Файл: Комплексное развитие системы медицинского страхования в современных условиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельности в сфере здравоохранения, подходы и методы их оценки.
Цель данной работы - разработка мер по решению выявленных проблем медицинского страхования в РФ.
Задачи:
-
проанализировать страховую медицину и принципы ее
организации в Российской Федерации;
-
выявить проблемы развития обязательного медицинского страхования РФ; -
исследовать страховую медицину и принципы ее организации в
Германии;
-
разработать методы решения проблем для эффективного развития системы страховой медицины.
Цель и задачи исследования определили структуру данной работы, она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников.
При написании работы были применены следующие методы исследования - изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение и синтез. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной и периодической литературе, в материалах консалтинговых исследований, данные статистической отчетности правительства РФ и ФФОМС за 20172019 гг., а также отчетность министерства здравоохранения Германии за 2014-2019 гг..
Научная или практическая новизна заключается в том, что в работе предлагаются новые возможности по организации медицинского страхования в РФ. Результаты ВКР могут быть практически значимыми в области организации здравоохранения. Сравнительный анализ с системой медицинского страхования Германии позволяет выявить ее преимущества, которые могли бы быть внедрены в практической деятельности системы медицинского страхования в РФ.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы медицинского страхования в России и выделены основные ее проблемы.
Во втором разделе рассмотрено медицинское страхование в Германии, а также рассмотрены перспективы развития страховой медицины в РФ на современном этапе.
В третьем разделе выполнено задание по социальной ответственности на примере компании, в которой проходила преддипломная практика.
В заключение представлены основные выводы по результатам выпускной квалификационной работы.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рынок медицинского страхования в РФ
-
Организация ОМС в РФ
Система ОМС создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации [6].
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране [1].
Социальное страхование и медицинское страхование, в частности, являются важнейшими экономическими институтами, которые решают проблему взаимодействия между людьми, способствуют уменьшению неопределенностей в обществе, создают возможности для удовлетворения потребностей человека и устойчивости общественной жизни [7].
Структурные элементы института социального страхования представлены на рисунке 1. Основная задача институтов социального страхования состоит в том, чтобы объединить интересы социальных объектов, создать нормативно-правовую базу, сформировать эффективные финансовые механизмы, а также социальную и медицинскую инфраструктуру [8].
Рисунок 1 - Структурные элементы института социального страхования
ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равный доступ к медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме базовой программы. В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации. Программа ОМС обеспечивается за счет федерального фонда ОМС и 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2017 года контроль по оплате страховых взносов на ОМС осуществляет Федеральная налоговая служба. Уплата страховых взносов регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Плательщиками страховых взносов согласно ст. 419 НК РФ являются [9]:
-
лица производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам:
-
организации; -
индивидуальные предприниматели;
физические лица,
не
являющиеся индивидуальными
предпринимателями;
-
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Страховые взносы в РФ составляют в сумме 26,9 % от заработной платы [8]. Ст. 425-427 НК РФ определяет тарифы страховых взносов на ОМС для основной категории плательщиков в 5,1 %. Также в НК РФ задан
фиксированный размер страховых взносов на ОМС для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (например, индивидуальные предприниматели) (ст. 430 НК РФ), который в 2019 году составил 6 884 руб. Главы крестьянских фермерских хозяйств уплачивают страховые взносы на ОМС за себя и за каждого члена КФХ [10].
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации рассчитывается как произведение тарифа страхового взноса в размере 18 864,6 руб., коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Указанные коэффициенты определяются согласно приложению к Федеральному закону № 354-ФЗ и ежегодно устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период [11]. Выплаты по ОМС для неработающего населения осуществляются территориальными фондами ОМС [1].
Для целого ряда плательщиков предусмотрены пониженные тарифы от 0 до 4 % (Приложение А): для фармацевтических организаций;
коммерческих, благотворительных, научных, спортивных, культурных
организаций вообще установлена нулевая ставка на медицинское страхование [10,11].
Основная часть планируемых доходов (более 60 % от общего объема) обеспечивается поступлениями страховых взносов на ОМС работающего
населения [12]. На рисунке 2 представлены данные за 2017 год.
Рисунок 2 - Структура доходов бюджета Фонда ОМС в 2017 году, млрд руб.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 среднедушевые нормативы финансирования базовой программы ОМС составляют в 2018 г. 10,64 тыс. руб., в 2019 г. - 11,15 тыс. руб., в 2020 г. - 11,68 тыс. руб. Эти показатели очень низкие по сравнению с развитыми странами. В настоящее время на территории Российской Федерации по договорам обязательного медицинского страхования застраховано 146 млн чел., что примерно составляет 99,8 % от общей численности населения страны, медицинскую помощь в сфере ОМС оказывают 9 142 медицинских организаций и 43 страховых медицинских организаций [13].
В 2019 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 13 962,5 рубля, что на 1 240,1 рубля (9,7 %) больше, чем в 2018 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на
ОМС 19 929,8 руб., что на 385,7 руб. (2 %) больше, чем в 2018 году, на 1 неработающего - 9 007,8 руб., что на 1 218,7 руб. (15,6 %) больше, чем в 2018 году [10].
Ежегодно правительство РФ утверждает план бюджета Федерального фонда ОМС, который за последние 3 года практически всегда выполнялся на 100 % (таблица 1).
Таблица 1 - Основные характеристики запланированного бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в 2018 - 2020 гг., млрд руб.
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 (план) |
Доходы | 1 887,8 | 2 098,2 | 2 349,9 |
-Страховые взносы на ОМС | 1 855,6 | 2 019,1 | 2 105,7 |
-Недоимка по взносам и прочие доходы | 29,8 | 17,2 | 0,0 |
-Трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов | 32,2 | 79,0 | 244,2 |
Расходы | 1 994,1 | 2 190,4 | 2 350,5 |
Дефицит/ профицит | -106,3 | -92,2 | -0,5 |