Файл: Функций права, их классификация и краткая характеристика 9.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.
К примеру рассмотрим информационную доступность к правосудебной системе как к источнику права граждан.
Система электронного правосудия призвана применять компьютерные и интернет-технологии для управления административными процедурами перед, во время и после отправления правосудия, а также для обеспечения самого судебного разбирательства. Электронное правосудие связано с применением судами технологий, ресурсов и коммуникаций и направлено на обеспечение принципа открытости, гласности и доступности судебной системы. Положения о доступности правосудия закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Норма беспрепятственного доступа к суду признана одной из фундаментальных. В России в целях реализации данного принципа и совершенствования судебной системы был принят Федеральный закон № 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ). Обеспечение гласности и доступности законодатель напрямую связывает с использованием информационных технологий (ст. 6 Закона № 262-ФЗ).
При использовании судами информационных технологий можно говорить о прозрачности деятельности судебной системы, что помогает обеспечить способность судам эффективно и рационально делать свою работу, а также в режиме реального времени организовать работу коллектива с максимальной эффективностью.
Особое внимание следует уделить вопросу создания единого информационного пространства судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов с учетом положений п. 6 ст. 1 Закона № 262-ФЗ и того факта, что с 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом. Первым этапом в процессе информатизации судебной системы явилось внедрение в деятельность судов общей юрисдикции в 2004 г. Государственной автоматизированной системы «Правосудие», предназначенной для формирования единого информационного пространства, обеспечения технологической поддержки судопроизводства и информирования о ходе производства по делу в суде. На сегодняшний день суды общей юрисдикции, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ работают в программе ГАС «Правосудие», мировые суды - ПО «Амирс», арбитражные суды - картотека арбитражных дел «Арбит». Следует отметить, что на сегодняшний день электронное правосудие в системе арбитражных судов реализовано наиболее полно и участники арбитражного процесса имеют возможность реализовывать свои права на всех этапах правосудия, начиная от подачи заявления в электронном виде, предоставления документов и до получения судебного акта. ПО «Амирс» в системе мировой юстиции по своим качественным характеристикам и функциональным возможностям также требует значительных трудозатрат от аппарата суда. С учетом нагрузки мировых судей и разнообразия рассмотрения споров юстиции необходим программный продукт, который предоставлял бы возможность получить максимальный объем правовой информации.
За последние годы в работу судов были внедрены также и иные важные программы, обеспечивающие аудиопротоколирование хода судебных заседаний, видеоконференц-связь в ходе судебного заседания, извещения посредством СМС-сообщений и т.д., значимость которых неоспорима.
Однако в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (ред. от 03.10.2018) напрямую говорится о том, что «в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.». Решение проблемы видится во внедрении информационно-коммуникационных технологий не только в судебную систему, но систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность.
Согласно положениям ст. 57 ГПК РФ, ст. 63 КАС РФ суд при рассмотрении спора может истребовать необходимые доказательства по делу по ходатайству сторон или собственной инициативе. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о взаимодействии информационных систем с иными ведомствами и организациями (органами прокуратуры РФ, МВД РФ, Росреестра и т.д.). Внедрение таких систем приведет к сокращению сроков рассмотрения дел, обеспечит удобный и быстрый обмен информацией и в целом повысит качество работы судов.
При активном внедрении в работу информационных технологий не стоит забывать о том, что полный переход на электронный документооборот возможен только при защите информации от несанкционированного доступа к ней. На современном этапе такое возможно при внедрении в работу систем, отвечающих высокой степени безопасности: искусственного интеллекта, смарт-контракта и технологий блокчейна. Программы устойчивы к внешним манипуляциям, а автоматизация и прозрачность системы позволят получить доступ к необходимой информации. В судебной системе указанные технологии будут иметь высокий потенциал позиционирования в качестве достоверной информации, отпадет необходимость выполнять межведомственные запросы, аппарат суда освободится от рутинной работы.
Внедрение такого рода программ требует не только детальной проработки всех технических аспектов функционирования систем, но и законодательного закрепления, а следовательно, и серьезного финансирования.
Интересными примерами внедрения инновационных технологий являются программные обеспечения чат-бот, робот-юрист. Программа чат-бот способна имитировать поведение человека, отвечая на популярные запросы, а робот-юрист - формировать стандартные заявления.
Таким образом, современные информационные технологии не только обеспечат систему надежностью сохранения данных, но и в силу своей многозадачности позволят использовать их в различных отраслях права, обеспечат работу с большим массивом документов, а также позволят получать актуальные данные при постоянно меняющихся нормах законодательства.
Многие видят во внедрении современных информационных технологий не только положительные моменты, но и сходятся к мнению, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест. Однако любое дело по своей сути уникально: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, руководствуясь нормами материального права (ст. ст. 67 ГПК РФ, 62 КАС РФ). Секретари суда, судебных заседаний и помощники оказывают помощь судье в подготовке и организации судебного процесса. Внедрение информационных технологий должно решить не только проблему прозрачности и доступности, но и одну из острых проблем - снижение нагрузки на сотрудников аппарата суда, а при расчете рисков и уменьшить количество необоснованных заявлений, поступающих в суд. Ввиду того что суд воспринимает полученную информацию в процессе отправления правосудия лично, а аппарат суда обеспечивает такую работу, то можно говорить, что технические средства не вытеснят сотрудников суда, а приведут к повышению эффективности работы.
Следующей формой реализации правовых функций является ориентационная. Важными категориями, которые характеризуют ориентационное воздействие права, являются «правовая установка» и «правовые ориентации». Эти понятия, как бы, связывают поведение личности и право, правовые мотивы и оценки с правовым поведением. В.С. Комаровский утверждал что, правовую установку надо рассматривать как «сложившуюся готовность индивида к определенной форме реагирования на социальные объекты: предрасположенность индивида, побуждающая его действовать в отношении этих объектов определенным образом....» . Правовые установки подразделяются: на побуждающие к правомерному поведению и склоняющие к противоправному поведению. Первая группа образует позитивную правовую организацию, а вторая - негативную. Следовательно, установки, побуждающие как к правомерному, так и неправомерному поведению образуют правовые ориентации. Под правовыми ориентациями понимают - «совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующую программу деятельности в юридически значимых ситуациях». Они подразделяются на установки, побуждающие к социально-активному поведению и воздерживающие человека от социально-вредного поведения.
Таким образом, рассмотрев информационное и ориентационное воздействие, мы пришли к выводу, что задачей информационной формы реализации функций права является своевременное, объективное, компетентное информирование людей в правовой сфере, а задача ориентационного воздействия состоит в выработке у граждан позитивных установок, образующих правовую ориентацию, как отдельного индивида, так и групп, народа, всего общества.
2.2. Правовое регулирование как способ и возможность реализации функций права
Одно из главных мест в структуре форм реализации права занимает правовое регулирование. Оно является особенным, так как осуществляется при помощи системы правовых средств, которые образуют механизм правового регулирования. Его компонентами могут быть и правовые принципы, и нормотворческий процесс, и поведение граждан, и избирательная система. В.Г. Смирнов, предлагая рассматривать правовое регулирование в широком смысле, относит к данному понятию все способы воздействия права на общественные отношения8» . С.С. Алексеев являясь сторонником «узкого» понимания правового регулирования, считает, что оно свойственно только праву, как механизму, реализующему цели, которые были поставлены законодателем.
Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения определенных правил, обеспеченных правовыми санкциями, способных оказывать преобразующее воздействие на поведение людей путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Данный термин включает в себя два важных аспекта: 1) результативное воздействие на общественные отношения; 2) применение таких норм права, как
нормативно правовые акты, законы, подзаконные акты и т.д., для воздействия на поведение людей.
Правовое регулирование подразделяется на определенные виды. Так, оно имеет две разновидности - общее правовое регулирование и индивидуальное. Общее заключается в упорядоченных общественных отношениях, складывающихся путем создания, дополнения, отмены норм права в действии и пространстве. Некоторые ученые называют его нормативным, ведь его осуществляют правотворческие органы, которые принимают и реализуют его в действии.
А вот индивидуально-правовое регулирование - это такая правотворческая деятельность, которая состоит из властной деятельности компетентного субъекта, управомоченного конкретизировать правила поведения участников с установлением фактических данных. Два вида правового регулирования можно считать нормативными, потому что они основываются на нормах права и функционируют с их помощью.
Также существует и другая классификация правового регулирования, предложенная А.В. Поповой. Она определяется характером предписания, которое зафиксировано в норме права, и способами воздействия на поведение людей9.
В теории государства и права выделяют основные способы реализации правового регулирования:
Управомочивание - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собеседнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежавшей ему вещью) .
Запрет - связан с необходимостью воздерживаться от определенных дейсвтий (например, сотрудники правоохранительных органов не имеют права брать взятки).
Обязывание - необходимость совершения лицом определенных действий (например, должнику необходимо исполнить свои обещания перед кредитором).
Ученые-правоведы выделяют такие виды правового регулирования, как общедозволительный и разрешительный. Первый вид основывается на дозволении: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено». (Участникам предвыборной кампании разрешено проводить агитацию, но «запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования
возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких
лиц в агитационных материалах»). Общедозволительный тип способствует проявлению активности, самостоятельности в решении определенных задач, проявлению принципов свободы.
В основе разрешительного вида правового регулирования лежит запрет на выполнение какого-либо вида действия. Его формулировкой является: «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Участник этого типа регулирования совершает только те действия, которые прямо разрешены законом. Так, например, сотрудники полиции могут требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым делам. Но они не имеют права требовать от граждан или должностных лиц того, что не прописано в законе.
Предназначение права шире - это регулирование общественных отношений на основе принципов равенства, справедливости, гуманизма. Следовательно, правовое регулирование должно сочетать выгодные условия для ведения экономической деятельности и стимулирования экономической активности с обеспечением социальных и иных гарантий для всех членов общества.
К примеру рассмотрим информационную доступность к правосудебной системе как к источнику права граждан.
Система электронного правосудия призвана применять компьютерные и интернет-технологии для управления административными процедурами перед, во время и после отправления правосудия, а также для обеспечения самого судебного разбирательства. Электронное правосудие связано с применением судами технологий, ресурсов и коммуникаций и направлено на обеспечение принципа открытости, гласности и доступности судебной системы. Положения о доступности правосудия закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Норма беспрепятственного доступа к суду признана одной из фундаментальных. В России в целях реализации данного принципа и совершенствования судебной системы был принят Федеральный закон № 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ). Обеспечение гласности и доступности законодатель напрямую связывает с использованием информационных технологий (ст. 6 Закона № 262-ФЗ).
При использовании судами информационных технологий можно говорить о прозрачности деятельности судебной системы, что помогает обеспечить способность судам эффективно и рационально делать свою работу, а также в режиме реального времени организовать работу коллектива с максимальной эффективностью.
Особое внимание следует уделить вопросу создания единого информационного пространства судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов с учетом положений п. 6 ст. 1 Закона № 262-ФЗ и того факта, что с 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом. Первым этапом в процессе информатизации судебной системы явилось внедрение в деятельность судов общей юрисдикции в 2004 г. Государственной автоматизированной системы «Правосудие», предназначенной для формирования единого информационного пространства, обеспечения технологической поддержки судопроизводства и информирования о ходе производства по делу в суде. На сегодняшний день суды общей юрисдикции, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ работают в программе ГАС «Правосудие», мировые суды - ПО «Амирс», арбитражные суды - картотека арбитражных дел «Арбит». Следует отметить, что на сегодняшний день электронное правосудие в системе арбитражных судов реализовано наиболее полно и участники арбитражного процесса имеют возможность реализовывать свои права на всех этапах правосудия, начиная от подачи заявления в электронном виде, предоставления документов и до получения судебного акта. ПО «Амирс» в системе мировой юстиции по своим качественным характеристикам и функциональным возможностям также требует значительных трудозатрат от аппарата суда. С учетом нагрузки мировых судей и разнообразия рассмотрения споров юстиции необходим программный продукт, который предоставлял бы возможность получить максимальный объем правовой информации.
За последние годы в работу судов были внедрены также и иные важные программы, обеспечивающие аудиопротоколирование хода судебных заседаний, видеоконференц-связь в ходе судебного заседания, извещения посредством СМС-сообщений и т.д., значимость которых неоспорима.
Однако в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (ред. от 03.10.2018) напрямую говорится о том, что «в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.». Решение проблемы видится во внедрении информационно-коммуникационных технологий не только в судебную систему, но систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность.
Согласно положениям ст. 57 ГПК РФ, ст. 63 КАС РФ суд при рассмотрении спора может истребовать необходимые доказательства по делу по ходатайству сторон или собственной инициативе. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о взаимодействии информационных систем с иными ведомствами и организациями (органами прокуратуры РФ, МВД РФ, Росреестра и т.д.). Внедрение таких систем приведет к сокращению сроков рассмотрения дел, обеспечит удобный и быстрый обмен информацией и в целом повысит качество работы судов.
При активном внедрении в работу информационных технологий не стоит забывать о том, что полный переход на электронный документооборот возможен только при защите информации от несанкционированного доступа к ней. На современном этапе такое возможно при внедрении в работу систем, отвечающих высокой степени безопасности: искусственного интеллекта, смарт-контракта и технологий блокчейна. Программы устойчивы к внешним манипуляциям, а автоматизация и прозрачность системы позволят получить доступ к необходимой информации. В судебной системе указанные технологии будут иметь высокий потенциал позиционирования в качестве достоверной информации, отпадет необходимость выполнять межведомственные запросы, аппарат суда освободится от рутинной работы.
Внедрение такого рода программ требует не только детальной проработки всех технических аспектов функционирования систем, но и законодательного закрепления, а следовательно, и серьезного финансирования.
Интересными примерами внедрения инновационных технологий являются программные обеспечения чат-бот, робот-юрист. Программа чат-бот способна имитировать поведение человека, отвечая на популярные запросы, а робот-юрист - формировать стандартные заявления.
Таким образом, современные информационные технологии не только обеспечат систему надежностью сохранения данных, но и в силу своей многозадачности позволят использовать их в различных отраслях права, обеспечат работу с большим массивом документов, а также позволят получать актуальные данные при постоянно меняющихся нормах законодательства.
Многие видят во внедрении современных информационных технологий не только положительные моменты, но и сходятся к мнению, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест. Однако любое дело по своей сути уникально: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, руководствуясь нормами материального права (ст. ст. 67 ГПК РФ, 62 КАС РФ). Секретари суда, судебных заседаний и помощники оказывают помощь судье в подготовке и организации судебного процесса. Внедрение информационных технологий должно решить не только проблему прозрачности и доступности, но и одну из острых проблем - снижение нагрузки на сотрудников аппарата суда, а при расчете рисков и уменьшить количество необоснованных заявлений, поступающих в суд. Ввиду того что суд воспринимает полученную информацию в процессе отправления правосудия лично, а аппарат суда обеспечивает такую работу, то можно говорить, что технические средства не вытеснят сотрудников суда, а приведут к повышению эффективности работы.
Следующей формой реализации правовых функций является ориентационная. Важными категориями, которые характеризуют ориентационное воздействие права, являются «правовая установка» и «правовые ориентации». Эти понятия, как бы, связывают поведение личности и право, правовые мотивы и оценки с правовым поведением. В.С. Комаровский утверждал что, правовую установку надо рассматривать как «сложившуюся готовность индивида к определенной форме реагирования на социальные объекты: предрасположенность индивида, побуждающая его действовать в отношении этих объектов определенным образом....» . Правовые установки подразделяются: на побуждающие к правомерному поведению и склоняющие к противоправному поведению. Первая группа образует позитивную правовую организацию, а вторая - негативную. Следовательно, установки, побуждающие как к правомерному, так и неправомерному поведению образуют правовые ориентации. Под правовыми ориентациями понимают - «совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующую программу деятельности в юридически значимых ситуациях». Они подразделяются на установки, побуждающие к социально-активному поведению и воздерживающие человека от социально-вредного поведения.
Таким образом, рассмотрев информационное и ориентационное воздействие, мы пришли к выводу, что задачей информационной формы реализации функций права является своевременное, объективное, компетентное информирование людей в правовой сфере, а задача ориентационного воздействия состоит в выработке у граждан позитивных установок, образующих правовую ориентацию, как отдельного индивида, так и групп, народа, всего общества.
2.2. Правовое регулирование как способ и возможность реализации функций права
Одно из главных мест в структуре форм реализации права занимает правовое регулирование. Оно является особенным, так как осуществляется при помощи системы правовых средств, которые образуют механизм правового регулирования. Его компонентами могут быть и правовые принципы, и нормотворческий процесс, и поведение граждан, и избирательная система. В.Г. Смирнов, предлагая рассматривать правовое регулирование в широком смысле, относит к данному понятию все способы воздействия права на общественные отношения8» . С.С. Алексеев являясь сторонником «узкого» понимания правового регулирования, считает, что оно свойственно только праву, как механизму, реализующему цели, которые были поставлены законодателем.
Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения определенных правил, обеспеченных правовыми санкциями, способных оказывать преобразующее воздействие на поведение людей путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Данный термин включает в себя два важных аспекта: 1) результативное воздействие на общественные отношения; 2) применение таких норм права, как
нормативно правовые акты, законы, подзаконные акты и т.д., для воздействия на поведение людей.
Правовое регулирование подразделяется на определенные виды. Так, оно имеет две разновидности - общее правовое регулирование и индивидуальное. Общее заключается в упорядоченных общественных отношениях, складывающихся путем создания, дополнения, отмены норм права в действии и пространстве. Некоторые ученые называют его нормативным, ведь его осуществляют правотворческие органы, которые принимают и реализуют его в действии.
А вот индивидуально-правовое регулирование - это такая правотворческая деятельность, которая состоит из властной деятельности компетентного субъекта, управомоченного конкретизировать правила поведения участников с установлением фактических данных. Два вида правового регулирования можно считать нормативными, потому что они основываются на нормах права и функционируют с их помощью.
Также существует и другая классификация правового регулирования, предложенная А.В. Поповой. Она определяется характером предписания, которое зафиксировано в норме права, и способами воздействия на поведение людей9.
В теории государства и права выделяют основные способы реализации правового регулирования:
Управомочивание - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собеседнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежавшей ему вещью) .
Запрет - связан с необходимостью воздерживаться от определенных дейсвтий (например, сотрудники правоохранительных органов не имеют права брать взятки).
Обязывание - необходимость совершения лицом определенных действий (например, должнику необходимо исполнить свои обещания перед кредитором).
Ученые-правоведы выделяют такие виды правового регулирования, как общедозволительный и разрешительный. Первый вид основывается на дозволении: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено». (Участникам предвыборной кампании разрешено проводить агитацию, но «запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования
возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких
лиц в агитационных материалах»). Общедозволительный тип способствует проявлению активности, самостоятельности в решении определенных задач, проявлению принципов свободы.
В основе разрешительного вида правового регулирования лежит запрет на выполнение какого-либо вида действия. Его формулировкой является: «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Участник этого типа регулирования совершает только те действия, которые прямо разрешены законом. Так, например, сотрудники полиции могут требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым делам. Но они не имеют права требовать от граждан или должностных лиц того, что не прописано в законе.
Предназначение права шире - это регулирование общественных отношений на основе принципов равенства, справедливости, гуманизма. Следовательно, правовое регулирование должно сочетать выгодные условия для ведения экономической деятельности и стимулирования экономической активности с обеспечением социальных и иных гарантий для всех членов общества.