Файл: Функций права, их классификация и краткая характеристика 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неосновные функции - охватывают менее широкую сферу воздействия, характерны не для всех отраслей права. Они входят в одну или несколько основных функций. Можно выделить признаки неосновных функции: отсутствие всеобщности ко всем или большинству отраслям права; небольшой круг общественных отношений, принадлежности подфункций основной или основным функциям. Например, ограничительная, восстановительная, экологическая, информационная функции являются неосновными.

Необходимо более подробно изучить функции, которые право выполняет на специально-юридическом уровне. Так, одна из наиболее важных правовых функций - регулятивная. Право всегда осуществляет регулирование и не важно, как это выражается, хоть в форме законодательных или правоприменительных актах, правосубъектности граждан или определении компетенций государственных органов.

Регулятивная функция права - это «направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении

субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей» . (Например, согласно ст. 3 ч. 1 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). Особенность этой функции заключается: «в установлении позитивных правил поведения, организации общественных отношений, координации социальных взаимосвязей» .

В теории государства и права принято разделять регулятивную функцию на статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция «выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах, в чем и состоит одна из задач (назначений) правового регулирования». Немаловажное значение этой функции принадлежит к институтам права собственности, политических прав и обязанностей граждан, авторском праве. (Так, например, согласно Ст.1233. П.5. Гражданского кодекса РФ, в авторском праве правообладатель может дать право безвозмездно использовать, принадлежавшие ему произведения науки, литературы или искусства в течение указанного им срока или на его условиях). Регулятивно­статическая функция оказывает такое направление действие права, которое связано с закреплением статуса, юридических, физических и должностных лиц.

Регулятивная динамическая функция «выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики)». Находит свое отражение в институтах гражданского, административного, трудового права. (Примером может являться определение компетенции государственных органов и полномочий должностных лиц).


Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции, по мнению С.Н. Братановского, являются: установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с изменением, возникновением и прекращением правоотношений.

Еще одной значимой функцией права является охранительная, так как охрана общественных отношений очень важна для государства.

Охранительная функция «выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. (Например, Ст. 71. п. 12,13 Конституции говорит о том, что Российская федерация должна производить оборонное производство, охранять государственные границы). Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка». Охранительная функция подразделяется на карательную (выражающуюся в применении штрафных санкций) и компенсационную (означает применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов). Назначение этой функции состоит в том, что она предотвращает нарушения норм права.

Специфика охранительной функции заключается в том, что она определяет право, как способ влияния на поведение людей, который выражается в воздействии на их волю угрозой, установлением запретов (санкций). Также она служит показателем культурного и политического уровня общества, гуманизма, который содержится в нормах права.

Необходимо рассмотреть и неосновные юридические функции права.

К ним относится компенсационная функция, которая гармонизирует интересы различных субъектов права. Особенность данной правовой функции состоит в том, что она рассматривается, как инструмент восстановления социальной справедливости, поэтому она тесно связана с восстановительной функцией права. Несмотря на то, что в юридической литературе их часто отождествляют, эти функции не являются тождественными. Различия между ними состоят в формах, методах и правовых последствия реализации. Примером компенсационной функции права является обязанность виновной стороны возместить (компенсировать) вред, причиненный потерпевшему за

распространение о нем порочащих сведений согласно ст.152 Ограничительная функция, являясь неосновной юридической, предписывает варианты поведения социальных групп или субъектов, тем самым уравновешивая противоположные интересы. (Так, в уголовном кодексе прописано, что ограничение свободы состоит в непосещении определенных мест и запрета ухода из постоянного места проживания ).



Восстановительная функция помогает восстановить прежнее положение, которого субъект права был лишен (имущество, должность и т.д.). Она также может реализовываться в отмене принятого правового акта. (Например, сотрудника восстановили на должность и принесли извинения из-за несправедливого обвинения).

Исходя из социального значения права, которое выражается в урегулированности общественных отношений, их закреплении и охране, принято выделять такое понятие, как социальные функции права.

Социальные функции - это «специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции соединяются в обособленной, качественно однородной сфере социальных отношений» (экономике, политике,

культуре, идеологии). Они подразделяются на основные и неосновные социальные. Давайте рассмотрим основные социальные функции права.

Виды социальных (основных) функций:

Экономическая - правовые нормы в экономических отношениях выступают гарантом собственности, свободы предпринимательства.

Политическая - нормы права регулируют отношения власти, отношения между социальными группами в регулировании национальных отношений.

Воспитательная - основная задача состоит в воспитании правосознания, формирования правомерного гражданского поведения.

К неосновным социальным функциям относятся такие функции, как:

а) информационная - благодаря этой функции люди знакомятся с новыми нормативными актами, со структурой органов власти, узнают, что запрещено или разрешено;

б) экологическая - функция направлена на защиту окружающей среды, то есть, издаются специальные законы, нормативные акты, направленные на обеспечение прав граждан на здоровую экологию;

в) социальная (в узком смысле рассматривается, как направление правового воздействия на социальную сферу) - регулирует важные стороны социальной и культурной жизни деятельности граждан.

Таким образом, изучив систему функций права, мы пришли к выводу, что они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, образуют особую систему, которая классифицируется по определенным параметрам. Выделяют специально-юридические и социальные функции, которые в свою очередь подразделяются на основные и неосновные. Наиболее важными являются основные юридические и основные социальные функции, так как они являются общими и свойственны практически всем отраслям.


2. Реализация функций права в современном обществе
2.1. Формы реализации функций права
Функции права, являясь важным элементом правовой жизни, должны реализовываться на практике, иначе они не смогут оказать влияния, и уже не будут представлять социальной ценности. Т.Н. Радько приводит толкование понятию «реализация функций права - достижение целей и функций права, претворение их в жизнь, характеризующие выполнение правом своей социальной роли». По мнению Т.Н. Радько существует три формы реализаций

правовых функций: информационная, ориентационная, правового регулирования. Давайте более подробно рассмотрим информационную форму реализации.

Правовая информация является важной категорией, характеризующей информационное воздействие права. По мнению Ю.В. Кудрявцева правовая информация - это «информация, исходящая от государства в форме правовых предписаний, норм права и адресованная различным субъектам». Информационное воздействие должно включать в себя качественную правовую информацию, то есть, закон, содержание и форма которого научно обоснованы. Также важной составляющей правовой информации является юридическая адекватность, которая состоит в единообразном понимании и применении участниками правоотношений правил. Необходимо оперативно отслеживать недостатки в законодательстве и вносить необходимые поправки, предусматривать наказание за искажение норм права, содержащихся в нормативно-правовых актах.

Информационная форма реализации права состоит в доступной информации. Каждому субъекту права должна беспрепятственно поступать информация по интересующим вопросам (юридическим). Источники, из которых граждане могут получить информацию о содержании и о форме норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, популярная юридическая литература и ряд других. Важной задачей также является информирование субъектов права о требованиях государства, то есть, какие имеются возможности, методы и средства для достижения о социально-полезных целях, или, например, что может противоречить интересам граждан и государства. Т.Н. Радько считает, что правовая информированность должна проводиться своевременно - норма вступает в действие, только когда все субъекты права смогли ознакомиться с ее содержанием. К сожалению, на практике не всегда все соответствует этому требованию. Именно поэтому уровень информационного воздействия нуждается в совершенствовании, особенно остро это чувствуется в момент обновления законодательства. Как говорилось выше, граждане нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, поправках, вносимых в него. Перед обществом, государством стоит задача по формированию программ, которые смогли бы контролировать деятельность, органов связанных с публикацией как правовой, так и юридической информацией