Файл: Функций права, их классификация и краткая характеристика 9.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным созидательным инструментом государства является нормативное регулирование общественной жизни. Все политические решения, формирование приоритетов развития, постановка целей и разрешение насущных задач перед воплощением в жизнь получают отражение и закрепление в нормах права.
Очевидной является корреляция экономической жизни общества с качеством законодательства и эффективностью работы правовых институтов. В правовом государстве, в котором сила закона возведена в степень, где закон неукоснительно соблюдается всеми субъектами правоотношений, власть от законодательной до судебной легитимна, а защита прав и свобод гарантирована на всех уровнях, наблюдаются экономический рост, приток инвестиций, развитие бизнеса и в целом повышение уровня благосостояния и благополучия граждан.
Со стороны государства есть несколько возможностей обеспечения экономической эффективности права: это справедливые законы в широком понимании (обеспечивающие конкуренцию в экономике, равенство в правах, борьбу с коррупцией, понятное регулирование, устраняющее возможности разных трактовок и злоупотреблений) и создание таких правовых норм и условий, при которых гражданам и иным субъектам правоотношений выгоднее соблюдать закон, чем его нарушать.
Постепенное развитие экономики приводило к возникновению новых социально-политических и нормативных институтов для закрепления, стабилизации и развития экономических отношений. Наиболее тесные связи экономика имеет с правом, так как экономические отношения, равно как и любые другие общественные отношения, могут стабильно функционировать и развиваться, если они закреплены в нормативной форме.
Право и экономика тесно связаны между собой, но у этой взаимозависимости есть пределы. У экономики свои законы, против которых не должно идти нормативное регулирование, они естественны для рынка, и вмешательство государства в этом случае должно стремиться к нулю. В то же время экономика ориентируется исключительно на эффективность, оставляя без внимания политические, социальные, экологические, культурные и иные потребности общества, что, по сути, сталкивается с интересами государства и приводит к необходимости создания правового регулирования соответствующих сфер жизни. Если экономика - это рациональность, то право - это прежде всего справедливость.
Право закрепляет общие правила экономической деятельности, поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, гарантирует их стабильность. Кроме того, право может выполнять стимулирующую функцию в создании и развитии новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия.
Исключением в этом невмешательстве в экономическую деятельность субъектов являются запреты, налагаемые публичным правом на злоупотребление правом, монополизацию и нарушение прав других участников экономических отношений.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ресурсами и предметами материального мира, получать выгоды от результатов созидательной деятельности индивида и гарантии прав на данные результаты создают условия для развития экономики. Поэтому частное право выступает основным регулятором экономических отношений, гарантируя право собственности, предусматривая инструменты обмена и распоряжения собственностью (различные виды договоров).
Частное право в экономической сфере строится на личной выгоде и интересе индивида. И здесь экономическая теория права исходит из допущения, что основной интерес человека - это максимизация личной выгоды, из чего следует образ абсолютно рационального поведения человека. Право в этом случае может влиять на поведение путем создания таких условий ведения деятельности, в которых соблюдение требований законодательства является выгодным вариантом, не требующим серьезных издержек.
Однако не стоит рассматривать экономический анализ права только применительно к институтам частного права. Так как ключевым индикатором становится личный интерес, то в каждом случае необходимо определять, удовлетворение какого интереса - частного или публичного - является приоритетной целью того или иного института. Если приоритетной задачей правового института является удовлетворение общего интереса, то применять экономические показатели к данному институту необходимо с крайней осторожностью, делая поправку на многочисленные неэкономические факторы. В свою очередь, если преимущественным является удовлетворение частного интереса, то экономический анализ права может быть взят за основу.
В сфере экономики главным объектом собственности выступает труд. Вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота - это прежде всего результат человеческого труда. Обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками, однако и в этом случае у государства есть больший интерес, чем регулирование рынка.
Трудовые отношения регулируются государством в связи с необходимостью соблюдения социально справедливого баланса между более слабыми участниками - работниками и более сильными - профессиональными организациями. Регулирование со стороны государства проявляется в определении минимума заработной платы, срока отпуска, установлении правил экологической и технической безопасности и т.д.
На современном этапе общественно-политического развития на первое место ставится человек, его интересы и благополучие. Общей становится позиция, согласно которой экономика существует для человека, а человек - главная ценность современного общества. Поэтому можно сказать, что здесь отражается известная формула древнегреческого философа: человек есть мера всех вещей.
Индивиды изначально находятся в положении фактического неравенства, особенно в экономической сфере, так как люди рождаются в разных условиях, имеют разные способности и навыки. В то же время характер распределения материальных благ в обществе всегда являлся камнем преткновения, и, как свидетельствует исторический опыт, недовольство им становилось главной причиной социальных конфликтов.
Поэтому, когда речь идет о праве и в широком смысле о справедливости, мы считаем, что право эффективно только тогда, когда оно справедливо.
В правовом государстве любая свобода, в том числе важная для экономических отношений свобода договора, не является абсолютной и должна иметь нормативно установленные разумные пределы. Так, государство заботится о защите экономически более слабой стороны, что наиболее очевидно в нормативном регулировании в сфере защиты прав потребителей, где оно не только предусматривает различные возможности для отстаивания интересов потребителей, но и прямо становится на их сторону, тем самым восстанавливая справедливость.
В целом этот процесс можно охарактеризовать как социализацию права, когда общество признает эффективность права только в случае его соответствия критериям справедливости.
Процесс социализации права стал особенно заметен на рубеже XIX - XX вв., когда была произведена существенная переоценка таких важнейших принципов права, как абсолютная свобода права собственности и свобода договора, ранее считавшихся незыблемыми и фундаментальными, под воздействием новых социальных установок, предполагающих отход от классических постулатов абсолютности и неограниченности свободы собственности и договора.
Идея социального государства, отраженная в Конституции Российской Федерации, опирается на правило общего блага, в соответствии с которым если кто-то получает какую-либо выгоду, то это должно приносить пользу не только ему, но и каждому, причем не всем вообще, а именно каждому.
Отсюда вытекает и закрепленный в гражданском законодательстве принцип добросовестности как признание недопустимости злоупотребления своим правом. Интеграция этого принципа во все сферы гражданских правоотношений - основной вектор позитивного развития права.
Обратим также внимание на экономическую эффективность функционирования государственного аппарата и соответствующих правовых институтов. Необходимо учитывать качество функционирования системы, оптимальность ее построения, результативность избранных приемов и способов воздействия на общественные отношения.
С этой позиции эффективность соотносится с концепцией пропорциональности. Рассмотрим это на примере процесса отправления правосудия. Пропорциональность предполагает признание того, что достижение правового результата должно быть сбалансировано с временными и финансовыми издержками, которые необходимо понести для достижения такого результата, а именно определить, сколько времени и средств должно быть выделено на разрешение спора. Причем речь идет как об условиях возмещения судебных расходов, так и об использовании времени судей, ресурсов и процедур.
Финансирование судебной системы обходится государству в миллиарды рублей. Так, только на почтово-телеграфную рассылку ежегодно тратится около 7 млрд руб. В постиндустриальную эпоху такие затраты на материально-организационную работу непропорциональны и малоэффективны, поэтому государство в целях достижения экономической эффективности внедряет в судебную систему цифровые технологии и электронный документооборот, вложение в которые оправдывает получаемый результат. И в первую очередь создаются правовые механизмы, позволяющие сделать цифровизацию правосудия экономически выгодной как для граждан, так и для судебной системы.
Однако окончательно экономическая эффективность правосудия в широком смысле достигается на этапе исполнения судебного решения. Неисполнение судебных постановлений как государственными органами, так и частными лицами является для России острой проблемой. По статистике, ежегодно процент завершения исполнительных производств составляет около 50%, из них менее половины приходится на исполнение судебных решений. Следовательно, на текущем этапе правовой механизм организации процедуры исполнения судебных решений не отвечает показателям экономической эффективности, а общественность признает несправедливость такого регулирования.
На наш взгляд, аспект экономической эффективности права необходимо учитывать с момента начала разработки законодательной инициативы. Разрабатывая новый механизм правового регулирования тех или иных общественных отношений, государству необходимо рационально подходить к использованию собственных ресурсов (административных, материальных, в том числе бюджетных, средств).
Следует учитывать, какой экономический эффект последует после введения нового правового регулирования отношений. Например, усложнение правил регистрации юридических лиц и ведения бизнеса приводит к снижению предпринимательской активности, что в итоге негативно сказывается на всей экономике (отсутствие рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет и т.д.).
Право, как и экономика, тесно связано с жизнью, поэтому закон не должен рассматриваться только с формальной точки зрения. Для принятия эффективного и справедливого закона необходимо использовать междисциплинарный подход, обращая внимание на экономические, социальные, культурные и иные показатели общественной жизни.
Когда мы говорим об экономическом анализе права, необходимо понимать, что главный актор всех отношений - это человек, и именно через его психологию принятия решений, приоритеты, заинтересованность и социальные тенденции можно выработать тот правовой механизм, который сможет направить поведение человека в правовое русло.
При этом нужно учитывать, что личность может быть склонна к иррациональному поведению. Человек может руководствоваться не столько экономической выгодой, сколько моральными принципами, чувством долга и справедливости, следовать традициям и т.д. Соответственно, неверно ожидать от гражданина исключительно экономически рациональных решений и поведения, а значит, необходимо обращать внимание на политические, социальные, психологические и другие аспекты.
При этом оценка поведения исключительно как рационального уместна в случае регулирования отношений профессиональных экономических субъектов. Так, в гражданском процессе большинство исков направляется профессиональными участниками экономических отношений - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как известно, главной целью предпринимательства является получение прибыли - наибольшей выгоды с наименьшими затратами. Поэтому данную часть субъектов правоотношений вполне можно мотивировать к определенному поведению путем принятия экономически эффективных норм права.