Файл: 1. Понятие финансовой отчетности и ее пользователи 1 Виды финансовой отчетности и их содержание.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капитальных вложений, осуществляемых экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей годового бухгалтерского отчета и необходимой для реализации контрольных прав участников предприятия.
1.2 Методы анализа финансовых отчетов
Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.
В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:
- абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов:
- сравнимые процентные показатели (Percentage Changes) для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;
- анализ горизонтальных процентных изменений (Horizontal Percentage Changes), характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;
- анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;
- анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;
- сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
- сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;
- анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.
Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия СПК «Нелюбино»
2.1 Организационная характеристика предприятия
СПК (колхоз) «Нелюбино» организован на базе СПК (колхоз) «Родина» на основании разделительного баланса методом выделения. Зарегистрировано муниципальным учреждением «Регистрационная палата Томского района» 25.06.02г., № 829. Центральная усадьба СПК (колхоза) «Нелюбино» находится на территории села Нелюбино Томского района Томской области и расположена в 28 км от областного центра г. Томска. В состав хозяйства входят два населенных пункта: с. Нелюбино, с. Кудринка.
Организационно - правовая форма - частная. Вид деятельности - сельское хозяйство (растениеводство и животноводство). Площадь хозяйства 7181 га.
Реализация продукции по направлениям идет не равномерно, что говорит о нестабильном положении в СПК (колхоз) «Нелюбино», это четко прослеживается в таблице 1
Специализация сельскохозяйственной зоны или отдельного предприятия заключается в выделении главной отрасли и создании условий для её преимущественного развития. Оно характеризует производственное направление и определяет отраслевую структуру зоны или хозяйства. В животноводстве возможна более узкая специализация, чем в растениеводстве, так как производство ряда видов продукции животноводства может быть прямо не связано с землей.
Экономическое значение рациональной специализации сельскохозяйственного производства состоит в том, что она создает условия для более эффективного использования главного средства производства -земли. Увеличение на этой основе количества и улучшения качества продукции растениеводства и животноводства, является главной задачей сельского хозяйства. Специализация открывает широкие возможности для дальнейшего улучшения использования трудовых ресурсов села, существенно меняет профессиональную структуру работников растениеводства и животноводства, повышает квалификацию и специализацию кадров, что, в конечном счете, способствует повышению производительности сельскохозяйственного труда. Специализация является решающим условием повышения эффективности использования капитальных вложений и основных средств, внедрение в производство достижений научно - технического прогресса и передового опыта, а также интенсивных технологий. При специализации достигается снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.
Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственных предприятий, является структура товарной продукции.
Из анализа данных таблицы 1 следует, что в целом по предприятию выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2007г на 12510 тыс. руб. (на 20,1 %) в 2009г.
Выручка увеличилась за счет увеличения сумм выручки таких видов продукции как молоко - на 10173тыс.руб (на 24,5%), прироста живой массы скота - на 851 тыс.руб (на 15,5%), продукции животноводства в переработанном виде - на 2310тыс.руб (на 311%).
Наибольший удельный вес в общей выручке занимает выручка от реализации молока (в среднем за три года на 84,48%), на долю прироста живой массы КРС приходится 10,13%, 2,98% от общей выручки приходится на продукцию животноводства, реализованную в переработанном виде. Остальные виды продукции имеют незначительный удельный вес.
Таблица 1 - Специализация (по структуре выручки за реализованную продукцию)
| | | | | | | | | |
Вид продукции и отрасли | Выручка от реализации, тыс. руб. | Структура выручки, % | Средн. уд. вес, в % | Ранг | | | | | |
| 2007 | 2008 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 | | | |
1 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Зерновые и зернобобовые | 1307 | 187 | 478 | 2,63 | 0,28 | 0,77 | 1,23 | 4 | |
Прочая продукция раст-ства | 137 | 108 | 48 | 0,28 | 0,16 | 0,08 | 0,17 | 6 | |
Итого продукции растениеводства | 1444 | 295 | 526 | 2,9 | 0,44 | 0,84 | - | - | |
Молоко цельное | 41476 | 57454 | 51649 | 83,37 | 87,12 | 82,96 | 84,48 | 1 | |
Скот и птица в живой массе: | 5553 | 6066 | 6414 | 11,16 | 9,2 | 10,3 | - | - | |
-КРС | 5487 | 6054 | 6338 | 11,03 | 9,18 | 10,18 | 10,13 | 2 | |
-Лошади | 66 | 12 | 76 | 0,13 | 0,02 | 0,12 | 0,09 | 7 | |
Прочая продукция животноводства | 535 | 456 | 619 | 1,08 | 0,69 | 0,99 | 0,92 | 5 | |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 743 | 1675 | 3053 | 1,49 | 2,54 | 4,9 | 2,98 | 3 | |
Итого продукция животноводства | 48307 | 65651 | 61735 | 97,1 | 99,55 | 99,16 | - | - | |
Всего по организации | 49751 | 65946 | 62261 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - | |
| | | | | | | | | |
На основании данных таблицы 1 рассчитаем коэффициент специализации и определим уровень специализации предприятия.
Кс = , (1)
где Im - удельный вес товарной продукции в структуре реализованной продукции по хозяйству;
i - Порядковый номер товарной продукции по удельному весу.
Ксп=100/(1,23*7)+(0,17*11)+(84,48*1)+(10,13*3)+(0,09*13)+(0,92*9)+ (2,98*5)=100/149,7=0,67 - углубленный уровень специализации.
Средний коэффициент специализации за три года составил 0,67.
СПК (колхоз) «Нелюбино» имеет животноводческую направленность и специализируется на производстве и реализации молока. Уровень специализации за исследуемые три года углубленный, о чем свидетельствует средний коэффициент специализации равен 0,67, т. е. предприятие имеет низкий ассортимент продукции.
2.2 Анализ основных параметров деятельности предприятия
Основные производственные ресурсы являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов. К производственным основным ресурсам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормально существования и служат для хранения и перемещения предметов труда.
Основные экономические показатели рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные экономические параметры деятельности предприятия
| | | | | | |
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Абсол. отклонения | Темп прироста,% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Общая земельная площадь, га | 7114 | 7103 | 7103 | -11 | -0,15 | |
- в т.ч. площадь сельскохозяйственных угодий, га | 4083 | 4004 | 4004 | -79 | -1,93 | |
2. Среднесписочная численность работников предприятия, всего, чел. | 190 | 188 | 185 | -5 | -2,63 | |
- в т.ч. среднесписочная численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел. | 188 | 186 | 183 | -5 | -2,66 | |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, всего, тыс. руб. | 53289 | 72117 | 91124 | 37835 | 71 | |
4. Наличие на конец года, всего, шт. | | | | | | |
тракторов | 29 | 30 | 31 | 2 | 6,9 | |
комбайнов | 14 | 15 | 10 | -4 | -28,6 | |
- зерноуборочных | 7 | 7 | 8 | 1 | 14,29 | |
- силосоуборочных | 7 | 8 | 2 | -5 | -71,43 | |
5. Наличие энергетических мощностей, л.с. | 20066 | 20245 | 20170 | 104 | 0,52 | |
6. Отпущено электроэнергии на производственные цели, тыс. кВт. ч | 1786 | 1980 | 2108 | 322 | 18,03 | |
7. Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. | 42895 | 50725 | 60351 | 17456 | 40,69 | |
8. Вся посевная площадь, га | 3710 | 3510 | 3510 | -200 | -5,39 | |
9. Посевная площадь, га | 3710 | 3510 | 3510 | -200 | -5,39 | |
зерновых и зернобобовых культур | 2100 | 2100 | 2200 | 100 | 4,76 | |
многолетние травы | 934 | 900 | 900 | -34 | -3,64 | |
однолетние травы | 676 | 510 | 410 | -266 | -39,35 | |
10. Среднегодовое поголовье КРС, голов | 1998 | 1944 | 1889 | -109 | -5,46 | |
11. Всего скота в переводе на условные головы | 2045 | 2224 | 2107 | 62 | 3,03 | |
12. Объем производства основных видов продукции, ц | | | | | | |
зерна (в массе после доработки) | 32740 | 42940 | 58406 | 25666 | 78,39 | |
молока | 63477 | 68724 | 73544 | 10067 | 15,86 | |
КРС | 905 | 990 | 1129 | 224 | 24,75 | |
прирост живой массы | 2280 | 2290 | 2107 | -173 | -7,6 | |
| | | | | | |