Файл: Комплексное развитие системы медицинского страхования в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактическое исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год составило по доходам 1 737 163,7 млн руб., по расходам - 1 654 990,5 млн руб. Бюджет Фонда за 2017 год был выполнен с профицитом 82 173,3 млн руб. В целом страховых взносов на ОМС за 2017 год поступило 1 705 680,5 млн руб. На финансирование

организации ОМС в субъектах Федерации в 2017 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субвенции в размере 1 537 214,8 млн руб. В 2017 году на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда было направлено 96 729 млн руб. (100 % к утвержденному бюджету, 102,5 % к 2016 году) [14].

В 2018 году фактическое исполнение бюджета Федерального фонда ОМС составило по доходам 1 895 924,3 млн руб., что на 9,1 % больше, чем в 2017 году; по расходам - 1 988 542,2 млн руб., что на 20,2 % больше, чем в 2017 году. Бюджет Фонда за 2017 год был выполнен с дефицитом 92

617,9 млн руб. В целом страховых взносов на ОМС за 2018 год поступило 1 862 204,9 млн руб. На финансирование организации ОМС в субъектах Федерации в 2018 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субвенции в размере 1 870 572 млн руб. В 2018 году на оказание ВМП из бюджета Фонда было направлено 100 757,2 млн руб. (100 % к утверждённому бюджету, 104,2 % к 2017 году) [14].

На следующие 2 года правительством были предусмотрены доходы Федерального фонда ОМС в сумме: на 2019 год - 2 098,2 млрд руб., на 2020 год - 2 349,9 млрд руб., а также расходы в сумме: на 2019 год - 2 190,4 млрд руб., на 2020 год - 2 350,5 млрд руб. Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,3 млрд руб., в 2020 году - 0,5 млрд руб. [14]. График роста доходов и расходов представлен на рисунке 3.





2017 2018 -92,6 2019 -92,2 2020(план)

-500

Доход Расход ■ Дефицит/Профицит






Рисунок 3 - Бюджет федерального фонда ОМС в 2017-2020 гг., млрд руб.

По итогам 2017 года средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, составили 1,545 трлн руб. В том числе на долю средств, поступивших от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, пришлось 97,4 % (или 1,5 трлн руб.), на долю средств, поступивших из медицинских организаций, пришлось 2,5 % (или 40 млрд руб.), на долю средств, поступивших от юридических или физических лиц, пришлось 0,002 % (или 27,5 млн руб.) [15].


В 2019 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9181 медицинская организация и 34 страховые медицинские организации (СМО) в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур [10].

На долю десятки лидирующих страховых компаний в ОМС в 2017 году пришлось 82,6 % застрахованных россиян (таблица 2). Страховые компании испытывали проблему недофинансирования, но несмотря на это до конца 2016 года страховщикам ОМС потребовалось исполнить требование федерального закона об увеличении минимальных уставных капиталов с 60 млн рублей до 120 млн руб. [15, 16]. В результате этого в сегменте ОМС продолжается рост концентрации в результате ухода с рынка небольших игроков или их поглощения ведущими страховыми медицинскими организациями.

Таблица 2 - Страховые компании-лидеры по ОМС по итогам 2017 года [16]

Наименование организации

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи, тыс. руб.

Доля, %

Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, тыс. руб.

Доля, %

Число застрахованных лиц на конец отчетного периода, чел.

Доля, %

Итого по РФ

1 543 671 847

100,0

1 486 758 093

100,0

146 408 345

100,0

Росгосстрах- медицина

235 390 433

15,2

223 993 888

15,1

22 001 074

15,0

СОГАЗ-Мед

224 607 079

14,6

213 117 765

14,3

18 889 786

12,9

ВТБ МС

213 940 279

13,9

203 492 290

13,7

23 906 560

16,3

МАКС-М

192 148 373

12,4

188 681 960

12,7

18 592 505

12,7

АльфаСтрахование- ОМС

145 842 385

9,4

141 382 262

9,5

14 686 472

10,0

РЕСО-Мед

71 983 026

4,7

70 252 694

4,7

6 546 111

4,5

Ингосстрах-М

62 465 282

4,0

60 738 814

4,1

6 476 087

4,4

Спасские ворота-М

43 151 522

2,8

41 854 400

2,8

3 378 055

2,3

Астрамед-МС

34 115 234

2,2

33 551 795

2,3

3 519 186

2,4

МСК Уралсиб

32 347 308

2,1

31 848 157

2,1

2 884 481

2,0

Итого по 10-ке

1 255 990 921

81,4

1 208 914 025

81,3

120 880 317

82,6


Прежде чем деньги попадут в государственные медицинские организации и пойдут на оплату труда врачей и станут доходами больниц и поликлиник, их надо сначала собрать, а потом обеспечить прохождение по сложной цепочке. Сначала из средств ФОМС будут вычтены расходы, направляемые на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не входящей в базовую программу ОМС (100,5 млрд руб.). До 2015 г. эти расходы осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Затем вычитаются средства на ведение дела ФОМС, выпуск полисов ОМС, на родовые сертификаты и другие статьи. Потом эти ресурсы наконец-то в виде субвенций направляются в территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Но, прежде чем попасть в медицинские организации, из них еще вычитают средства на поддержание деятельности ТФОМС и на работу страховых медицинских организаций (СМО). СМО являются посредниками в доведении денежных средств до медицинских организаций. Они фактически предлагают одинаковый набор услуг, и фактически получают деньги не за услуги, которые они оказывают населению, а за факт их существования. Роль СМО заключается в контроле качества медицинского обслуживания. Далее из государственных средств еще вычитают средства, направляемые в частные медицинские организации, которые по действующему законодательству тоже претендуют на свою часть государственных ресурсов. На длинном пути доведения государственных средств до государственных медицинских организаций часть средств задерживается в составе нормированного страхового запаса, за счет которого можно покупать оборудование дороже 100 тыс. руб. Соответственно, эти деньги не участвуют в оплате труда медицинских работников [17].

Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых в 2019 году составил 2 069,9 млрд руб. (90,8 %), являлись основным источником

финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 99,0 млрд руб. (4,3 %).

Численность лиц, застрахованных по ОМС, принятая для формирования бюджета Федерального фонда ОМС, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2019 год, составила 146,3 млн. человек, в том числе 66,4 млн. работающих и 79,9 млн. неработающих граждан (на 1 января 2018 года) [10].


Таким образом, в системе ОМС можно выделить 3 организационных уровня [18]:

  • 1-й уровень организации системы ОМС представляет

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Государственной Думе и Правительству РФ.

  • 2-й уровень организации системы ОМС представлен

Территориальными фондами ОМС (ТФОМС) и их филиалами. Это уровень - основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляется сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. ТФОМС создаются на территории субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово -

кредитными учреждениями и подотчетны органам представительной и исполнительной власти регионов. Финансовые средства ТФ ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

  • 3-й уровень в организации системы ОМС представлен

страховыми медицинскими организациями (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и выполняют страховые выплаты медицинским учреждениям за услуги застрахованным гражданам.

Механизм функционирования ОМС представлен схематично в приложении Б.

Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:

  1. Договоры страхования с предприятиями, организациями, иными хозяйствующими субъектами и местной администрацией, иными словами, со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется контингент застрахованных в данной СМО, подтверждением чего является страховой медицинский полис.

  2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС населения в соответствии с численностью и категориями застрахованных. Финансирование осуществляется по дифференцированному среднедушевому нормативу, который отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и половозрастную структуру застрахованного контингента.

  3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых застрахованным данной СМО гражданам.

  4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, которым так же выдается страховой медицинский полис, в соответствии с которым предоставляется бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС.


Обеспечение лекарственными препаратами населения происходит в РФ с помощью бюджетно-страховой системы. На данный момент за счет средств федерального бюджета финансируется основная часть расходов по лекарственному обеспечению граждан РФ. Несмотря на это преобладает доля личных расходов граждан на лекарства. Расходы на них в 2017 г. в амбулаторных и стационарных условиях составили для населения - 67 % (1021,4 млрд руб.), а для государства - 33 % (492,6 млрд руб.) (рисунок 4).

Расходы государства на лекарства в поликлиниках и стационарах примерно одинаковы - 47 % (232,7 млрд руб.) и 53 % (259,9 млрд руб.) соответственно. Таким образом, в амбулаторных и стационарных условиях население РФ

несет в 2 раза большие расходы на лекарства, чем государство. Несмотря на

принимаемые в течение последних 15 лет меры, доля личных расходов на

лекарства в РФ остается высокой (Приложение В) [19].



Рисунок 4 - Личные и государственные расходы на лекарственные препараты в России в 2017 г.

Невозможность осуществления финансирования лекарственного обеспечения населения только за счет средств федерального фонда ОМС возникает из-за низкой собираемости налогов и страховых выплат в процентах от фонда заработной платы в результате низкой средней заработной платы населения РФ, а также растущей тенденции теневых зарплат и сокрытия доходов [20].

В РФ не вся стационарная медицинская помощь оказывается в рамках программы ОМС. Целый ряд методов лечения включен в программу ВМП. До 2014 года медицинские учреждения, оказывавшие помощь по ВМП, финансировались в основном из средств федерального бюджета. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011) и дальнейшие постановления правительства обозначили постепенный перевод финансового обеспечения ВМП в полом объеме на систему ОМС. К 2018 году всю высокотехнологичную помощь стали финансировать только из средств бюджета ФОМС, однако сохранился принцип двухканального финансирования:

  • ВМП, включенная в базовую программу ОМС, финансируется посредством перечисления территориальным фондам средств в составе субвенций;

  • ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, финансируется напрямую федеральными государственными учреждениями в рамках выполнения государственного задания по проведению лечения.