Файл: Понятие и структура договора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение

3

1. Понятие и структура договора

4

2. Основные положения договора

5

3. Основа становления системы ядерной безопасности. Плюсы и минусы подписания ДНЯО

8

4. История разоружения

12

5. контроль за соблюдением

17

Заключение

21

Список использованных источников

22


Введение
Первые предпосылки создания ядерного оружия появились еще в 19 веке, а уже в июле 1945 года в США были проведены первые испытания ядерной бомбы - новейшего вида оружия. Вторая и третья американские бомбы были сброшены уже через месяц после первых испытаний на японские города Нагасаки и Хиросима. К слову, это первый и единственный в человеческой истории случай боевого применения ядерного оружия. В СССР ядерное оружие появилось 4 года спустя, в Великобритании - в 1952 году, во Франции - в 1960 году. Вскоре ядерным оружием завладел и Китай. Страны, владевшие ядерным оружием, «получали» статус сверхдержавы и у них были определенные гарантии военной безопасности и стабильности. Страны-члены ООН, оценив последствия применения ядерного оружия, которые могли бы возникнуть в ходе вооруженного конфликта, решили, что необходимо запретить свободный доступ к ядерному оружию, а также осуществлять международный контроль над использованием ядерной энергии и ядерными технологиями.

Актуальность данной работы заключается в том, что ядерное оружие до сих пор является одним из самых опасных видов вооружений в мире. Но несмотря на то, что разработка и использование ядерного оружия стоит под жестким международным контролем, все равно существует возможность появления такого вида оружия в каком-либо государстве.

1. Понятие и структура договора.



«Договор о нераспространении ядерного оружия - это многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии».

Договор был подготовлен 12 июня 1968 г. Комитетом по разоружению ООН, одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, для подписания открыт 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне. СССР ратифицировал Договор 24 ноября 1969 (Российская Федерация является правопреемником СССР по выполнению Договора).

Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи ратификационных грамот на хранение. Участниками договора являются почти все независимые государства мира (190). Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются статья I и II, содержащие основные обязательства ядерных и неядерных государств. Статья I обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; статья II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Статья III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов. В договоре отмечено, что одна из его целей - проложить дорогу для других мер в области разоружения (статья VI), а также зафиксировано право любой группы государств заключать соглашения о безъядерных зонах (статья VII). Заключительные статьи договора (VIII - XI) определяют процедуру действия договора, в том числе право на выход из него любого государства при условии уведомления за 3 месяца всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.
2. Основные положения договора.



Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).



«Ядерным оружием» является любой вид вооружения, разрушительное действие которого основано на использовании энергии, высвободившейся в результате реакции деления атомного ядра или синтеза ядер. Ядерное оружие можно классифицировать в зависимости от типа используемой ядерной реакции: атомные бомбы (реакция деления ядра атома) и водородные бомбы (реакция синтеза ядер атомов). Совершенствование технологии привело к появлению нейтронных бомб, в которых интенсивное нейтронное излучение, возникающее во время реакции ядерного синтеза, используется для инициирования еще одной реакции - реакции расщепления атомного ядра.

Договор служит одним из факторов обеспечения международной безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии. Состоит из преамбулы и 11 статей.

Согласно Договору, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные устройства кому бы то ни было, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к его производству или приобретению.

Государства-участники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а также не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Договор закрепляет неотъемлемое право государств - его участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под строгим и эффективным международным контролем.

Важным дополнением являются принятые до подписания Договора резолюции Совета Безопасности ООН (19.6.1968) и соответствующие заявления ядерных держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств - участников Договора.

Договор не препятствует развитию исследований, производству и использованию расщепляющихся материалов в мирных целях, но обязывает проводить такую деятельность под контролем МАГАТЭ.


Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

Эксперты СВР считают момент вступления в действие ДНЯО отправной точкой начала ядерного разоружения. Такой вывод может показаться парадоксальным, так как вступление Договора в действие не прекратило количественного и качественного наращивания боевых ядерных систем. В то же время сама готовность ядерных держав к подписанию широкомасштабного ДНЯО обозначила перелом устрашающей глобальной тенденции ядерного вооружения. Пик ядерной конфронтации, выразившийся в Карибском кризисе, явственно поставил мир на грань ядерной катастрофы и подвел человечество к той черте, за которой неуемная гонка ядерных вооружений теряла какой-либо политический, экономический и военный смысл. Трансформация сознания авторов этой гонки, проходившая медленно и мучительно, нашла свое отражение в отказе от доктрины «ядерного превосходства», затем в переходе от «ядерного сдерживания» к принципу «разумной достаточности».
В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 40 лет существования Договора мало что было сделано в этом направлении. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, приобретать ядерное оружие» - однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно посчитает, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» - например, ввиду предполагаемой угрозы.


Три государства - Индия, Пакистан и Израиль - отказались подписать Договор. Эти государства утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются - однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения. Индия и Пакистан обладают ядерным оружием, что запрещено Договором. Израиль занимается ядерными разработками в ядерном центре в городке Димона (пустыня Негев). Техник ядерного центра Мордехай Вануну рассказал лондонской газете Sunday Times, что в центре разрабатывается ядерное оружие, и что Израиль с 1958 года накопил от 100 до 200 боеголовок. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках.

В ЮАР была осуществлена программа создания ядерного оружия - предположительно, при содействии Израиля, и возможно, был произведён испытательный ядерный взрыв над Атлантикой, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР подписала ДНЯО в начале 1990-х, предварительно уничтожив свой небольшой ядерный арсенал.
3. Основа становления системы ядерной безопасности. Плюсы и минусы подписания ДНЯО.



Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что один и тот же процесс - обогащение урана - может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран) - или, как в ситуации с Северной Кореей, государство-участник ДНЯО может просто выйти из Договора. Другими словами, наличие или отсутствие политической воли - это всё, что может помешать любому государству, развивающему ядерную энергетику, создать собственную ядерную бомбу. Однако, создание ядерной бомбы представляет собой значительно более сложный процесс, чем обогащение урана в мирных целях. Для запуска процесса на АЭС урановая руда должна быть обогащена до 4-5 % содержания изотопа урана 235U, для атомного реактора на АПЛ - 20 %, для бомбы - 75 %.

Экс-руководитель МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи считает, что в наше время ядерную бомбу могли бы создать не менее 40 государств - было бы желание. В мире существует настоящий «черный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения. Всё это, по мнению аль-Барадеи, радикально изменило общую ситуацию в области ядерной безопасности.