Файл: Тема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале XVII в. труды Улугбека и ученых самаркандской школы стали проникать и в Европу.

Первым исследователем Зиджа Улугбека был профессор Оксфордского (Англия) университета Джон Гриве (1602-1652 гг.) Гриве был крупным ученым - исследователем, знал много языков (латинский, арабский, фарси-дари). Он много путешествовал и 1630г. побывал в Стамбуле, где приобрел "Зидж-и Гурагони" и на ее основании в 1643 г. составил свой каталог звезд и одновременно в 1650 г. издал первую часть Зиджи Улугбека - хронологию.

Каталог звезд Улугбека впервые полностью был переведен востоковедом того же университета Томасом Хайдом и издан в 1665 г. в Оксфорде. Труд Томаса Хайда заложил основу для дальнейшего научного исследования "Зидж-и Гурагони" в Европе. Например, издание Яна Гевелия в 1690 г. "Вестник астрономии" также опирается на труд Томаса Хайда. Научный сотрудник астрономии Гринвич (Англия) Д. Флемсгид (1646-1715 гг.) подготовил к изданию новую редакцию "Зиджи" Улугбека. Книга была издана в 1725 г. после смерти ученого.

В 1767 г. был повторно переиздан труд Т.Хайда, а в 143 г. в третий раз его переиздал востоковед Ф. Бейли (1774-1844 гг.).

В 1839 г. французский востоковед Л.А. Седийо (1808-1876 ) издал сначала частично, а потом в 1847-1853 гг. - ее "Введение" с переводом на французский язык. Американский востоковед Э.Б. Нобл в 1917 г. в США издал ее под названием "Зижи жадиди султони".9

Улугбеку принадлежат составленные им астрономические таблицы, которые вместе с таблицами Насир ад-Дина ас-Туси были впервые изданы в 1652 г. в Лондоне. Вышеизложенное дает основание утверждать, что как ученый Мирзо Улугбек опередил свое время. Ученый Западной Европы познакомились с научным наследием Улугбека благодаря вышеназванным публикациям Дж. Гривса (164), Т.Хайда (1665), Я.Гевелия (1690), лишь в 17 в. К этому времени Самаркандская обсерватория уже исчезла с лица земли.10

Улугбек вошел в историю как просвещенный правитель, астроном и дипломат. Однако, мало кто знает, что Мирзо Улугбек (см. исследования известного узбекского востоковеда Бури Ахмедова) был достаточно эрудированным историком своего времени. Eго исторический труд "Тарих-и арбаъ-и улус" ("Турт улус тарихи"-"История 4-х улусов) занимает важное место в культурном наследии народов Средней Азии и Востока. К сожалению, этот труд полностью не сохранился, но отдельные части дошли до наших дней и хранятся сейчас: два экземпляра в Оксфордской и Боделеянской библиотеках Англии, третий экземпляр в библиотеке г. Банкинур (Индия) и четвертый экземпляр хранится в библиотеке Гарвардского университета (США). В "Истории 4-х улусов" сжато, но четко дается предыстория тюрко-монгольских племен и деятельности их легендарного правителя Угизхана, а затем излагаются основные исторические события, связанные с жизнью 4-х улусов империи Чингисхана после его смерти в 1227 г. Они занимали следующие ареалы: великий улус (Монголия и Северный Китай), улус Джучиев (тер. от. о. Балхаш до Среднего Поволжья и Западной Сибири), улус Чигатая (Семиречье, Кашгария, Мавераннахр и северные территории современного Афганистана) и наконец улус ильханцев (Иран, Ирак, Азербайджан).


В 15 в. в Средней Азии получила широкое развитие и историческая мысль. Здесь жили и творили историки: Хафиз-и Абру, Абдураззак Самарканди, Мирхонд, Хондамир, Исфизари, Давлат-шах и многие другие. Их труды являются ценнейшими источниками Среднеазиатской историографии 15 в. Например, в"Зубдатат таварих" ("Сливки летописей") Хафиза Абру исторические события доводятся до 1427 г. Его как бы непосредственно продолжил Абдураззак Самарканди (умер в 1482 г.), написавший "Матла ас-саадийн ва маджма ал-бахрайн" ("Место восхода двух счастливых созвездий и место слияния двух морей"), изложение, событий в котором завершается 1471 годом.

В этой книге описываются исторические события от рождения хулагида Абу Сайда до Абу Сайда тимурида, т.е. с 1304 по 1469 гт. Труды Мирхонда (ум. в 1498 г.) "Раузат ас-сафа" ("Сад чистоты") и его внука - Хондамира "Хабиб ас-сийяр" посвящены истории царствования султана Хусейна. Исфизари в 1491 г. написал историю Герата, а Давлат-шах-и Самарканди посвятил свой труд "Тазкират аш-шуара" Алишер Навои (1441-1501 гт). В "Тазкират аш-шуара" содержатся сведения более чем о ста поэтах.11

Говоря об историографии народов Средней Азии конца 14-15 вв., следует отметить, что остатки обсерватории и замечательные архитектурные памятники Самарканда и Бухары привлекали и привлекают внимание ученых всего мира.

Говоря об историографии народов Средней Азии конца XIV— XV вв., следует отметить, что остатки обсерватории и замечатель­ные архитектурные памятники Самарканда и Бухары привлекали и привлекают внимание ученых всего мира. В связи с этим, в историографическом плане нам хотелось бы ознакомить читате­лей с наиболее важными, на наш взгляд, историографическими трудами В. Л. Вяткина, В. В. Бартольда, Т. Н. Кары-Ниязова и др., посвященных эпохе Улугбека.

1 Хафиз Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари.Абдулланаме, т.II, Т., 1969,1973

2 Макомот-и Мавлави Жомий. Рк. ИВ АН УзССР, № 1354,лл. 456, 46а-б.

3 Шарафиддин Али Йазди. Зафарнаме.-Ташкент. 1972.-С. 15. В последующем: Шарафиддин Али Йазди. Указ. соч.

4 Бартольд В.В.Улугбек и Ходжа Ахрар." Записки Восточного отделения Русск.археол.об-ва" Т.23.-СПб.1916.-С.7.

5 Aбу Тахир Ходжа. Самария. Перевод В.Л.Вяткина. СКСО на 19 г. –Самарканд, 199.-С170.

6 См.: Кары-Ниязов Т.Н. Указ.работы.-С.277-278

7 Кухак - название холма, где сейчас стоит обсерватория и монументальный памятник Улугбеку в г. Самарканде.


8 Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека. -М. 1950.-С.95.

9 Ахмедов Бурибой.- Улугбек Эссе. -Ташкент, 1989-С.230-233.

10 Булатов М.С. Обсерватория Улугбека в Самарканде. Историко-астрономические исследования. – М., 1986, с. 200.

11 См.: История Узбекской ССР. –Ташкент, с. 101-102.