. В преобладающем числе случаев речь идет лишь о констатации того факта, что место ДТП с точки зрения дорожных условий не отвечает тем или иным требованиям без установления причинно- следственной связи с развитием аварийной ситуации, приведшей к происшествию.
















ВКР–2069059–23.03.01–130612–17

Лист
















20

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата




Поэтому, например, регистрация в качестве преобладающего условия возникновения ДТП несоответствия параметров геометрических элементов дорог нормам проектирования вызывает серьезные сомнения.

Согласно юридической практике целого ряда стран, дорожные администрации освобождены от ответственности за ДТП, связанные с различиями в современных стандартах проектирования (или модернизации) дорог и существовавших ранее нормах, в соответствии с которыми дороги были спроектированы и построены.

Кроме того, несоответствие нормам проектирования дорог может способствовать росту аварийности только при условии существенных отклонений параметров дорог от стандартных требований или при неблагоприятных сочетаниях параметров элементов на смежных участках.

В этой связи регистрация рассматриваемого фактора дорожных условий ГИБДД в качестве причин возникновения ДТП, весьма условна. Такая регистрация превращается, по существу, в формальную процедуру оценки самих параметров дороги в местах аварий, которые и так заранее известны по паспортным данным дороги и результатам регулярно проводимых обследований, а вопрос о степени их влияния на возникновение конкретных ДТП остается открытым.

Вместе с тем, в целом федеральные дороги по своим транспортно- эксплуатационным показателям все еще не в полной мере отвечают требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Так, исходя из результатов инструментальной диагностики федеральных дорог, от 15 до 23% их протяженности стабильно имеют неудовлетворительную ровность, от 17 до 30% низкие сцепные качества покрытия проезжей части. На ряде участков дорог необходима установка дополнительных ограждений; отсутствует освещение (там, где оно требуется в соответствии с нормами) на 10% протяженности дорог.
















ВКР–2069059–23.03.01–130612–17

Лист
















21

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата




Наиболее важными для углубленного анализа причин аварийности, связанных с дорожными условиями, являются результаты исследований влияния различных показателей эксплуатационного состояния дорог на уровень БД по параметрам, поддающимся количественной оценке.

О значимости влияния показателей эксплуатационного состояния дорог на безопасность движения свидетельствуют результаты сравнительного анализа риска ДТП на так называемых «эталонных участках» дорожной сети. К эталонным участкам принято относить прямые горизонтальные участки двухполосных дорог с шириной проезжей части 7,5 м, шириной обочин 3,75 м, шероховатым и ровным покрытием, расположенные вне населенных пунктов без пересечений и примыканий с другими дорогами. Дополнительно к этим факторам учитываются также время суток, период года и состояние покрытия по влажности и период совершения ДТП.

Анализ результатов исследований по безопасности дорожного движения позволяет сделать ряд выводов.

  1. Среднегодовое значение коэффициента относительной аварийности на участках примерно на 25% ниже, чем в среднем на двухполосных дорогах, что в целом характеризует дорожную составляющую в общем объеме аварийности на автомобильных дорогах этого типа.

  2. Роль таких факторов, как время суток, период года и состояние покрытия чрезвычайно высока с позиции влияния на риск дорожно- транспортных происшестывий.

  3. В эталонных условиях движения (летний период года, сухое покрытие, светлое время суток) риск ДТП в пять раз меньше при движении по эталонным участкам и в восемь раз меньше при движении по обычным двухполосным дорогам.

Результаты этого анализа свидетельствуют о тех резервах, которые имеются в решении задачи повышения безопасности дорожного движения:

- совершенствование системы зимнего содержания дорог,
















ВКР–2069059–23.03.01–130612–17

Лист
















22

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата




-улучшение условий движения в темное время суток;

-повышение сцепных свойств дорожных покрытий.

Значимость мероприятий по улучшению транспортно- эксплуатационного состояния дорожной сети с позиции их влияния на безопасность дорожного движения можно оценить, если воспользоваться показателями снижения аварийности до и после реализации соответствующих дорожных работ.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.


Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что несмотря на наметившиеся тенденцию по снижению количества тяжелых аварий, говорить о смене тренда аварийности в стране пока еще преждевременно. Незначительное снижение ДТП в течение всего одного календарного года может означать всего лишь временный спад, и может ничего не иметь с общей картиной, происходящего на дорогах страны. Однако за последние годы органы Госавтоинспекции и Правительство РФ, тщательно работали в направлении по снижению тяжелых аварий на дороге. Это конечно и ужесточение наказания для лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (увеличение штрафов, введение понятие
















ВКР–2069059–23.03.01–130612–17

Лист
















23

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата