Файл: Законодательство Российской Федерации о правоохранительной службе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Этапы прохождения правоохранительной службы в полиции
Условия прохождения правоохранительной службы регулируется Федеральными законами, действующими в отношении только указанных органов (Федеральные законы: «О полиции», «О прокуратуре» и др.).
Единого Закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» нет. Но можно выделить ряд общих условий прохождения правоохранительной службы в этих органах:
-Возраст поступающего на правоохранительную службу должен быть не менее 18 лет;
-Поступающий на правоохранительную службу должен быть способен по своим личным качествам и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;
-Поступающий на правоохранительную службу должен не иметь судимости;
-Государственный служащий правоохранительной службы не должен находиться в близком родстве или свойстве с другим государственным служащим связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
-Государственный служащий правоохранительной службы должен иметь гражданство России;
-а также другие условия прохождения правоохранительной службы1.
Правоохранительная служба занимает промежуточное положение между военной службой и гражданской. Это обусловлено тем, что правоохранительная служба схожа как с военной (своими задачами и строгой дисциплиной), так и с гражданской службой (на служащих правоохранительной службы распространяется также законодательство о труде и иные нормативные акты). При этом законодательно статус правоохранительной службы каким-либо образом не закреплен, помимо общего определения.
Закрепляя право поступления на службу в органы внутренних дел, законодательство устанавливает ряд реализации этого права:
1.На службу в органы внутренних дел могут быть приняты в добровольном порядке граждане Российской Федерации, возраст которых соответствует минимальному и предельному требованиям - граждане не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полиции не старше 35 лет).
2.Владение государственным языком - обязательное условие для поступления на службу в органы внутренних дел.
3.Общеобразовательная и специальная подготовка лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, должна соответствовать той должности, на которую их принимают.
4.Специфика службы в органах внутренних дел требует от сотрудников высокой физической выносливости, в связи с чем должности рядового и начальствующего состава должны комплектоваться лицами, способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, связанные с характером службы1.
Основанием для отказа в приеме является наличие у кандидата различного рода заболеваний, препятствующих прохождению службы в органах внутренних дел. Годность к службе по состоянию здоровья определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о Военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003г. № 123, (ред. от 27.03.2013), а также Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.
Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие качества кандидатов, выявляемые психофизическими диагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.
«Одним из условий, по которому гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, является вступившее в силу решение суда о признании его недееспособным или ограничено дееспособным».
Другое основание для отказа в приеме на работу в органы внутренних дел - судимость гражданина, причем здесь учитываются как вступившие в законную силу решения суда, так и прежняя судимость гражданина, которая по истечению определенного срока была снята или погашена.
При приеме граждан на службу в органы внутренних дел принимается во внимание правило, запрещающие лицам, состоящем в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе, если она связана с непосредственной подчиненностью, «хотя в исключительных случаях по согласию с руководителями соответствующих главных управлений, управлений Министерства внутренних дел разрешается назначать близких родственников на должность рядового и начальствующего состава (кроме должностей, связанной с материальной и финансовой деятельностью) в органах внутренних дел, находящихся в отдаленных районах, где отсутствуют другие органы внутренних дел»1.
Препятствием для приема на службу в органы внутренних дел могут быть следующие причины:
а) отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемым законом тайну, если исполнение его должностных обязанностей будет связано с использованием таких сведений
б) наличие гражданства иностранного государства, за исключением, если двойное гражданство признано официально, право поступать на государственную службу лиц, имеющим двойное гражданство, прямо не урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением;
в) отказ кандидата от предоставления в органы государственной налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности, и являющихся объектом налогообложения.
При отсутствии причин, препятствующих приему кандидата на службу, и признание его военно-врачебной комиссией годным к службе руководитель органа внутренних дел принимает решение в форме письменного приказа о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел, который объявляется сотруднику под расписку.
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются: путем заключения на добровольной основе индивидуальных контрактов; по конкурсу; посредством назначения на должность2.
Контракт о службе - новая форма в процессе комплектования должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Контракт, с одной стороны, «способствует демократизации процесса приема на службу в органы внутренних дел и тем самым создает определенные гарантии правовой защищенности сотрудников», а другой - «повышает взаимную ответственность участников за выполнение принятых на себя обязательств и договоренностей. Гражданин, поступающий на службу, заключая контракт, принимает обязательство прослужить определенный срок, выполняя возложенные на него обязанности». Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника органа внутренних дел обязуется назначить гражданина на должность, соблюдать его права, предоставить ему социальные гарантии.
Проведение конкурса на замещение должностей в органах внутренних дел призвано способствовать реализации права каждого гражданина на равный доступ к службе в органах внутренних дел, а также подбору на службу таких граждан, которые способны по своим нравственным, профессиональным, деловым качествам выполнять возложенные на них обязанности. «Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на должность по конкурсу определяет министр внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством».
Назначение - самый распространенный способ замещения должностей в органах внутренних дел. Оно осуществляется путем издания письменного приказа начальника внутренних дел. «Приказ о назначении на должность служит официальным закреплением правоотношений между сотрудником и органом внутренних дел и объявляется сотруднику под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение соответствующим начальником согласно требованиям российского законодательства».
До присвоения специального звания и зачисления в кадры МВД России лица, назначенные на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава, исполняют служебные обязанности в качестве гражданского персонала органов внутренних дел. Льготы, установленные для сотрудников, предоставляются им после присвоения специального звания.
Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. В соответствии со статьей 19 Закона «О полиции» испытательный срок для сотрудников, поступающих на службу в полиции, обязателен и ограничен шестью месяцами. Решение об установлении испытательного срока и его продолжительность принимает начальник, имеющий право назначать на должность1.
В период испытания стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, назначаемого приказом из числа опытных работников. При прохождении испытательного срока стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Запрещено использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению законности, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
По окончании испытательного срока руководитель органа внутренних дел дает заключение, которое служит основанием для издания приказа о назначении стажера на должность либо увольнении как не выдержавшего испытательного срока2.
Прохождение службы в органах внутренних дел - сложное, многогранное явление, охватывающие довольно широкий круг проблем.
Под прохождением государственной службы в органах внутренних дел понимается «совокупность определенных юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников, отражаемых в их личных делах. К таким фактам относятся: замещение вышестоящей вакантной должности, присвоение очередного специального звания, увеличение размера денежного содержания, аттестация, зачисление в списки резерва кадров для выдвижения, направление на переподготовку и повышение квалификации, направление на стажировку и др.».
Ключевыми элементами прохождения государственной службы являются: принятие присяги, присвоение специальных званий, перемещение по службе.
Смысл присяги заключается в тождественной клятве служить закону и народу, что подчеркивает особое положение и характер деятельности сотрудника органов внутренних дел. Ее текст содержит правовые и этические нормы - беззаветно служить Родине, ее гражданам, охранять их жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную неприкосновенность от противоправных посягательств, соблюдать права и свободы граждан.
Лицам, находящимся на службе в органах внутренних дел, с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет, занимаемой должности и иных условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, персонально присваиваются специальные звания полиции, внутренней службы или юстиции.
В зависимости от последовательности присвоения специального звания подразделяются на первые и очередные. Первые специальные звания рядового состава присваиваются лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава или зачисленным на учебу в образовательные учреждения МВД России, если они не имеют по запасу воинского звания сержантского и офицерского состава, а также специального звания начальствующего состава органов внутренних дел.
Первое специальное звание младшего начальствующего состава присваивается лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового или младшего начальствующего состава, а также зачисленных на учебу в системе МВД России и имеющим по запасу воинское звание сержантского состава1.
Лица, назначенные на должность среднего, старшего или высшего начальствующего состава, могут быть представлены к присвоению первого специального звания сразу после назначения их на должность.
Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при условии, если соответствующее звание предусмотрено по занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании.
За достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей сотрудникам в порядке поощрения может быть присвоено очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.
Условия прохождения правоохранительной службы регулируется Федеральными законами, действующими в отношении только указанных органов (Федеральные законы: «О полиции», «О прокуратуре» и др.).
Единого Закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» нет. Но можно выделить ряд общих условий прохождения правоохранительной службы в этих органах:
-Возраст поступающего на правоохранительную службу должен быть не менее 18 лет;
-Поступающий на правоохранительную службу должен быть способен по своим личным качествам и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;
-Поступающий на правоохранительную службу должен не иметь судимости;
-Государственный служащий правоохранительной службы не должен находиться в близком родстве или свойстве с другим государственным служащим связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
-Государственный служащий правоохранительной службы должен иметь гражданство России;
-а также другие условия прохождения правоохранительной службы1.
Правоохранительная служба занимает промежуточное положение между военной службой и гражданской. Это обусловлено тем, что правоохранительная служба схожа как с военной (своими задачами и строгой дисциплиной), так и с гражданской службой (на служащих правоохранительной службы распространяется также законодательство о труде и иные нормативные акты). При этом законодательно статус правоохранительной службы каким-либо образом не закреплен, помимо общего определения.
Закрепляя право поступления на службу в органы внутренних дел, законодательство устанавливает ряд реализации этого права:
1.На службу в органы внутренних дел могут быть приняты в добровольном порядке граждане Российской Федерации, возраст которых соответствует минимальному и предельному требованиям - граждане не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полиции не старше 35 лет).
2.Владение государственным языком - обязательное условие для поступления на службу в органы внутренних дел.
3.Общеобразовательная и специальная подготовка лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, должна соответствовать той должности, на которую их принимают.
4.Специфика службы в органах внутренних дел требует от сотрудников высокой физической выносливости, в связи с чем должности рядового и начальствующего состава должны комплектоваться лицами, способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, связанные с характером службы1.
Основанием для отказа в приеме является наличие у кандидата различного рода заболеваний, препятствующих прохождению службы в органах внутренних дел. Годность к службе по состоянию здоровья определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о Военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003г. № 123, (ред. от 27.03.2013), а также Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.
Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие качества кандидатов, выявляемые психофизическими диагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.
«Одним из условий, по которому гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, является вступившее в силу решение суда о признании его недееспособным или ограничено дееспособным».
Другое основание для отказа в приеме на работу в органы внутренних дел - судимость гражданина, причем здесь учитываются как вступившие в законную силу решения суда, так и прежняя судимость гражданина, которая по истечению определенного срока была снята или погашена.
При приеме граждан на службу в органы внутренних дел принимается во внимание правило, запрещающие лицам, состоящем в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе, если она связана с непосредственной подчиненностью, «хотя в исключительных случаях по согласию с руководителями соответствующих главных управлений, управлений Министерства внутренних дел разрешается назначать близких родственников на должность рядового и начальствующего состава (кроме должностей, связанной с материальной и финансовой деятельностью) в органах внутренних дел, находящихся в отдаленных районах, где отсутствуют другие органы внутренних дел»1.
Препятствием для приема на службу в органы внутренних дел могут быть следующие причины:
а) отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемым законом тайну, если исполнение его должностных обязанностей будет связано с использованием таких сведений
б) наличие гражданства иностранного государства, за исключением, если двойное гражданство признано официально, право поступать на государственную службу лиц, имеющим двойное гражданство, прямо не урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением;
в) отказ кандидата от предоставления в органы государственной налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности, и являющихся объектом налогообложения.
При отсутствии причин, препятствующих приему кандидата на службу, и признание его военно-врачебной комиссией годным к службе руководитель органа внутренних дел принимает решение в форме письменного приказа о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел, который объявляется сотруднику под расписку.
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются: путем заключения на добровольной основе индивидуальных контрактов; по конкурсу; посредством назначения на должность2.
Контракт о службе - новая форма в процессе комплектования должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Контракт, с одной стороны, «способствует демократизации процесса приема на службу в органы внутренних дел и тем самым создает определенные гарантии правовой защищенности сотрудников», а другой - «повышает взаимную ответственность участников за выполнение принятых на себя обязательств и договоренностей. Гражданин, поступающий на службу, заключая контракт, принимает обязательство прослужить определенный срок, выполняя возложенные на него обязанности». Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице начальника органа внутренних дел обязуется назначить гражданина на должность, соблюдать его права, предоставить ему социальные гарантии.
Проведение конкурса на замещение должностей в органах внутренних дел призвано способствовать реализации права каждого гражданина на равный доступ к службе в органах внутренних дел, а также подбору на службу таких граждан, которые способны по своим нравственным, профессиональным, деловым качествам выполнять возложенные на них обязанности. «Перечень должностей, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на должность по конкурсу определяет министр внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством».
Назначение - самый распространенный способ замещения должностей в органах внутренних дел. Оно осуществляется путем издания письменного приказа начальника внутренних дел. «Приказ о назначении на должность служит официальным закреплением правоотношений между сотрудником и органом внутренних дел и объявляется сотруднику под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение соответствующим начальником согласно требованиям российского законодательства».
До присвоения специального звания и зачисления в кадры МВД России лица, назначенные на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава, исполняют служебные обязанности в качестве гражданского персонала органов внутренних дел. Льготы, установленные для сотрудников, предоставляются им после присвоения специального звания.
Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. В соответствии со статьей 19 Закона «О полиции» испытательный срок для сотрудников, поступающих на службу в полиции, обязателен и ограничен шестью месяцами. Решение об установлении испытательного срока и его продолжительность принимает начальник, имеющий право назначать на должность1.
В период испытания стажер, наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности, проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, назначаемого приказом из числа опытных работников. При прохождении испытательного срока стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Запрещено использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению законности, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
По окончании испытательного срока руководитель органа внутренних дел дает заключение, которое служит основанием для издания приказа о назначении стажера на должность либо увольнении как не выдержавшего испытательного срока2.
Прохождение службы в органах внутренних дел - сложное, многогранное явление, охватывающие довольно широкий круг проблем.
Под прохождением государственной службы в органах внутренних дел понимается «совокупность определенных юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников, отражаемых в их личных делах. К таким фактам относятся: замещение вышестоящей вакантной должности, присвоение очередного специального звания, увеличение размера денежного содержания, аттестация, зачисление в списки резерва кадров для выдвижения, направление на переподготовку и повышение квалификации, направление на стажировку и др.».
Ключевыми элементами прохождения государственной службы являются: принятие присяги, присвоение специальных званий, перемещение по службе.
Смысл присяги заключается в тождественной клятве служить закону и народу, что подчеркивает особое положение и характер деятельности сотрудника органов внутренних дел. Ее текст содержит правовые и этические нормы - беззаветно служить Родине, ее гражданам, охранять их жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную неприкосновенность от противоправных посягательств, соблюдать права и свободы граждан.
Лицам, находящимся на службе в органах внутренних дел, с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет, занимаемой должности и иных условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, персонально присваиваются специальные звания полиции, внутренней службы или юстиции.
В зависимости от последовательности присвоения специального звания подразделяются на первые и очередные. Первые специальные звания рядового состава присваиваются лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава или зачисленным на учебу в образовательные учреждения МВД России, если они не имеют по запасу воинского звания сержантского и офицерского состава, а также специального звания начальствующего состава органов внутренних дел.
Первое специальное звание младшего начальствующего состава присваивается лицам, принятым на службу в органы внутренних дел на должности рядового или младшего начальствующего состава, а также зачисленных на учебу в системе МВД России и имеющим по запасу воинское звание сержантского состава1.
Лица, назначенные на должность среднего, старшего или высшего начальствующего состава, могут быть представлены к присвоению первого специального звания сразу после назначения их на должность.
Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при условии, если соответствующее звание предусмотрено по занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании.
За достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей сотрудникам в порядке поощрения может быть присвоено очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.