Файл: Тема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции.

Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения. Логика, как форма познания Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям. Ученые Востока и других стран поддержали его работы «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый. Память о великом ученом В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Ему посвящены улицы городов, даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники.

Тема: История Центральной Азий в произведениях Алишера Навой, Бобура, Бухарий, Биной, Абылгази Бахадирхана, Тошкандий, Огахий, Муниса

План:

1. Историография историй Амира Темура и Темуридов

2. Заҳириддин Мухаммед Бобур

3. Огаҳий и Мунис

Как известно, после смерти Тимура его держава распалась, и регион Центральной Азии и Среднего Востока попал под власть сына Тимура Шохруха. Сам Шохрух правил Хорасаном, и его столицей был Герат (в современном Афганистане), а Мавераннахром с 1411 (номинально ещё с 1409) по 1449 год правил его сын Мухаммад Тарагай, известный под именем Улугбека. Его правление-это также блестящая страница нашей истории. Улугбек прославился не своими немногочисленными военными походами, а покровительством науке и культуре. Кроме того, он сам был крупным учёным-астрономом, составленные под руководством которого "Зидж-и Гурагани" астрономические таблицы по своей точности превосходили все достижения дотелескопической астрономии (телескоп был изобретён в ХVII веке). Ему приписывается и историческое сочинение "История четырёх улусов". Его отношение к науке и просвещению видно из надписи, сделанной по его приказу на дверях бухарского медресе - «Стремление к знанию обязательно для каждого мусульманина и мусульманки». При нём в медресе широко изучались естественные науки, его соратниками были множество прославленных учёных - как Казы-Заде Руми, Али Кушчи и ряд других.


Существует неверное мнение о противостоянии Улугбека и духовенства. Конечно, некоторые представители духовенства считали Улугбека слишком просвещённым и вольнодумным правителем.

Но Улугбек никогда не был атеистом и врагом религии. Он хорошо разбирался в богословии и дискутировал на эти темы с представителями духовенства. Можно сказать лишь, что в отличие от своего отца приоритетное, внимание Улугбек уделял не богословию, а светской науке и культуре, никогда не порывая с исламом.

По словам автора "Тарихи жахонгари" ("Истории завоевания мира") Давлатшах-и Самарканди (нач.XVI в.), в медресе Улугбека училось более 100 студентов. Среди них были А.Навои, А.Джами, Хусейн Байкара, Мутриби Самарканди, историк Саид Роким и другие люди, впоследствии ставшие знаменитыми. Автор «Абдулланаме» сообщает, что число студентов в медресе значительно увеличилось в ХVI веке.1

В целом во второй половине ХV века происходит постепенный упадок власти Тимуридов и в результате этого тюркские племена под водительством Шейбани-хана одержали победу над ними. Замечательным историографическим памятником этой эпохи является, "Бабурнаме" - жизнеописание одного из последних Тимуридов, правившего сначала в Центральной Азии, а затем основавшего империю Великих Моголов в Индии. Так как Бабур сам написал это произведение, его ценность возрастает. По духу оно довольно объективно и достоверно.

Из него мы многое узнаём о положении нашего региона в конце ХV-начале ХVI века как их видел весьма компетентный и образованный правитель той эпохи.

Редчайший памятник культуры народов Средней Азии "Зафарнаме" является образцом историографии не только Средней Азии, но и всего Востока, поэтому он с давних пор привлекал и сейчас привлекает к себе внимание исследователей-востоковедов и благодаря оригинальности и достоверности собранных в ней фактических материалов занимает особое место среди источников указанной эпохи.2

"Зафарнаме" делится на две части: введение (мукаддима), посвященное родословной Тимура, где в общих чертах излагается история тюркских племен и четырех улусов Чингисхана, о которых более подробно говорится в вышеуказанных нами сочинениях, таких, как Джами от-Тарих Рашид ад-Дина, Тарих-и джохангуши Джувейни и др., и основную часть - собственно историю Тимура.

Из сообщений автора ясно, что идея этого исторического сочинения принадлежит сыну Шахруху Ибрахиму Султану, при дворе которого служил Шараф ад-Дин Али. Правитель задумал создать книгу о своем могущественном деде и в 822 (1419-1420 гг.) отдал распоряжение о сборе материалов о Тимуре. "В "Мукаддиме" этот процесс освещен довольно подробно. Собранные сведения сопоставляли с устными рассказами очевидцев, а затем Шараф ад-Диннну Али было предложено познакомиться с материалами и сказать свое мнение Ибрахиму Султану, после чего автор приступил к написанию книги".

3

Собранные источники автор делит на три группы: записи рассказов очевидцев, свидетельства знатоков тюркских и персидских источников. При написании работы все сведения о датах, местностях и географических названиях согласно приказу Ибрахима Султана тщательно проверялись и лишь после этого передавались Шарафад-Дину Али. По высочайшему повелению автор должен был написать книгу ярким, образным, понятным языком и в то же время он обязан был строго соблюдать документальность, не отступать от первоначальных источников и ничего не приукрашивать. Так была создана очень большая по объему официальная история Тимура.


15 в. для Средней Азии является периодом ожесточенной борьбы двух мировоззрений; представителем одного из них, ориентированного на разумное соотношение религиозных установок и требований жизни, был внук Тимура –Улугбек, сорок лет правивший в бывшей столице Тимура Самарканде; представителем другого, был "его младший современник, дервиш из ордена Накшбандиев - Ходжа Ахрор, через два года после смерти Улугбека воспользовавшийся своим религиозным авторитетом для захвата политической власти и в течение сорока лет также правивший страной через подставных лиц из действительных или мнимых потомков Тимура"4

Среди научных дисциплин, которыми интересовался Улугбек, особое место принадлежало астрономии. Поэтому спустя четыре года после окончания строительства медресе, было начато строительство обсерватории, т.к. последняя мусульманская обсерватория, построенная в 1259 г. в Мергане по инициативе Насира ад-Дина Туси, уже в первой половине 14 в. лежала в развалинах.

Абу Тахир Хаджа Самарканди так описывает это событие: "Через четыре года после основания медресе, Мирзо Улугбек, посоветовавшись с Казы-Заде Руми, Мавляно Гиясаддином Джемшидом и Мавляно Муиддином Каши, воздвиг у подошвы Кухака, на берегу арыка Аб-и Рахмат здание обсерватории, вокруг которой построил высокие худжры, а у подошвы холма разбил прекрасный сад, где и проводил большую часть своего времени"5. Тоже и у Бабура: "У подошвы Кухака Мирза Улугбек воздвиг огромной высоты трехэтажное здание обсерватории для составления астрономических таблиц".

Как говорил Алишер Навои, "все сородичи Улугбека ушли в небытие. Кто о них вспоминает в наше время? Но Улугбек протянул руку к наукам и добился многого."

Главным результатом научной работы Улугбека и его соратников являются "Новые астрономические таблицы", завершенные в основном в 1437г., но работы над ними продолжались до последних дней жизни Улугбека.

Работа состоит из обширного введения (теории) и собственно таблиц. Первая часть посвящена истории летосчисления у различных восточных народов, а вторая - вопросам практической астрономии; третья - изложению теории планет и небольшая четвертая часть -астрологии.

Возникновению "Новых астрономических таблиц" предшествуют следующие события.


Первый во времени каталог звезд был составлен Гиппархом. Он содержит сведения о положении 1022 звезд и помещен в Птолемеевом Альмагесте. Эти каталоги имеют громадную научную ценность и являются прекрасным источником для изучения движения небесных тел.

"По существу, после Гиппарха, вторым астрономом, составившим фундаментальный каталог звезд, был Улугбек. Его каталог имеет гораздо большую ценность, ибо он основан на положении звезд, действительно определенных в Самаркандской обсерватории. Он представляет по существу второй серьезный каталог за 16 столетий. Только два астронома поняли до 15 в. важность звездных каталогов - Гиппарх и Улугбек".6

Со смертью Улугбека обсерватория прекратила свое существование. Её здание и инструменты были уничтожены и растащены по частям. Коллектив ученых вынужден был бежать из Самарканда в другие страны Востока. Еще в 15 - начале 17 вв. остов здания возвышался на холме Кухак.7 Усилиями Али-Кушчи, который после смерти Казы-Заде Руми в 1437 г. стал помощником Улугбека, в 1437 г. работа над Зиджом была в основном завершена, о чем выше сообщалось, хотя и продолжалась вплоть до 1449 г. Это объясняется необходимостью выполнения намеченной ранее астрономической школой Улугбека 30-летней научной программы. С согласия Улугбека дальнейшую работу по этой программе в 1437-1449 гг. ведет его ученик Али-Кушчи. Именно в этот период познания в области астрономии и математики впоследствии были признаны современниками.

Безвременная смерть его учителя вынудила Али-Кушчи эмигрировать в Турцию. Благодаря Али-Кушчи "Зидж-и Гурагони" и ряд других ценных рукописных книг оказались сохраненными и ныне стали достоянием мировой культуры.

Несмотря на то, что среднеазиатская историография эпохи Улугбека весьма богата, к сожалению многие труды самаркандской научной школы 15 в. до нас не дошли: часть из них утеряна, часть в свое время была уничтожена, лишь небольшая их часть является украшением немногих крупных библиотек мира. К ним относится труд Али-Кушчи "Трактат по арифметике".

Эта работа написана на таджикском языке и состоит из 3-х частей. Она посвящена истории математики Индии и охватывает отдельные проблемы средневековой астрономии.8 Хранится в Лондонской библиотеке, а также в ИВ АН РУз «Трактат по астрономии», в 1975 был издан в Ташкенте с переводом на узбекский язык. После переселения в Стамбул Али-Кушчи перевел с таджикского на арабский язык свой "Трактат по астрономии" и преподнес султану Турции Мухаммеду II. Им также была написана "Фатхия", которая хранится в библиотеках Софии, Парижа и Стамбула. Умер Али-Кушчи в 1474 г. в Стамбуле.