Файл: Законодательство Российской Федерации о правоохранительной службе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Сотрудникам органов внутренних дел может быть задержано присвоение очередного специального звания в следующих случаях»:
-при прохождении сотрудника в распоряжении соответствующего органа внутренних дел - до назначения на должность;
-если сотрудник имеет дисциплинарное взыскание, кроме объявленных устно - до его снятии;
-когда в отношении сотрудника проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины - после ее окончания, если проверка дала положительные результаты;
-при возбуждении уголовного дела - до его прекращения по реабилитирующим основаниям1.
О задержки представления к присвоению специального очередного звания по установленной министром форме оформляется решением, которое объявляется сотруднику, в отношении которого представление к присвоению специального очередного звания задержано, под расписку и приобщается к материалам его личного дела.
Если сотруднику не правомерно задержано присвоение специального звания, то «начальник органа внутренних дел, виновный в этом, несет дисциплинарную ответственность, а сотруднику компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания».
При прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление сотрудники органов внутренних дел могут быть лишены специальных званий. При этом они исключаются из списков личного состава органов внутренних дел и подлежат увольнению в соответствии с трудовым законодательством.
«Особенностью службы в органах внутренних дел является изменение служебного положения сотрудника, предусмотренное перемещением по службе и перемещением в другую местность. Поскольку перемещение может быть связано с существенным изменением объема служебных обязанностей, а также денежного содержания сотрудника, оно должно производиться только в соответствии с законодательством».
3 Проблемы практики применения законодательства, регулирующего деятельность полиции, и пути его совершенствования.
3.1 Проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников полиции
В правовом государстве, ориентированном на личность, ее права и свободы, на строгое определение форм и границ вмешательства в сферу гражданского общества, законность становится прерогативой государственных учреждений и общественных объединений. Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц призвана обеспечить безопасность личности и оградить общество от опасных деяний.
Принцип законности в органах внутренних дел может рассматриваться в трех плоскостях:
1) принцип законности означает само ее содержание, так как определяет правовую основу деятельности сотрудников, их права, обязанности, ответственность и правовую защиту;
2) он определяет содержание работы сотрудников с позиции следования ими в своей деятельности духу и букве закона;
3) законность выступает результатом деятельности органа внутренних дел и их сотрудников, мерой ее эффективности1.
«В механизме реализации сотрудниками органов внутренних дел отводится особая роль, так как они реализуют представленные им права и обязанности при охране правопорядка и обеспечивают реализацию гражданами своих прав и законных интересов». При этом многие задачи обеспечения нормальных условий реализации гражданами своих прав решаются намного успешнее при знании тех правовых последствий, которые влекут за собой действия сотрудников полиции.
Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм - это результат осуществления законности. Устойчивости, стабильность правового порядка обеспечивается реальным существованием требований законности. Законность и правопорядок - тесно связанные между собой явления.
Нужно заметить, что, с одной стороны, правопорядок выступает в качестве непосредственного объекта охраны полиции, с другой - правомерное поведение сотрудников полиции является важным компонентом содержания правопорядка. В качестве отличительных черт правомерного поведения сотрудника органа внутренних дел как должностного лица является «не столько выражение воли государства и общества в целом в форме активных правомерных действий, сколько понимание ответственности и долга перед обществом»1.
«Служебная дисциплина сотрудников органов внутренних дел является одной из разновидностей государственной дисциплины, так как складывается в государственной сфере деятельности и необходимым элементом ее организации. Ее можно рассматривать в двух аспектах: как совокупность нравственно-правовых норм, устанавливающих служебные обязанности и права сотрудников, и как практическое соблюдение этих правил или фактическое поведение сотрудников при выполнении ими служебных полномочий».
В Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебной дисциплине посвящено 8 статей (ст. 47 - 52), которые содержат определение служебной дисциплины, перечень поощрений и взысканий и порядок их применения, а также права и ответственность начальников органов внутренних дел по применению поощрений и наложения дисциплинарных взысканий, обязанности начальника по поддержанию служебной дисциплины и другие аспекты.
Появление отдельной главы, регулирующие вопросы дисциплины, в таком правовом акте необходимо рассматривать как новое направление в развитии правового статуса сотрудника органа внутренних дел и, в первую очередь, как защиту государственным служащим своих прав и свобод.
Л.М. Ведерников определяет служебную дисциплину как систему общественных отношений, субъектами которой являются сотрудники внутренних дел, строго и точно исполняющие в соответствии с порядком и правилами, установленные законодательством Российской Федерации, прямых начальников, должностные обязанности, реализующие полномочия и соблюдающие ограничения по должности в процессе своей профессиональной деятельности1.
Служебная дисциплина выступает основополагающим фактором повышения эффективности и оптимальности деятельности органов внутренних дел и требует постоянного осуществления мер по ее укреплению. В свою очередь, укрепление дисциплины требует комплексного подхода, заключающегося в точном учете и соблюдении организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние, к которым относятся:
1.Совершенствование правового регулирования отношений в сфере служебной дисциплины.
2. Совершенствование системы мер по осуществлению кадровой политики.
3.Повышения уровня научной организации труда, его оплаты и стимулирования.
4. Решения социальных проблем.
5.Усиление индивидуально-воспитательной работы с личным составом.
Служебная дисциплина представляет собой «особый спектр нравственных и правовых отношений и означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных российским законодательством, Присягой, контрактом о службе, приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников определенных порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей».
Служебная дисциплина достигается, в первую очередь, самосознанием сотрудников, а также с помощью методов внешнего воздействия на их сознание и поведение. К таким методам В.В. Касюлин и Ю.В. Кивич относят убеждение, поощрение и принуждение.
«Основанием дисциплинарной ответственности может быть только нарушение служебных обязанностей, служебной дисциплины, степень общественной опасности которых не настолько велика, чтоб к лицам, их совершившим, применять уголовное наказание - дисциплинарный проступок, который может иметь различный характер». Такие проступки способны дискредитировать деятельность целого подразделения, подорвать авторитет, честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел в целом.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел1.
В образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с указанными дисциплинарными взысканиями, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
3) отчисление из образовательной организации.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Фамилия сотрудника органов внутренних дел, на которого наложено дисциплинарное взыскание, исключается из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
Выбор той или иной меры взыскания производится начальником на основе всестороннего анализа и учета всех объективных и субъективных обстоятельств, относящихся к нарушению, с обязательным учетом степени его общественной опасности, а также личности нарушителя. К применению мер дисциплинарного взыскания необходимо подходить весьма взвешенно и осторожно, т.к. наложение любого дисциплинарного взыскания (кроме объявленных устно) служит основанием для задержки в присвоении очередного специального звания, а также отказа в получении единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года1.
Статья 2.5 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень нарушений, при совершении которых сотрудники органов внутренних дел привлекаются к административной ответственности на общих основаниях.
Также сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к материальной ответственности. Данному вопросу значительное внимание уделяет В. Курочкина в статье «Материальная ответственность сотрудников внутренних дел». Высказываемое мнение о том, что «сегодня у нас в государстве нет нормативного акта, регулирующего материальную ответственность сотрудников внутренних дел за ущерб, причиненный ими при исполнении служебно-трудовых обязанностей, и необходимых выходов из создавшегося положения было бы ликвидировать данный пробел внесением соответствующих изменений в законодательство, а еще лучше - принятием Федерального закона «О материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел». Но эта процедура длительная, а правоприменителю уже сейчас надо находить решение. Для таких ситуаций закон (ст. 6 ГК РФ, п. 4 ст. 1 ГПК РФ) предусматривает два варианта их разрешения - использовать аналогию закона или аналогию права. В данном случае, как представляется, необходимо применить аналогию закона, представляющее собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случаи»1.
Что касается привлечения сотрудников органов внутренних дел к уголовной ответственности, то данный вопрос в научной литературе наименее проработан. Здесь необходимо обратиться к Уголовному кодексу РФ, который устанавливает уголовную ответственность за преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30) и за преступления против правосудия (глава 31).
К первой группе преступлений относятся общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и причиняющие либо создающие угрозу причинения им существенного вреда, а также вреда отдельным гражданам: получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ).
Их отличительной чертой является то, что они совершаются специальными субъектами, т.е. сотрудниками органов внутренних дел. И благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий они и совершают общественно опасные деяния.