Файл: Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни
Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.
Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества.
Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико- социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:
условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния
(курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);
- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20%
(предрасположенность к наследственным болезням
- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);
- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).
Существенное место в общественном здоровье отводят изучению факторов риска возникновения различных заболеваний. Они пред- ставляют потенциально опасные для здоровья факторы поведенче- ского, биологического, генетического, экологического, социального, производственного характера, повышающие вероятность возникно- вения заболеваний, их прогрессивного развития и неблагоприятного исхода.
Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.
Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества.
Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико- социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:
условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния
(курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);
- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20%
(предрасположенность к наследственным болезням
- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);
- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).
Существенное место в общественном здоровье отводят изучению факторов риска возникновения различных заболеваний. Они пред- ставляют потенциально опасные для здоровья факторы поведенче- ского, биологического, генетического, экологического, социального, производственного характера, повышающие вероятность возникно- вения заболеваний, их прогрессивного развития и неблагоприятного исхода.
Факторы риска не являются непосредственными причинами заболеваний, а создают вероятность их возникновения при опреде- ленных условиях.
Различают следующие факторы риска:
– социально-экономические (условия труда и жилищные усло- вия, материальное благосостояние, культурный и образова- тельный уровни, качество питания, режим труда и отдыха);
– социально-биологические (возраст, пол, вредные привычки, стрессы, наследственную предрасположенность к различным заболеваниям);
– экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания химическими, биологическими, физическими, радиа- ционными продуктами деятельности человека, неблагоприят- ные и экстремальные природно- климатические условия);
– организационные и медицинские (уровень развития меди- цинской инфраструктуры и ее доступность, своевременность и качество медицинской помощи, меры социальной защиты при нарушениях здоровья и др.).
Особенностью факторов риска в современном обществе считают их многочисленность и комплексность воздействия, разную степень влияния на состояние здоровья людей. Все это представляет допол- нительные сложности в их изучении.
17.
Граница м-у здоровьем и болезнью условна, она бывает стёрта. Триединая сущность болезней: биологическая, психическая и социальная. Здоровье и болезнь рассматриваются как развившиеся в результате многих причин – биологических и социальных. Биологическое предшествует социальному, по- разному реализуясь в психическом и физическом развитии человека. Соц. факторы реализуются через биологические и доминируют над ними. Здоровье и заболеваемость – социально обусловлены, определяются всем комплексом труда и быта человека. Соц. факторы бывают: 1. непосредственно связанные с производственной деятельностью. 2. не связанные с производственной деятельностью.
К соц. факторам относятся: условия труда, жилищные условия, условия питания, культура, образование, состояние здоровья. Соц. факторы:
1.Могут создавать или стимулировать предрасположенность к заболеванию
(хроническое недоедание, частое переутомление) 2. могут быть причинами заболевания (профболезни, производственный травматизм) 3. Усилить действия основного заболевания 4. Влиять на течение болезни
18.
Здоровье для всех" - это глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья, принятая в 1980 году всеми 189 странами - членами ВОЗ.
В 1998 году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21 веке", главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира.
Одна постоянная цель заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».
Две основные цели:
1. укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни;
2. снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.
Три основополагающие ценности как этическая основа «Здоровья-21»:
I. здоровья как одно из важнейших прав человека;
II. справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри стран и представителей обоих полов;
III. участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней/подотчетность отдельных людей, групп, населения
(общин) и учреждений, организаций и секторов.
Четыре основные стратегии деятельности подобраны для обеспечения научной, экономической, социальной и политической устойчивости как постоянной предпосылки и движущего фактора в реализации целей «Здоровье
– 21»:
1. многосекторальные стратегии в отношении определяющих факторов
(детерминант) здоровья с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив и для обеспечения использования оценок воздействия на здоровье:
2. ориентированные на конечные результаты программ и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности и клинической помощи;
3. комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально- общинном уровнях и поддерживаемая гибкой и чуткой реагирующей больничной системой (стационар) и, наконец,
4. совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях – дома/семьи, школы и мест работы,
местного населенного пункта/общины и страны – и содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения выполнения и отчетности.
Задачи:
• солидарность в интересах здравоохранения в Европейском регионе;
• равноправие в вопросах охраны здоровья;
• здоровое начало жизни;
• здоровье молодежи;
• сохранение здоровья в пожилом возрасте;
• улучшение психического здоровья;
• сокращение распространенности инфекционных заболеваний;
• сокращение распространенности неинфекционных болезней;
• сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев;
• здоровая и безопасная физическая среда;
• более здоровый образ жизни;
• уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком;
• условия здоровой среды;
• многосекторальные обязательства в отношении здоровья;
• интегрированный сектор здравоохранения;
• вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи;
• финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов;
• развитие кадровых ресурсов для здравоохранения;
• научные исследования и информация по вопросам здравоохранения;
• политика и стратегии по достижению здоровья для всех;
• мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.
19.
Доказательная медицина-
способ (разновидность) медицинской практики, когда врач применяет в ведении пациента только те методы, полезность которых доказана в доброкачественных исследованиях.
Отличием доказательной медицины от традиционной является использование достоверных научных доказательств эффективности лекарств и медицинских манипуляций
[2]
Основная особенность доказательной медицины — критическая оценка имеющихся доказательств. Важный инструмент доказательной медицины — систематические обзоры
, в которых может использоваться метаанализ
[2]
При лечении каждого больного доказательная медицина предполагает осмысленное, точное и добросовестное использование результатов исследований, основываясь на лучших из них
[3]
. Клинические
Задачи:
• солидарность в интересах здравоохранения в Европейском регионе;
• равноправие в вопросах охраны здоровья;
• здоровое начало жизни;
• здоровье молодежи;
• сохранение здоровья в пожилом возрасте;
• улучшение психического здоровья;
• сокращение распространенности инфекционных заболеваний;
• сокращение распространенности неинфекционных болезней;
• сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев;
• здоровая и безопасная физическая среда;
• более здоровый образ жизни;
• уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком;
• условия здоровой среды;
• многосекторальные обязательства в отношении здоровья;
• интегрированный сектор здравоохранения;
• вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи;
• финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов;
• развитие кадровых ресурсов для здравоохранения;
• научные исследования и информация по вопросам здравоохранения;
• политика и стратегии по достижению здоровья для всех;
• мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.
19.
Доказательная медицина-
способ (разновидность) медицинской практики, когда врач применяет в ведении пациента только те методы, полезность которых доказана в доброкачественных исследованиях.
Отличием доказательной медицины от традиционной является использование достоверных научных доказательств эффективности лекарств и медицинских манипуляций
[2]
Основная особенность доказательной медицины — критическая оценка имеющихся доказательств. Важный инструмент доказательной медицины — систематические обзоры
, в которых может использоваться метаанализ
[2]
При лечении каждого больного доказательная медицина предполагает осмысленное, точное и добросовестное использование результатов исследований, основываясь на лучших из них
[3]
. Клинические
рекомендации, основанные на принципах доказательной медицины, должны указывать степень уверенности в их положениях. Подобные степени обычно называют уровнями достоверности доказательств и уровнями убедительности рекомендаций, обозначая римскими цифрами или латинскими буквами
[
Д. Саккет определил доказательную медицину как систематическое использование лучших из существующих доказательств эффективности при выборе метода лечения
[12]
Основной принцип доказательной медицины — прозрачность. Любое клиническое решение (выбор варианта лечения из возможных альтернатив) должно быть обосновано доказательствами, которые могут быть проверены другими людьми.
Второй принцип — равноправие. Авторитет, статус и личный опыт не должны влиять на выбор лечения, такой выбор должен основываться на высококачественных доказательствах преимуществ конкретного вмешательства.
В основе доказательной медицины лежит проверка эффективности и безопасности методик диагностики, профилактики и лечения (в том числе применяемых препаратов) в клинических исследованиях
. Под практикой доказательной медицины понимают использование данных,
полученных из клинических исследований, в повседневной клинической
работе врача.
1. каждое клиническое решение врача должно базироваться на научных фактах
2. при диагностике и выборе метода лечения «вес» каждого факта тем больше, чем строже научная методика исследования, в ходе которого этот факт получен
3. лишь результаты правильно организованных исследований признаются научно обоснованными, то есть доказательными:
• одновременное исследование опытной и контрольной групп:
• случайное распределение объектов в опытную и контрольную группы (рандомизация):
• объективная оценка эффекта.
20.
[
Д. Саккет определил доказательную медицину как систематическое использование лучших из существующих доказательств эффективности при выборе метода лечения
[12]
Основной принцип доказательной медицины — прозрачность. Любое клиническое решение (выбор варианта лечения из возможных альтернатив) должно быть обосновано доказательствами, которые могут быть проверены другими людьми.
Второй принцип — равноправие. Авторитет, статус и личный опыт не должны влиять на выбор лечения, такой выбор должен основываться на высококачественных доказательствах преимуществ конкретного вмешательства.
В основе доказательной медицины лежит проверка эффективности и безопасности методик диагностики, профилактики и лечения (в том числе применяемых препаратов) в клинических исследованиях
. Под практикой доказательной медицины понимают использование данных,
полученных из клинических исследований, в повседневной клинической
работе врача.
1. каждое клиническое решение врача должно базироваться на научных фактах
2. при диагностике и выборе метода лечения «вес» каждого факта тем больше, чем строже научная методика исследования, в ходе которого этот факт получен
3. лишь результаты правильно организованных исследований признаются научно обоснованными, то есть доказательными:
• одновременное исследование опытной и контрольной групп:
• случайное распределение объектов в опытную и контрольную группы (рандомизация):
• объективная оценка эффекта.
20.
1 2 3 4 5 6
Статистика - это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени.
Медицинская (санитарная) статистика - изучает количественную сторону явлений и процессов, связанных с медициной, гигиеной и здравоохранением.
Выделяют 3 раздела медицинской статистики:
1.
Статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т.д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.
2.
Статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределении их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т.д.). При анализе деятельности лечебно- профилактических учреждений осуществляется сопоставление полученных данных с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.
3.
Клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач
(определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать экспериментальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).
Задачами медицинской статистики являются:
1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.
2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на уровни здоровья населения.
3) изучение материально-технической базы здравоохранения.
4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.
5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.
6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.
Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на
этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу- чения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.
В медицине статистика - ведущий метод, т.к.:
1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений
2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения
3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий
4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их
5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.
21.
Статистическое исследование — инструмент для анализа научной проблемы, подтверждения или опровержения выдвинутой гипо- тезы, а также язык, с помощью которого исследователь сообща- ет полученные им результаты.
Этапы:
1. составление плана и программы
2. сбор статистического материала, регистрация отдельных случаев изучаемого явления
3. разработка материала
4. анализ полученых данных, выводы, предложения
5. внедрение в практику результатов исследования
4. План статистического исследования, его содержание.
Разработка плана исследования - включает определение:
1.
Выбор темы
2.
Определение целей и задач исследования
3.
Информационный поиск и изучение истории проблемы
4.
Определение новизны и научно-практической значимости изучаемого вопроса
5.
Составление плана и программы исследования
- объекта исследования (статистической совокупности);
В медицине статистика - ведущий метод, т.к.:
1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений
2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения
3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий
4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их
5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.
21.
Статистическое исследование — инструмент для анализа научной проблемы, подтверждения или опровержения выдвинутой гипо- тезы, а также язык, с помощью которого исследователь сообща- ет полученные им результаты.
Этапы:
1. составление плана и программы
2. сбор статистического материала, регистрация отдельных случаев изучаемого явления
3. разработка материала
4. анализ полученых данных, выводы, предложения
5. внедрение в практику результатов исследования
4. План статистического исследования, его содержание.
Разработка плана исследования - включает определение:
1.
Выбор темы
2.
Определение целей и задач исследования
3.
Информационный поиск и изучение истории проблемы
4.
Определение новизны и научно-практической значимости изучаемого вопроса
5.
Составление плана и программы исследования
- объекта исследования (статистической совокупности);
- объема исследования (сплошное, несплошное);
- видов (текущее, единовременное);
- способов сбора статистической информации.
После определения проблемы, которую исследователь считает необходимым изучить, он формулирует гипотезу. Статистическая гипотеза — формально строго сформулированное предположение об истинном распределении, которое исследователь предполагает проверить по имеющимся эмпирическим данным. Нулевая гипоте- за (Н0) — версия, которую исследователь предполагает отклонить. Альтернативная гипотеза логически отрицает нулевую.
5. Программа статистического исследования, ее содержание.
Программа исследования (наблюдения) - включает:
- определение единицы наблюдения;
- перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения
- разработку индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;
- разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результаты исследования.
На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк, он содержит паспортную часть, четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дату заполнения документа.
В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские формы.
Источниками получения информации могут служить другие медицинские документы (истории болезни, и индивидуальные карты амбулаторного больного, истории развития ребенка, истории родов), отчетные формы лечебно-профилактических учреждений и др.
Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.
В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения с использованием ЭВМ вопросы программы могут быть формализованы, когда вопросы в учетном документе ставятся в виде альтернативы (да, нет), или