Файл: Понятие и структура договора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;

б) перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащённом уране, на использование низкообогащённого урана;

в) ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;

г) ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;

д) ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;

е) ускорение ядерного разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;

ж) принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.

Впервые после Конференции 2000 г. удалось принять согласованный перечень конкретных мер, которые должны способствовать укреплению соблюдения нераспространенческих обязательства, дальнейшему продвижению по пути ядерного разоружения, расширению сотрудничества государств в области мирного использования атомной энергии. Таким образом, все участники ДНЯО подтвердили единство в главном - Договор жизнеспособен, и только на его основе можно решать все возникающие проблемы в области нераспространения. ДНЯО был и остается одной из основ укрепления международной безопасности.
5. Контроль за соблюдение.


Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, должно заключить соглашение. Предложение о создании МАГАТЭ впервые было внесено на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1953 г. президентом США Эйзенхауэром. В 1956 г. положение о МАГАТЭ подписали 80 стран, а 29 июля 1957 г. Агентство начало свою деятельность.

Основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются:

- содействие мирному использованию ядерной энергии,

- разработка требований по безопасности здоровья,

- оказание технической помощи развивающимся странам,

- обмен научно-технической информацией и специалистами,

- строительство и обслуживание объектов, не представляющих радиоактивной опасности.

На основе ДНЯО созданы Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков.


Комитет Цангера (КЦ) образован в 1971 г. В его состав входят 35 государств, в том числе Россия, как правопреемница СССР, и все другие ядерные державы. Деятельность Комитета направлена на выполнение статьи III Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Согласно ее условиям каждое государство-участник «обязуется не предоставлять исходный или специальный расщепляющийся материал, оборудование или материал, специально предназначенный или подготовленный для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии».

КЦ требует постановки под контроль МАГАТЭ только конкретных объектов и контролирует экспорт только ядерных материалов прямого назначения. Условием участия государства в КЦ является членство в ДНЯО.
Группа ядерных поставщиков (ГЯП) создана в 1975 г. Членами Группы являются 39 государств, в том числе все промышленно развитые государства и Россия как правопреемница бывшего СССР. ГЯП объединяет основных поставщиков и производителей ядерных материалов, а также оборудования, технологий и неядерных материалов для реакторов. Китай - единственная ядерная держава, не являющаяся участницей ГЯП.

Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь со странами-получателями, поставившими всю свою ядерную деятельность под полно охватные гарантии МАГАТЭ (исключение составляют договоры и контракты, заключенные до 4 апреля 1992 г.). С 1992 г. в рамках ГЯП функционирует Режим товаров двойного использования.
КЦ и ГЯП решают задачу предотвращения распространения материалов, которые могут быть использованы при создании ядерного оружия.
Целостный многофункциональный механизм контроля, действующий под эгидой Совета Безопасности ООН, объединяющий и координирующий работу всех существующих и создаваемых международных контрольных организаций, нацеленных на нераспространение, базирующийся как на собственных возможностях, так и на возможностях национальных структур, показан на схеме.

Специалисты стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) опубликовали отчет о количестве ядерных боеголовок в мире. По данным ученых, сегодня мировые державы располагают 5027 развернутыми ядерными боеголовками, говорится в отчете.

Кроме того, эти страны располагают 15,5 тысячами ядерных боеголовок, не стоящих в настоящее время на боевом дежурстве. Крупнейшими ядерными державами, по данным SIPRI, являются Россия (2427 боеголовок), США (2150), Франция (290) и Великобритания (160).



Кроме перечисленных крупных держав, располагают Китай (200 боеголовок), Индия (80-110), Пакистан (90-110) и Израиль (80). Перечисленные страны содержат ядерное оружие на хранении; в настоящее время оно не стоит на боевом дежурстве.

Заключение.


Режим нераспространения ядерного оружия направлен на обеспечение стабильности и безопасности в мире. В 1963 году, когда только четыре государства имели ядерные арсеналы, правительство Соединенных Штатов делало прогноз, что в течение предстоящего десятилетия появится от 15 до 25 государств, обладающих ядерным оружием; другие же государства предсказывали, что это число может даже возрасти до 50. Опасения по поводу появления ядерного оружия в политически нестабильном государстве привели к образованию закрытого «Ядерного клуба» из пяти первых стран-разработчиков ядерного оружия. Остальные страны могли использовать только «мирный атом» под международным контролем. Эти инициативы не вызвали противоречий мирового сообщества, большинство стран подписала Договор, добровольно отказываясь от получения ядерного оружия, более того, в последующие годы были заключены договоры, запрещающие использования ядерного оружия в ряде регионов мира. Эти регионы получили статус безъядерных зон. Рядом конвенций были запрещены любые испытания ядерного оружия не только на земле, но и в космосе.

Однако сейчас ряд стран высказывает желание присоединиться к «Ядерному клубу», обуславливая это тем, что наличие у них ядерного оружия вызвано требованиями их национальной безопасности. К таким странам относятся Индия, Пакистан. Однако их официальному признанию в качестве ядерных держав мешает не только противодействие стран-членов Договора, но и сам характер Договора. Израиль официально не подтверждает наличие у себя ядерного оружия, но и не присоединяется к Договору в качестве неядерной страны. Совершенно особая ситуация складывается с Северной Кореей. Ратифицировав ДНЯО, Северная Корея вела разработки мирных ядерных программ под контролем МАГАТЭ, однако в 2003 г. Северная Корея официально вышла из ДНЯО и закрыла доступ инспекторам МАГАТЭ к своим ядерным лабораториям. Позже было официально объявлено о первых успешно проведенных испытаниях. Мировое сообщество во главе с ООН предприняли ряд попыток уговорить Северную Корею свернуть свою ядерную программу, но это ни к чему не привело. В результате было решено созвать Совет Безопасности ООН, чтобы решить вопрос санкций для Северной Кореи. В тайной разработке ядерного оружия так же подозревается Иран.


Случай с Северной Кореей создает опасный прецедент, когда разработка ядерного оружия выходит из-под международного контроля. Существует опасность попадания ядерного оружия в руки террористических организаций. Для предотвращения этих опасностей МАГАТЭ требует ужесточить санкции против стран-нарушителей договора, усилить контроль над ядерным топливом и оборудованием.


Список использованных источников


1. Договор о нераспространении ядерного оружия
2. Арбатов А. Г. Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений / А. Г. Арбатов, В. З. Дворкин. М.: Московский центр Карнеги, 2011.
3. Доклад Службы внешней разведки Российской Федерации svr.gov.ru