ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. К предупреждающим мерам относятся, например, обучение и инструктажи, ограждения и блокировки, коллективные средства защиты, а к реагирующим - СИЗ от ВПФ, улавливающие сетки, организация оказания первой помощи пострадавшим и др.
9.6 Применение предупреждающих мер является предпочтительным. Реагирующие меры предлагаются и реализуются в последнюю очередь, в случае признания Комиссией невозможности или нецелесообразности применения предупреждающих мер.
9.7 В случаях, когда оцененный уровень (значимость) профессионального риска соответствует высокому или крайне высокому, принимаются первоочередные меры, включающие в себя непосредственное воздействие на вероятность наступления несчастного случая, такие как предупреждение об опасности (плакаты, знаки безопасности, сигнальные ограждения и др.), применение средств индивидуальной защиты (СИЗ), предотвращение развития опасной ситуации (снижение нагрузки, приостановка работ до устранения угрозы и др.) и т.д.
9.8 В случае невозможности незамедлительного принятия мер по управлению недопустимыми рисками работа на соответствующих рабочих местах приостанавливается до проведения мероприятий по снижению уровней рисков до допустимых уровней с подтверждением достигнутого результата (повторной оценки этих рисков).
9.10 В целях управления профессиональными рисками по результатам оценки рисков в Организации разрабатывается План мероприятий по снижению профессиональных рисков (Приложение № 10).
9.11 Формирование Плана мероприятий по снижению профессиональных рисков осуществляется Комиссией по оценке уровней профессиональных рисков на основе Сводного ведомости результатов оценки профессиональных рисков (Приложение № 9) и карт анализа и оценки профессиональных рисков (Приложение № 8).
9.12. В План мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков могут включаться:
-
рабочие места (профессии/должности) с наибольшим уровнем остаточного риска (высокий и критический, а также средний – по решению Комиссии) и соответствующие им опасности с наибольшим уровнем остаточного риска; -
рабочие места, на которых выявлены нарушения государственных нормативных требований безопасности или требования безопасности, установленные ЛНА Организации; -
опасности с наибольшим уровнем остаточного риска и соответствующие им рабочие места; -
опасности с уровнем тяжести (без учета защитных мер), соответствующих критическому уровню риска и соответствующие им рабочие места.
9.13. Меры управления рисками делятся на три основных вида:
-
относящиеся к объектам (например, модернизация/замена опасного оборудования, технологии, установка блокировочных и предохранительных устройств, улучшение состояния полов и рабочих поверхностей, перил и ограждений, электрическая защита оборудования и т.п.); -
относящиеся к процедурам (например, новые методы безопасного проведения работ и эксплуатации объектов, включение вида деятельности в перечни работ с повышенной опасностью, работ, выполняемых по наряду-допуску, разработка руководств по эксплуатации, производственный инструкций по безопасной эксплуатации оборудования, инструкций по охране труда, проектов производства работ, технологических карт, процедуры реагирования в аварийных ситуациях, предотвращения несчастных случаев и т.п.); -
относящиеся к людям (например, дополнительное обучение, инструктаж, стажировка, учебно-тренировочные занятия, повышение квалификации, усиление контроля выполнения работы, прохождение периодических медицинских осмотров и т.п.).
9.14. Управление профессиональными рисками включает:
-
выбор и обоснование эффективных защитных мер (мер управления рисками), направленных на снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, отнесённых по уровню профессионального риска к категориям выше низкого уровня риска; -
планирование мероприятий по реализации защитных мер; -
оценка результативности (действенности) защитных мер; -
оценка остаточного риска после применения дополнительных защитных мер; -
контроль уровней профессиональных рисков; -
постоянная оценка эффективности мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков; -
непрерывное совершенствование деятельности по оценке и управлению профессиональными рисками.
9.15. При выборе мероприятий по управлению рисками в области охраны труда необходимо учитывать:
-
являются ли мероприятия технически осуществимыми, обоснованными и дают ли необходимый эффект для снижения уровня риска; -
являются ли мероприятия экономически эффективными; -
возможность появления новых и модифицированных опасностей, связанных с внедрением планируемых мероприятий (управление изменениями).
9.16. Эффективность защитных мер и связанных с ними мероприятий оценивается путем отношения результативности предпринятых защитных мер (уровня снижения профессионального риска за счет применения защитной меры) к стоимости мероприятия по разработке и внедрению защитной меры.
9.17. Эффективность защитных мероприятий оценивается постоянно:
-
при планировании мероприятий по управлению рисками (планируемая эффективность); -
по результатам реализации защитных мер (проведения мероприятий) по управлению профессиональными рисками (фактическая эффективность).
9.18. Результаты оценки фактической эффективности реализуемых защитных мер и мероприятий учитываются при оценке деятельности подразделений и должностных лиц по управлению профессиональными рисками.
9.19. Меры управления рисками (защитные меры) подразделяются на следующие группы (в порядке уменьшения их результативности):
-
Исключение опасности; -
Замена идентифицированных опасностей на менее опасные; -
Изоляция опасностей и применение инженерных решений; -
Административные (организационные) меры; -
Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ); -
Страхование профессионального риска.
А) Исключение опасной или вредной работы (опасности)
Если возможно, нужно полностью устранить источник опасности и полностью избежать риска.
-
исключение применения (хранения) опасных веществ; -
исключение применения опасного оборудования; -
исключение опасной технологической операции или её части; -
автоматизация технологических процессов; -
механизация труда.
Б) Замена опасной работы на менее опасную
Замена представляет собой использование альтернативных веществ, оборудования, которые являются менее опасными и обладают меньшим риском, или использование более безопасных приемов и методов работ. Когда один источник опасности заменятся другим, с меньшим риском, в результате чего достигается снижение риска. Это будет зависеть от конкретных условий работы, например, будет возможно вымыть резервуар, используя воду или пар, под давлением, а не легковоспламеняющийся растворитель. Или пользование инструментом с приводом от сжатого воздуха, или бензиновый привод вместо электричества, или использование оборудования и инструментов с более низким напряжением питания.
-
замену опасного оборудования на менее опасное оборудование; -
замену опасных материалов на менее опасные; -
уменьшением высоты, на которой находятся работники; -
уменьшение напряжения электрического тока или давления в сосудах и др.
В) Изоляция опасностей (применение инженерных решений и методов)
При применении данной контрольной меры источник опасности изолируется так, чтобы риск был снижен до нуля или до приемлемых уровней.
-
изоляция электрических кабелей; -
звукопоглощающие кожухи вокруг шумного оборудования; -
перемещение опасных веществ внутри трубопроводов; -
установка защитных блокировок и сигнализации, средств коллективной защиты; -
ограждение или изоляция оборудования, опасных частей и деталей; -
ограждение людей от источников опасности с использованием щитков на вращающихся частях оборудования, заграждений вокруг опасного оборудования, перил в местах, где есть опасность падения или ограждение людей от транспорта на рабочей площадке, например, автоцистерн, вилочных погрузчиков; -
установка принудительной вентиляции и очистки для работ с токсичными веществами; -
установка звуковой/световой сигнализации о возникновении опасности и аварийной сигнализации -
применение дополнительных страховок (двойные стропы и др.).
Важно, чтобы отдавался приоритет тем мерам, которые защитят всех, устранив риск у самого его источника.
Г) Административные (организационные) меры
-
документирование необходимых требований в технологической документации, инструкциях по охране труда и других документах; -
обучение и практическая подготовка работников по безопасным методам работ (обучение по ОТ, стажировка, дублирование; -
информирование/инструктаж работников об опасностях и мерах безопасного выполнения работ; -
соблюдение режима труда и отдыха; -
проведение специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных норм. -
реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, результатам производственного контроля за соблюдением санитарных норм. -
применение фотолюминесцентной сигнальной разметки, знаков и плакатов безопасности, обозначение путей движения для пешеходов и транспорта; -
систематический надзор за безопасным выполнением работ со стороны ответственных лиц.
Д) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ)
-
Использование СИЗ, СИЗОД следует рассматривать как наименее эффективный метод защиты из всех перечисленных ранее методов. Недопустим неправильный выбор СИЗ, поскольку это может снизить или свести на нет эффективность выбора данного метода контроля
9.20. При выборе и обосновании соответствующей конкретной ситуации эффективной защитной меры, направленной на снижение уровня риска, Комиссия должна учитывать приоритетность реализации наиболее результативных защитных мер. При этом анализ возможности применения каждой последующей категории защитных мер проводится только после анализа предыдущей категории защитных мер и принятия решения о невозможности или экономической нецелесообразности применения этой категории мер.
9.21. При выборе конкретных защитных мер из соответствующей категории в первую очередь рассматриваются защитные меры, направленные на снижение вероятности реализации (проявления) опасности (предупреждающие защитные меры), а во вторую очередь – защитные меры, направленные на снижение тяжести последствий опасности (реагирующие защитные меры).
9.22. Выбор внедряемых мероприятий производится Комиссией по оценке профессиональных рисков с учетом следующих критериев:
-
эффективность внедряемого мероприятия в части снижения уровня профессионального риска от конкретной опасности; -
экономические и иные потери Организации в случае реализации опасности, к которой не были применены защитные меры; -
стоимость внедрения (при необходимости – поддержания в рабочем состоянии, технического обслуживания и т.д.) защитной меры, в том числе затраты на изменение технологических процессов и т.д.; -
количество рабочих мест, на которых уровни профессиональных рисков скорректируются при внедрении мероприятия.
9.23. При необходимости председатель Комиссии имеет право привлекать для оценки эффективности внедряемых мероприятий профильных специалистов Организации (расчет стоимости внедрения мероприятия, определение количества работников, затронутых внедряемой защитной мерой, оценка результативности мер и мероприятий и т.д.).
9.24. Мониторинг выполнения Плана мероприятий по снижению профессиональных рисков осуществляется Комиссией по оценке профессиональных рисков.
9.25. Отчет о ходе выполнения Плана мероприятий по снижению профессиональных рисков предоставляется руководителю организации ежегодно, не позднее 25 декабря.
9.26 Руководители подразделений обязаны проинформировать Комиссию и специалиста по ОТ Организации о наступлении случаев вызывающих необходимость проведения повторной оценки профессиональных рисков и своевременно принять меры для организации повторной оценки профессиональных рисков в своих подразделениях в соответствии с настоящим Положением.
10. Отчетные материалы по оценки профессиональных рисков
10.1 Документация по оценке профессиональных рисков в Организации включает в себя:
-
Приказ о проведении оценки профессиональных рисков с формированием Комиссии (Приложение № 1); -
График проведения оценки профессиональных рисков (по форме Приложения № 3); -
Положение «Управления профессиональными рисками» (настоящее Положение с Приложениями); -
Отчет по оценке профессиональных рисков (см. п.10.2); -
Протоколы осмотра рабочих мест подразделения (по форме Приложения № 4);