Файл: Основы логистики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
(УГТУ)
Т. Б. Саматова
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Учебное пособие
УХТА, УГТУ, 2015

УДК 005.932 (075.8)
ББК 65.291.592 я7
С 17
Саматова, Т. Б.
С 17
Основы логистики [Текст]: учеб. пособие / Т. Б. Саматова. – Ухта :
УГТУ, 2015. – 122 с.
ISBN 978-5-88179-894-9
В пособии изложены теоретические, методические и практические аспек- ты логистики. Рассмотрена история развития логистики как науки, основы за- купочной, транспортной, складской, производственной, распределительной ло- гистики, логистического менеджмента и логистики запасов.
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502
Экономика и управление на предприятии (топливно-энергетического комплек- са), направлений 080500 Менеджмент, 080501 Экономика, а также может быть использовано аспирантами, преподавателями и практическими работниками, интересующимися вопросами логистики.
УДК 005.932 (075.8)
ББК 65.291.592 я7
Учебное пособие рекомендовано к изданию Редакционно-издательским
советом Ухтинского государственного технического университета.
Рецензенты: Д. Э. Галкин, начальник отдела планирования, организации труда и заработной платы УМТС ООО «Газпром трансгаз Ухта», к.э.н.; А. М. Дем- ченко, директор филиала ООО «ПИИ Лигато».
© Ухтинский государственный технический университет, 2015
© Саматова Т. Б., 2015
ISBN 978-5-88179-894-9

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Теоретические основы и понятийный аппарат логистики .................................. 6 1.1 Основные этапы развития логистики .................................................................. 6 1.2 Понятие логистики и логистической концепции ............................................... 8 1.3 Основные принципы логистики......................................................................... 10 1.4
Терминология и основные понятия, использующиеся в логистике .............. 11 1.5 Области применения логистики ........................................................................ 16
Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ........................ 19 2. Логистический менеджмент на предприятии ..................................................... 20 2.1 Сущность логистического менеджмента .......................................................... 20 2.2 Организация и основные функции службы логистики на предприятии ....... 23 2.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики .............................. 28
Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ........................ 31 3. Логистические системы ........................................................................................ 32 3.1 Понятие и виды логистических систем ............................................................. 32 3.2 Логистическая информационная система ......................................................... 34 3.3 Электронный документооборот ......................................................................... 36 3.4
Основные логистические концепции и системы ............................................. 39 3.4.1 Толкающие микрологистические системы. Системы МRР, DRP ............... 41 3.4.2 Концепция Just in time («Точно в срок») ....................................................... 47 3.4.3 Система KANBAN (Канбан) ........................................................................... 48 3.4.4 Система Lean production .................................................................................. 51
Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ........................ 52 4. Закупочная логистика ........................................................................................... 53 4.1. Сущность закупочной логистики ..................................................................... 53 4.2. Планирование потребности в материальных ресурсах .................................. 55 4.3. Выбор и оценка поставщиков ........................................................................... 58 4.4. Выбор способа поставки и метода закупки ..................................................... 61 4.5.
Традиционная и оперативные системы снабжения ........................................ 61 4.6. Выбор стратегии закупок .................................................................................. 63
Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ........................ 66 5. Логистика запасов ................................................................................................. 67 5.1. Классификация запасов ..................................................................................... 67 5.2. Основные системы управления запасами ........................................................ 69 5.3. АВС и XYZ-анализ в управлении запасами .................................................... 75 5.4. Основные показатели оценки эффективности управления запасами ........... 77 3


Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ........................ 79 6. Сбытовая (распределительная) логистика .......................................................... 80 6.1. Понятие и задачи распределительной логистики ........................................... 80 6.2. Каналы распределения товаров ........................................................................ 81 6.3. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов ...................................... 86 7. Транспортные аспекты в логистической системе .............................................. 90 7.1. Основные виды транспорта и транспортировки ............................................. 90 7.2. Характеристика грузовых перевозок железнодорожным, автомобильным и речным транспортом ................................................................................................. 93 7.3
. Основные документы, регламентирующие правила перевозок, и транспортная документация .................................................................................. 93 7.4. Договор купли-продажи .................................................................................. 101 7.5. Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта ................................................................................. 105 7.6. Транспортные расходы и тарифы ................................................................... 107
Вопросы для контроля и обсуждения на практических занятиях ...................... 112
Тестовые вопросы ................................................................................................... 113
Список рекомендуемой литературы ...................................................................... 120 4

Введение
В современных условиях все больше внимания уделяется логистике, со- вершенствованию политики в области управления сбытом, производством, мате- риально-техническим обеспечением, транспортом, складским хозяйством, ин- формационным обеспечением, использованием финансовых ресурсов с учётом логистического подхода. Роль логистики связана с её интегральными и оптими- зационными функциями, которые направлены на снижение затрат, объединение усилий управленческого персонала фирмы, её структурных подразделений и ло- гистических партнёров в сквозном управлении материальными и сопутствую- щими (информационными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логи- стической цепи «закупки − производство − дистрибьюция − продажи».
За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функ- ций, характеризующих производственно-финансовую деятельность корпора- ций. Руководители отечественных предприятий так же стремятся внедрять ло- гистические концепции и системы, однако зачастую возникают проблемы реа- лизации логистического подхода, связанные с отсутствием высококвалифици- рованных опытных специалистов в области логистики. Поэтому целью данного учебного пособия является формирование у студентов знаний современной концепции логистики, функций логистического менеджмента, а так же навыков применения логистики в решении практических задач бизнеса.
В учебном пособии представлены основные разделы логистики, в кото- рых рассмотрены сущность, основные понятия и приёмы реализации принци- пов логистики. Пособие содержит задачи и ситуации для обсуждения, направ- ленные на развитие практических навыков выработки эффективных решений в области логистического менеджмента, а так же на формирование профессио- нальных компетенций менеджера, таких как: умение планировать операцион- ную (производственную) деятельность организации; знание современных кон- цепций операционной деятельности и системы взаимосвязи между производ- ственными и другими функциональными стратегиями компаний с целью подго- товки сбалансированных управленческих решений.
5


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ
1.1 Основные этапы развития логистики
«
Логистика» с греческого λογιστιχη (англ. – logistics) – это счётное ис- кусство или искусство вычисления, рассуждения.
В современных словарях слово логистика трактуется в двух значениях:
1) математическая логика;
2) техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области.
Первоначально логистика развивалась как военная дисциплина. Создате- лем первых научных трудов по логистике считают французского военного спе- циалиста начала 19 века барона А. А. Джомини, который определил логистику как «практическое искусство манёвра войсками, включая вопросы, связанные с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. д.».
Использование основных подходов военной логистики в экономической деятельности было связано с усилением конкуренции, переходом от рынка про- давца к рынку покупателя, развитием научно-технического прогресса, необхо- димость поиска новых методов создания конкурентных преимуществ и др.
В истории развития логистики в экономике можно выделить следующие этапы:
1)
В период 1915 1950-е гг. – «период фрагментаризации»:возникно- вение и развитие отдельных фрагментов (элементов) логистики, таких как грузо- переработка, складирование, закупки, транспортировка, управление запасами, планирование потребностей и сбыта, развитие военной логистики и т. д.
Появились первые логистические организации и сообщества– старейшая организация в США и мире − Национальная ассоциация проблем управления закупками (1915 г.). В 1967 г. преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
2) 1960-
е гг. – «период становления»:формируется материальный ме- неджмент, физическое распределение, производственный (операционный) ме- неджмент; быстро развивается теория и практика логистики в США; изменяет- ся стратегия в формировании запасов; внедряются информационно- компьютерные технологии; в конце 1960-х гг. сформулирована концепция биз- нес-логистики; возникают новые логистические организации –Совет логисти- ческого менеджмента, Американское общество инженеров-логистиков и др.
6


3) 1970-
е г. – «период развития»: внедрение основных принципов биз- нес-логистики; применение микрологистических систем MRP, DRP, KANBAN; завершилась «тарно-упаковочная» революция (развитие транспортно- складского оборудования, новых видов тары, упаковки, внедрение контейнер- ных перевозок и т. д.)
4) с 1980-х гг. начался «период интеграции»: бурное развитие теории и практики логистики; внедрение персональных компьютеров; применение логи- стики, как инструмента, при глобализации рынка; повсеместное распростране- ние философии всеобщего управления качеством (TQM); развитие микропро- цессорной техники; рост партнёрства и стратегических союзов; повышение ка- чества обслуживания; внедрение новых логистических технологий в производ- стве и дистрибьюции (MRP II, DRP II); создание международных логистиче- ских систем, логистических центров физического распределения; межнацио- нальных коммуникационных информационно-компьютерных систем.
В 1991 году в СССР была создана Всесоюзная (Российская) ассоциация логистики, которая занимается координацией научно-исследовательских работ и учебно-педагогической деятельности в области логистики.
На современном этапе основными предпосылками развития логистики являются:
- углубление специализации в промышленности;
- развитие мировых интеграционных процессов;
- усиление конкуренции во всех областях бизнеса;
- развитие информационно-компьютерных технологий;
- внедрение гибкого технологического оборудования, систем автоматиза- ции проектирования;
- повышение качества сервиса и т. д.
Касаясь применения принципов логистики в отечественном бизнесе, можно выделить два концептуальных подхода, позиционирующих её в качестве инструмента менеджмента.
Во-первых, потенциал логистики позволяет повысить организационно- экономическую устойчивость фирмы на рынке. Это связано с интегральным эффектом логистического менеджмента, позволяющем объединить усилия управляющего персонала фирмы, её структурных подразделений и логистиче- ских партнёров в управлении материальными и сопутствующими (информаци- онными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логистической цепи
«закупки – производство – дистрибьюция – продажи». Особенно это важно в условиях экономического кризиса, когда логистика становится одним из ин- струментов антикризисного управления.
7


Во-вторых, принципы и методы логистики направлены на получение оп- тимальных решений, в частности, минимизацию полных логистических затрат компании. Сокращение всех видов затрат, связанных с управлением материаль- ным потоком, затрат на транспортировку, управление заказами и запасами, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые технологии, техническое пе- ревооружение производства, маркетинговые исследования и т. д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам биз- неса как время выполнения логистических циклов (концепция JIT − «точно в срок») и качество потребительского сервиса (концепция TQM − «всеобщего управления качеством»).
1.2 Понятие логистики и логистической концепции
В настоящее время насчитывается свыше 30-ти различных определений логистики. Приведём некоторые из них.
В 1985 г. Совет логистического менеджмента в США дал следующее определение логистики, которое получило наибольшее признание за рубежом и цитируется в большинстве западных учебников для вузов: Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершённого производства, го- товой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние переме- щения) для целей полного удовлетворения требований потребителей [22].
Определение из терминологического словаря по логистике: Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складировани- ем и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и полуфабрикатов до производственного предприятия, внутризаводской их переработки, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также пе- редачи, хранения и обработки соответствующей информации [20].
С позиций бизнеса, логистика –это интегральный инструмент менеджмен- та, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счёт эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продук- ции и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств
[22]
8