Файл: Анализ аварийности Лунинского района Пензенской области и разработка мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) выявление причин и факторов, обуславливающих возникновение ДТП, и разработку мероприятий по их устранению. в) выделение мест и участков, дорог с наибольшей концентрацией ДТП. Соответственно названным трем направлениям анализа, можно условно подразделить его методы: количественный, качественный, топографический. Количественный анализ обеспечивает получение цифровых показателей состояния аварийности, их составление по месту совершения (страна, регион, область, город, район, улица, участок дороги, перекресток и пр.) и времени их совершения (год, месяц, день, час и пр.) с целью выявления общих тенденций изменения. Различают абсолютные показатели ( общее количество ДТП, число погибших и раненых, суммарный ущерб от ДТП ) и относительные показатели (число ДТП, приходящихся на: 100 тыс. жителей). Абсолютные показатели дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ во времени для определенного региона и показывает тенденцию изменения этого уровня. 1.4. Влияние дорожных условий на уровень аварийности Влияние показателей транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети на состояние аварийности можно оценить, если воспользоваться сведениями официальной статистики о ДТП, регистрируемых органами ГИБДД, а также результатами диагностики дорожной сети. В процессе этой диагностики инструментально определяются показатели состояния дорог, имеющие отклонения от допускаемых норм по условиям безопасности дорожного движения. Официально регистрируемая ГИБДД доля ДТП, в которых неблагоприятные дорожные условия способствовали их возникновению, являлась стабильной в течение целого ряда лет. Начиная с 2000 г. эта доля получила тенденцию к росту благодаря, главным образом формальным мерам | ||||||
| | | | | ВКР–2069059–23.03.01–130612–17 | Лист |
| | | | | 19 | |
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
по расширению учета несоответствия параметров дорог нормам на проектирование (с 5,8% в 1998 г. до 26,4% в 2001 г.). В результате общая доля ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями в среднем составила около 20%. Согласно официальной статистике, к числу основных дорожных факторов, способствующих возникновению ДТП, относятся:
Несколько снизился удельный вес таких факторов, как низкие сцепные качества и неудовлетворительная ровность дорожных покрытий, а также ограниченная видимость. Вместе с тем, вероятность регистрации ДТП, связанных с несоответствием параметров дороги ее категории, возросла в 1,5- 2 раза. Также увеличилась частота регистрации ДТП, произошедших из-за недостаточного освещения дорог. Столь высокая вариабельность по годам вероятности возникновения ДТП по отдельным факторам дорожных условий не соответствует фактическому положению вещей – технический уровень дорожной сети за тот же период времени не претерпел столь существенных изменений. Дорожные условия редко регистрируются в качестве прямых причин возникновения ДТП. В преобладающем числе случаев речь идет лишь о констатации того факта, что место ДТП с точки зрения дорожных условий не отвечает тем или иным требованиям без установления причинно- следственной связи с развитием аварийной ситуации, приведшей к происшествию. | ||||||
| | | | | ВКР–2069059–23.03.01–130612–17 | Лист |
| | | | | 20 | |
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
Поэтому, например, регистрация в качестве преобладающего условия возникновения ДТП несоответствия параметров геометрических элементов дорог нормам проектирования вызывает серьезные сомнения. Согласно юридической практике целого ряда стран, дорожные администрации освобождены от ответственности за ДТП, связанные с различиями в современных стандартах проектирования (или модернизации) дорог и существовавших ранее нормах, в соответствии с которыми дороги были спроектированы и построены. Кроме того, несоответствие нормам проектирования дорог может способствовать росту аварийности только при условии существенных отклонений параметров дорог от стандартных требований или при неблагоприятных сочетаниях параметров элементов на смежных участках. В этой связи регистрация рассматриваемого фактора дорожных условий ГИБДД в качестве причин возникновения ДТП, весьма условна. Такая регистрация превращается, по существу, в формальную процедуру оценки самих параметров дороги в местах аварий, которые и так заранее известны по паспортным данным дороги и результатам регулярно проводимых обследований, а вопрос о степени их влияния на возникновение конкретных ДТП остается открытым. Вместе с тем, в целом федеральные дороги по своим транспортно- эксплуатационным показателям все еще не в полной мере отвечают требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Так, исходя из результатов инструментальной диагностики федеральных дорог, от 15 до 23% их протяженности стабильно имеют неудовлетворительную ровность, от 17 до 30% низкие сцепные качества покрытия проезжей части. На ряде участков дорог необходима установка дополнительных ограждений; отсутствует освещение (там, где оно требуется в соответствии с нормами) на 10% протяженности дорог. | ||||||
| | | | | ВКР–2069059–23.03.01–130612–17 | Лист |
| | | | | 21 | |
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
Наиболее важными для углубленного анализа причин аварийности, связанных с дорожными условиями, являются результаты исследований влияния различных показателей эксплуатационного состояния дорог на уровень БД по параметрам, поддающимся количественной оценке. О значимости влияния показателей эксплуатационного состояния дорог на безопасность движения свидетельствуют результаты сравнительного анализа риска ДТП на так называемых «эталонных участках» дорожной сети. К эталонным участкам принято относить прямые горизонтальные участки двухполосных дорог с шириной проезжей части 7,5 м, шириной обочин 3,75 м, шероховатым и ровным покрытием, расположенные вне населенных пунктов без пересечений и примыканий с другими дорогами. Дополнительно к этим факторам учитываются также время суток, период года и состояние покрытия по влажности и период совершения ДТП. Анализ результатов исследований по безопасности дорожного движения позволяет сделать ряд выводов.
Результаты этого анализа свидетельствуют о тех резервах, которые имеются в решении задачи повышения безопасности дорожного движения: - совершенствование системы зимнего содержания дорог, | ||||||
| | | | | ВКР–2069059–23.03.01–130612–17 | Лист |
| | | | | 22 | |
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
-улучшение условий движения в темное время суток; -повышение сцепных свойств дорожных покрытий. Значимость мероприятий по улучшению транспортно- эксплуатационного состояния дорожной сети с позиции их влияния на безопасность дорожного движения можно оценить, если воспользоваться показателями снижения аварийности до и после реализации соответствующих дорожных работ. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что несмотря на наметившиеся тенденцию по снижению количества тяжелых аварий, говорить о смене тренда аварийности в стране пока еще преждевременно. Незначительное снижение ДТП в течение всего одного календарного года может означать всего лишь временный спад, и может ничего не иметь с общей картиной, происходящего на дорогах страны. Однако за последние годы органы Госавтоинспекции и Правительство РФ, тщательно работали в направлении по снижению тяжелых аварий на дороге. Это конечно и ужесточение наказания для лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (увеличение штрафов, введение понятие | ||||||
| | | | | ВКР–2069059–23.03.01–130612–17 | Лист |
| | | | | 23 | |
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |