Файл: Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики Коллектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
229
Проект 2. Лунная программа высадки российских космонавтов на поверхность Луны в 2030 году.
Проект 3. Создание лунной научной станции, над которым она будет работать самостоятельно или в содружестве со странами БРИКС (проект альтернативный проекту США под названием Deep Space Gateway).
Проект 4. Создание на Луне долгосрочной посещаемой базы для изучения
Луны с помощью роботов-аватаров.
Проект 5. Космический буксир с ядерной энергодвигательной установкой.
По итогам заседания Совета безопасности, которое прошло в апреле
2019 года и касалось обсуждения основных путей развития и совершенствования государственной политики в рамках космической отрасли, можно предложить некоторую систему для предварительной укрупненной оценки предложений для выбора основных направлений развития отечественной космонавтики в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Результаты расчетов по этой системе представлены в таблице 9.3.3, из которой следует, что показатель выполнения поручений президента Владимира
Путина, данных на Совете Безопасности 16 апреля 2019 года, рассчитанный, как отношение фактической суммы оценок к сумме максимальных оценок по всем показателям (в процентах), для проекта 1 составляет 8,75%, для проекта
2 – 10,0%, для проекта 3 – 30,0%. Что говорит о необходимости выполнения поручений президента Владимира Путина для ракетно-космической отрасли будет тяжелой задачей, требующей напряжения всех сил и возможностей.

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
230
Таблица 9.3.1 – Укрупненная оценка предложений для выбора основных
направлений развития отечественной космонавтики в ближайшей и
среднесрочной перспективе по итогам заседания Совета Безопасности
16 апреля 2019 года (составлено автором)
№ п/п
Потенциал по итогам заседания Совета Безопасности
16 апреля 2019 года
Оценка потенциала (от 0 до 10)
Проект
1
Проект
2 *)
Проект
3 **)
Проект
4 ***)
Проект
5
1.
Обеспечение лидирующих позиций в освоении космического пространства в рамках решения национальных задач, обеспечение безопасности, в т.ч. наращивание конкурентных преимуществ по экономическим и технологическим направлениям
0 0
0 0
10 2.
Модернизация космической отрасли с внедрением инновационных моделей по управлению производством и научно- исследовательскими программами, повышение эффективности от использования результатов космической деятельности
0 2
2 2
10 3.
Наращивание экспорта
0 0
0 0
5 4.
Формирование научно-технического, технологического и производственного заделов опережающего развития в долгосрочном периоде
0 0
0 5
10 5.
Развитие наземной инфраструктуры
5 0
0 0
2 6.
Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами
0 5
6 7
2 7.
Реализуемость (инновационные технологии)
0 0
0 5
10 8.
Амбициозность целей и планов (отсутствие аналогичных планов у конкурентов)
0 0
0 5
10
ИТОГО
количество баллов из 80
5
7
8
24
59
Показатель
выполнения
поручений
президента Владимира Путина данных на
Совете Безопасности 16 апреля 2019 года
(сумма оценок/макс. сумма), %
6,3%
8,8%
10,0%
30,0%
73,8%
*) Это повторение по целям и задачам американской программы Apollo, но на современной технологической основе. Планируется, что пилотируемые полеты РФ будут осуществлены с помощью новой отечественной сверхтяжелой РН и корабля «Орел». Это отечественные аналоги программы
США Артемида, в соответствии с которой планируется, что пилотируемые полеты США будут осуществлены с помощью РН SLS и корабля «Орион». Программа США «Артемида» делится на два этапа: первый этап - высадка на Луну в 2024 году и начало строительства международной окололунной станции Gateway. Возможный вклад России – шлюзовой модуль и системы обеспечения жизни. Второй этап - полеты на Луну, создание лунной инфраструктуры, сборка на станции транспортного корабля для полёта на Марс и проведение годового пилотируемого полета на орбите Луны для проверки возможности длительных полетов [файл «а-1 сша проект артемида»].
**) Это повторение проекта США под названием Deep Space Gateway. Программа США была публично представлена НАСА в марте 2017 года как часть программы по разработке пилотируемого полёта на Марс. Россия обладает практически всеми технологиями, необходимыми для реализации проекта, которые в настоящее время используются в рамках международной программы МКС.
***) Может рассматриваться как амбициозный, который позволит активно разрабатывать и использовать программы искусственного интеллекта (ИИ). Сильная конкуренция со стороны Японии – мирового лидера в технологиях создания роботов.


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
231
Таким образом, перед российской космонавтикой ставится стратегическая задача обеспечить России лидирующие позиции на мировом космическом рынке в рамках осуществления коммерческой деятельности.
Сегодня стратегия развития коммерческой деятельности может разрабатываться на основе тех же принципов и характеристик, что и у транснациональных корпораций, только на международном уровне в рамках целых отраслей с целью расширения присутствия какой-либо страны. В данном случае космическая отрасль не является исключением, а наоборот – ярким примером, поскольку в большинстве стран мира стратегия развития ракетно- космической промышленности реализуется не только в интересах коммерческой деятельности, но и в рамках обеспечения обороны государства, а следовательно, существует возможность комплексного обеспечения стратегического развития всей отрасли на мировом уровне.
В современных условиях в широком смысле под мировым космическим рынком понимают систему международных и внутригосударственных отношений по обмену товаров на деньги в рамках создания и изготовления космических товаров и предоставления услуг, а также их применение в других сферах, например, в обороне, науке, культуре, экономике и т.д.
Многие страны пришли к выводу, что космическая деятельность является приоритетным направлением национальной политики и одним из ключевых факторов в конкурентной борьбе на мировом уровне. За последнее десятилетие мировой космический рынок достиг объема в 500 млрд долл. США, увеличившись в пять раз. Однако доля России на этом рынке – всего 1,5 – 2%.
Внутринациональная программа под названием
«Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» была утверждена в конце 2012 года
[19]. В направлении развития ракетно-космической промышленности государством выделены три основных направления. Во-первых, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ России в космическое пространство, развивать космическую технику, технологии и совершенствовать услуги по

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
232 данному направлению, а также повышать инновационный уровень ракетно- космической отрасли и выполнять международные обязательства. Во-вторых, перспективным становиться использование созданных космических средств в научных целях. В-третьих, продолжать пилотируемые полеты.
При изучении государственной программы по космической деятельности важным пунктом отмечен тот факт, что данная национальная отрасль к 2020 году должна в несколько раз увеличить объемы производства по сравнению с базовым
2011 годом, при этом главной целью является достижение Россией доли в 16% на мировом рынке по производству космической техники [15].
Однако анализ действующих директивных документов, определяющих стратегические перспективы развития РКП, показал, что определены конечные показатели, но практически не прописаны экономические механизмы и экономическое обоснование выделения необходимых ресурсов для реализации поставленных планов, достижения целей и решения конкретных задач. Для промышленности и, в частности, для ракетно-космической отрасли необходим не стратегический анализ, а конкретные практические рекомендации по формированию международной стратегии развития коммерческой деятельности.
Очевидно, что отсутствие Стратегии коммерческой деятельности тормозит развитие отечественной космонавтики, и в тоже время техническое развитие потенциальных конкурентов становится основной причиной устаревания российских технологий, и как следствие это приводит к уменьшению спроса на международном рынке космических товаров и услуг. В связи со снижением финансирования отрасли, а также ввиду отсутствия научно-технических и коммерческих амбициозных прорывов, происходит размытие потенциального кадрового резерва.
Таким образом, перед российской космонавтикой ставится стратегическая задача обеспечить России лидирующие позиции на мировом космическом рынке в рамках осуществления коммерческой деятельности.


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
233
Список использованной литературы
1.
Ansoff H.I. Strategic Management. – Wiley, 1979. – 322 p.
2.
Doyle P. Marketing management and strategy // Harlow: FT Prentice
Hall. – 2006. – 464 р.
3.
Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. – New York: The Free Press, 1980. – 397 p.
4.
PricewaterhouseCoopers «Main trends and challenges in the space sector
2019». – URL: www.pwc.fr/space
5.
Scott A. Strategic Planning // Textbook of the Edinburgh Business School
[Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.ebsglobal.net/EBS/media/EBS/PDFs/Strategic-Planning-Course-
Taster.pdf
6.
The Organization for Economic Cooperation and Development «The
Space
Economy at a
Glance
2017».

URL: http://www.oecd- ilibrary.org/content/book/
7.
The Organization for Economic Cooperation and Development «The
Space Economy at a Glance 2018» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd- ilibrary.org/content/book/
8.
The Organization for Economic Cooperation and Development «The
Space Economy at a Glance 2019» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd- ilibrary.org/content/book/
9.
Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия //
Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – №20. – С.
186 – 192 10.
Аникин В.И. Актуальные стратегии диверсификации деятельности международных корпораций (роль и место в современной мировой экономике) //
Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – №31. – С. 1 – 31

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
234 11.
Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» за 2019 год [Электронный ресурс]. –URL: https://www.roscosmos.ru/media/img/docs/Reports/
12.
Закон Российской Федерации «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года №5663-I
13.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2019. – 848 С.
14.
Мичурина О.Ю. Роль и место интеграционных процессов в мировой экономике // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2018. – №2. – С. 7 – 17 15.
Официальный документ «Стратегическое развитие Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» на период до 2025 года и перспективу до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/docs/2017/dokladstrategia.pdf
16.
Парфенова Е.В., Васютина Е.С. Компенсационные эффекты трансформации внешнеэкономических связей в области международного сотрудничества (на примере ракетно-космической промышленности) // XXIX
Международные Плехановские чтения. 24 – 26 февраля 2016 г.: сборник статей: в 3 т. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. – Т. 3. – С. 105 –
109 17.
Парфенова Е.В., Горохова И.В. Стратегическое планирование инновационного развития как основа экономического роста Российской
Федерации // Журнал «Научные исследования и разработки: экономика». – ВАК:
ПИ № ФС77-43690 от 2011-01-24, 2016. – Т. 4. – № 3. – С. 39 – 42 18.
Перминов
А.Н.
«Модернизация ракетно-космической промышленности России на современном этапе: проблемы и пути решения»
[Электронный ресурс]. – URL: federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-
7/III/Perminov.pdf


Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
235 19.
Распоряжением Правительства РФ «Государственная программа РФ
«Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» от 28 декабря 2012 года
№ 2594-р
20.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков / Н.М. Розанова. – М.:
Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2019. – 906 с.
21.
Тютевина Е.С. Структура и пути развития мирового и отечественного космического рынка // Экономические науки. – 2018. – № 7
(80). – С. 118 – 129 22.
Указ Президента РФ «Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» от 19 апреля 2013 года №Пр-906 23.
Ушакова О.А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике
//
Вестник оренбургского государственного университета. – 2017. – №6 (167). – С. 239 – 243

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
236
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Глава 10. Концепция мультикоммуникационной логистической
системы как инновационный путь развития логистического
менеджмента на микро, мезо, макро уровнях
10.1. Концепция развития мультикоммуникационной логистической
системы промышленной компании
Рассмотрим методику решения проблем логистизации бизнеса. В качестве инструментария логистического менеджмента охарактеризуем мультикоммуникационную логистическую систему. Данная технология коррелирует с задачами, поставленными на государственном уровне, является наукоемкой, позволяет оптимизировать бизнес-процессы на качественном новейшем уровне с учетом заданной многофакторности и высокой динамичности экономических связей, что заявлено в Национальных программах
РФ по развитию Национальной технологической инициативы [17] и Цифровой экономики
[19].
Предлагаемая методика мультикоммуникационной логистической системы соответствует сквозным цифровым технологиям: промышленный интернет, нейротехнологии.
Значимым преимуществом применения принципов мультиагентных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности является использование всестороннего опыта и симбиоз участников товаропроводящей сети. [1]
Развитие нового информационного общества, ускорение информационных потоков, пересмотр условий функционирования предпринимательской среды на логистических принципах [11] приводит к перестройке экономического мышления в сторону формирования электронной среды взаимоотношений с контрагентами.
В контексте использования преимуществ мультиагентных систем выделим предпосылки для решения задач, связанных с логистизацией деятельности промышленных компаний:

Цифровая трансформация промышленных предприятий
в условиях инновационной экономики
Коллектив авторов
https://unitech-mo.ru/
237
- индивидуализация бизнеса, оперативность и гибкость реагирования бизнес-структур на рыночную конъюнктуру; [10]
- экономическое обоснование и объективность принятия решений по управлению взаимоотношениями с контрагентами и ассортиментом в динамично развивающихся условиях;
- необходимость оцифровки
(автоматизации) возрастающих в экспоненциальной прогрессии информационных потоков; [3]
- объединение промышленных компаний в союзы и кластеры;
- использование организационного и человеческого капитала максимально возможного числа субъектов по всей цепи поставок;
- непропорциональная структура рынка логистических услуг;
- построение системы сбора логистической информации и отчетности.
Ядром идеологии мультикоммуникационной логистической системы выступает обеспечение прозрачности финансовых потоков на основе статистики бизнес-отношений товаропроводящей сети, что в конечном счете минимизирует субъективизм, повышает ответственность задействованных в логистических операциях субъектов управления, уменьшает временные потери и альтернативные убытки бизнес-структур.
Таким образом, под мультикоммуникационной логистической системой следует понимать совокупность людских и информационных ресурсов, организованных с целью ускорения движения материальных ресурсов и оптимизации финансовых ресурсов предприятий, входящих в логистическую цепь.
Предприятия, добровольно входящие в мультикоммуникационную логистическую систему, опираются на принципы, представленные на рисунке 10.1.1.