ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно со всей определенностью сказать, что трудное и, к сожалению, медленное развитие тенденции к сокращению ядерных вооружений вообще не имело бы место, если бы ДНЯО не обеспечил ограничение сферы «географического распространения» ядерного оружия.
Во-первых, Договор определил и в основном ограничил в своих рамках круг стран - обладателей ядерного оружия. Попытки отдельных членов ДНЯО изменить свой неядерный статус встречали адекватную реакцию и не приводили к желаемому для них результату.
Во-вторых, механизм ДНЯО показал свою достаточную действенность и сравнительно высокую эффективность в экстремальных условиях распада одной из ядерных супердержав - СССР, когда помимо России появилось еще три государства - Украина, Казахстан и Белоруссия, - на территории которых находилось не только ядерное оружие, но и значительная часть уже действовавшей инфраструктуры, необходимой для его производства и испытаний. При объединенных усилиях (и в некоторых случаях под давлением) ядерных государств эти страны подписали в мае 1992 года Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1 и тем самым официально согласились ликвидировать ядерные арсеналы на своей территории и присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных государств.
Договор, как и было предусмотрено, создал солидную, хотя и требующую многих доработок, основу для всестороннего сотрудничества в области мирного применения атомной энергии. Более 50 неядерных государств при технической поддержке или прямой помощи ядерных держав и других индустриальных стран получили возможность развивать свою собственную гражданскую атомную энергетику.
Главный из недостатков политики нераспространения проистекает не из содержания самого Договора, а из факта неполного охвата им государств мирового сообщества.
Впечатляющий рост числа государств, подписавших и ратифицировавших Договор, приводится в таблице:
Из представленной таблицы со всей очевидностью следует вывод, что наиболее интенсивно присоединение к ДНЯО шло в последние годы, то есть после окончания «холодной войны».
Вместе с тем через 25 лет после вступления в силу Договора в мире все еще существовала группа государств, разрабатывающих свои военные программы и в этой связи принципиально не присоединяющихся к Договору. В эту группу входят Израиль, Индия, Пакистан. По имеющимся данным, использовав свое неучастие в ДНЯО, эти страны стали де-факто обладателями военных ядерных средств и стремятся с этих позиций решать собственные региональные проблемы, а также повышать свою роль на мировой арене.
Наличие в мире неприсоединившихся к ДНЯО де-факто ядерных стран, по мнению экспертов СВР, является самой главной угрозой режиму нераспространения. Дело не только в том, что «независимые подходы» таких стран становятся примером подражания для «пороговых» (то есть стран, приблизившихся к обладанию ядерным оружием) и «около пороговых» (то есть принявших принципиальное решение о производстве ядерного оружия, но еще не имеющих для этого соответствующей базы) государств. Еще более опасным является потенциальная возможность превращения этих неприсоединившихся к Договору стран в «пролиферантов» ядерного оружия. Не связанные обязательствами, накладываемыми участием в Договоре, они при определенных условиях вполне в состоянии предоставить свои возможности для создания ядерных арсеналов «пороговых» и «около пороговых» стран.
Еще одной выявившейся слабостью Договора и практики его осуществления являются изъяны контроля за ядерной деятельностью. Это привело к тому, что созданный в результате научно-технического прогресса в ряде стран как участников Договора, так и неприсоединившихся к нему, научный и промышленный потенциал объективно открывал им путь к обладанию ядерным оружием.
Важным испытанием Договора явилась вскрытая Спецкомиссией ООН в 1991 году военная ядерная деятельность одного из участников ДНЯО - Ирака. Принципиальное значение имеет то, что данный факт был обнаружен, по сути, случайно. Инспекции, проводимые специалистами этой организации в течение 10 лет в Ираке, не позволили своевременно раскрыть секретную программу создания ядерного оружия в этой стране. Не будь «Бури в пустыне» - не было бы Спецкомиссии и резолюций СБ ООН 687 и 715 о ликвидации в Ираке накопленного потенциала ОМУ, в том числе наработок в области ядерного оружия. Этот факт, безусловно, ослабил доверие многих к системе мер контроля за реализацией Договора.
Подлило масла в костер критиков Договора и объявление Южно-Африканской Республикой наличия у нее шести ядерных взрывных устройств, которые в последующем были демонтированы.
Резкой критике, особенно со стороны ряда развивающихся стран, подвергается режим Договора в сфере доступа к оборудованию, информации и технологиям использования ядерной энергии в мирных целях. Декларируется, что положения статьи IV ДНЯО, обязывающие всех его участников способствовать равноправному сотрудничеству в этой области, не выполняются в должной мере представителями индустриального мира. Более того, утверждается, что формально на пользу, а фактически в нарушение Договора чинятся целенаправленные препятствия для доступа к современным технологиям.
4. История разоружения.
Сначала в мире было только две ядерные державы – США и Советский Союз. С 1960-х годов ядерные испытания начали проводить Франция и Китай. С этого времени появилась тенденция к распространению ядерного оружия. Процесс набирал силу, и в какой-то момент появились опасения, что распространение выходит из-под контроля, и человечеству грозит истребление. В этой ситуации США и СССР вступили в переговоры, в ходе которых выработали ДНЯО. 12 июня 1968 г. на Генеральной Ассамблее ООН было принято решение открыть ДНЯО для присоединения к нему неядерных государств. ДНЯО окончательно вступил в силу в марте 1970 г. Большинство суверенных государств ратифицировали его. Однако некоторые страны, включая Францию и Китай, не согласившиеся с тем, что США и Советский Союз отошли от первоначального смысла договора, отказались его ратифицировать. Не ратифицировал его еще ряд стран, таких как Пакистан, Израиль и Куба. Южная Корея ратифицировала ДНЯО 23 апреля 1975 г. Северная Корея подписала Договор в декабре 1985 г., но в 1993 г. сначала объявила о выходе из него в знак протеста против проведения специальной инспекции МАГАТЭ, а вскоре приняла решение отложить выход из Договора. В январе 2003 г., когда обстановка вокруг ядерной программы КНДР накалилась до предела, Северная Корея вновь вышла из ДНЯО.
Уже через два года после вступления в силу ДНЯО СССР и США предприняли первый шаг к обузданию гонки ядерных вооружений. В 1972 году в Москве было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В 1979 году две супердержавы сделали второй серьезный шаг в данном направлении, подписав Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). В этих документах прямо указывалось, что обе стороны учитывают свои обязательства по статье VI ДНЯО. И хотя Договор ОСВ-2 так и не вступил в силу, тем не менее, он сыграл определенную позитивную роль в сдерживании гонки ядерных вооружений, а также стал своеобразным фундаментом для подготовки последующих соглашений в данной области. Уменьшению ядерной опасности способствовали и другие двусторонние советско-американские договоренности 70-х годов, к которым в первую очередь относятся: Договор об ограничении противоракетной обороны (1972 г.), Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 г.), договоры об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 г.) и о подземных ядерных взрывах в мирных целях (1976 г.).
Вместе с тем необходимо признать, что приблизительно до середины 80-х годов действия ядерных держав по прекращению гонки ядерных вооружений были недостаточно эффективными. В течение всех этих лет наблюдался неуклонный рост их суммарного ядерного арсенала. Достигнутые соглашения лишь вводили некоторые «потолки» для будущих уровней вооружений и в определенной степени уменьшали темпы наращивания отдельных элементов ядерного потенциала. По-видимому, в условиях продолжавшейся в тот период «холодной войны» это был максимум возможного. Но, что важно подчеркнуть, определенные «ограничители» стремления прекратить гонку ядерных вооружений, сами по себе не вытекали ни из недостатков ДНЯО, ни тем более из характера этого Договора.
Качественно новый шаг был сделан СССР и США в 1987 году в результате подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор по РСМД). В отличие от Соглашения ОСВ-1 и Договора ОСВ-2 в нем было предусмотрено уничтожение конкретных видов ядерных вооружений. В результате его выполнения были уничтожены все советские и американские баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км.
Договор по РСМД перевел действия ядерных держав из плоскости ограничения гонки ядерных вооружений в плоскость реального ядерного разоружения. Радикальные шаги в этой области были предприняты СССР (Россией) и США в начале 90-х годов. Подписанные в 1991 и 1993 годах договоры об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (Договоры СНВ-1 и СНВ-2) предусматривают снижение более чем в три раза уровней стратегических ядерных вооружений обеих сторон. Ниже приводится график динамики стратегических ядерных арсеналов этих стран.
Начиная с 1991 года СССР (Россия) и США в одностороннем порядке осуществляют программы сокращения своих тактических ядерных вооружений. Предполагается, что арсеналы тактического ядерного оружия двух стран значительно уменьшатся. Однако уже сейчас это сокращение тактических ядерных вооружений (с учетом ранее реализованного Договора по РСМД) сделало «неядерными» ряд европейских стран.
В связи с этим перед военно-промышленными комплексами как России, так и США встала серьезная проблема ликвидации ядерных боезарядов. В США, например, действует только одно предприятие по их демонтажу. Его мощности позволяют демонтировать ежегодно не более 2000 единиц боезарядов
, что не отвечает имеющимся потребностям. Россия же, хотя и обладает большими техническими возможностями по демонтажу, испытывает недостаток в соответствующих помещениях для складирования и специальных контейнерах для транспортировки. В целях преодоления отмеченных трудностей обе стороны наладили сотрудничество в проработке различных аспектов процесса ликвидации ядерного оружия.
Развитие позитивных тенденций мы видим и в начале переговоров о заключении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и в добровольном отказе четырех ядерных держав (за исключение Китая) от проведения ядерных взрывов, в подготовке к переговорам о прекращении производства расщепляющихся материалов для целей оружия и других взрывных устройств, в консультациях о предоставлении неядерным государствам гарантий безопасности от применения ядерного оружия.
Таким образом, заложенная с вступлением в силу ДНЯО и наблюдавшаяся в течение длительного периода его действия негативная тенденция наращивания ядерных вооружений наконец-то переломлена. Началось, пусть еще медленное, но движение вспять. В целом можно констатировать, что ядерные страны реально выполняют взятые на себя основные обязательства по статье VI ДНЯО в части прекращения гонки ядерных вооружений, политического, научно-технического, военного и географического сужения сферы расползания военных ядерных технологий, ограничения ядерных амбиций отдельных стран. Не будь этого международного инструмента, уровень ядерной напряженности между великими державами был бы гораздо выше.
Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора (обзорная Конференция). На Конференции 1995 г. он был продлен бессрочно. На Конференции 2000 г. был принят Заключительный документ, в котором содержится рассчитанный на перспективу «перечень» мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения (так называемые «13 шагов»). Конференция 2005 г. завершилась принятием заключительного документа процедурного характера (такой результат был оценен многими странами как провальный).
С 4 по 15 мая 2009 г. в Нью-Йорке состоялась третья сессия Подготовительного комитета (ПК-3) к обзорной Конференции 2010 г., в которой приняли участие около 150 стран и в качестве наблюдателей - около 100 неправительственных организаций (НПО).
На этой конференции аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения: