Файл: Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников
1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников
1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников
1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования
Наше исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Быков,
Первая группа - экспериментальная:
В качестве экспериментальной группы была избрана 2-я младшая группа в количестве 20 человек
Воспитатель - Ли Л.В., 1 квалификационная категория 15 лет.
В группе 20 человек (3 лет). Из них: 14 девочек и 6 мальчиков. Большинство детей имеют уравновешенный характер, 4 человека отличаются повышенной возбудимостью. У 4 детей наблюдаются проблемы с речью.
Вторая группа - контрольная.
В контрольной группе 20 человек. Из них 13 девочек и 7 мальчиков. 1 ребенок из неполной семьи. Дети данной группы в целом имеют уравновешенный характер, но есть дети с повышенной возбудимостью.
В соответствии с планом исследования работы было проведено наблюдение с целью: выявить начальный уровень исполнительских способностей дошкольников средствами имитационных упражнений.
Объект. Театрализованная деятельность в младшей группе «Волшебный сундучок»
Цель: определить уровень развития способности ребенка имитировать характерные особенности героя (голос, движения)
Продолжительность - 15.25-15.40
Предполагаемый результат. Дети отгадывают, из какой сказки герои, рядятся в костюмы и изображают их в игре-имитации.
обратить внимание на следующие вопросы:
-эмоциональную активность при выборе роли
- использование при изображении особенностей персонажа (голоса, движений)
- умение следить за развитием событий.
Отчет. В результате наблюдения за действиями детей контрольной и экспериментальной групп можно сказать следующее: дети с интересом отгадывают загадки о героях, которые «прятались в сундучке», но не все были активны в выборе роли. Если, передавая особенности персонажа, голос задействовали все, то с имитацией движений возникли трудности. В процессе игры не проявлялось творчество и самостоятельность, так как дети действовали по образцу воспитателя. Мало кто из дошкольников следил за развитием событий. Когда речь шла, например, о цыплятах - действовать должны были только те, кто изображал цыплят.
Рисунок 1. определения уровня способности имитировать характерные особенности героя в экспериментальной группе на констатирующем этапе
.№ 1- 80% затрудняются в имитировании характерных движений, действуют по образцу воспитателя, не активны в выборе роли, не следят за развитием событий.
№ 2- 20% проявляют эмоциональную активность, передают особенности персонажа через голос, движение.
Также был использован метод экспертной оценки, с целью выявить уровень формирования исполнительских умений в играх-имитациях. Экспертами выступали:
Неретина Е.Н. - воспитатель 1 квалификационной категории, педагогический стаж работы 26 лет.
Маламура З.Ф. - воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 24 года
Бабакина Е.В. - заместитель заведующего по воспитательной работе, высшая квалификационная категория, педагогический стаж работы 14 лет.
Разработали критерии уровня развития актерских способностей через театрализованную деятельность:
-к «Высокому» уровню были отнесены дети, которые внимательно слушали произведение, следили за развитием событий и взаимодействий персонажей. Были активны при выборе роли и средств перевоплощения, последовательно и выразительно передавали тексты, вступали в ролевое взаимодействие с персонажами, использовали элементы образных средств (мимики, жестов, интонации)
- к «Среднему» уровню были отнесены дети, активные в выборе роли, использовании художественно-образных выразительных средств, но не всегда точно и последовательно передавали текст, имитировали движения персонажа
- к «Низкому» уровню были отнесены дети, нарушавшие последовательность событий, не использующие выразительные средства, не умеющие передать характерные особенности персонажа.
Таблица 1
Результат уровня определения развития исполнительских способностей на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ |
Имя |
В |
С |
Н |
1 |
Антон |
+ |
||
2 |
Аля |
+ |
||
3 |
Вика |
+ |
||
4 |
Никита |
+ |
||
5 |
Лиза Е. |
+ |
||
6 |
Полина |
+ |
||
7 |
Зарина |
+ |
||
8 |
Никита |
+ |
||
9 |
Виталина |
+ |
||
10 |
Денис |
+ |
||
11 |
Даша |
+ |
||
12 |
Дима |
+ |
||
13 |
Галя |
+ |
||
14 |
Геля |
|||
15 |
Оля |
|||
16 |
Артем |
|||
17 |
Лиза Ч. |
|||
18 |
Василиса |
|||
19 |
Арина И. |
|||
20 |
Арина П. |
|||
При проведении метода экспертной оценки на констатирующем этапе было выявлено: среднему уровню соответствует 20%, низкому - 80% дошкольников.
Рисунок 2. Уровень определения исполнительских способностей через театрализованную деятельность на констатирующем этапе в экспериментальной группе
Таблица 2
Результат определения развития исполнительских способностей в играх-имитациях на констатирующем этапе в контрольной группе
№ |
Имя |
В |
С |
Н |
1 |
Артем |
+ |
||
2 |
Оля |
+ |
||
3 |
Гарник |
+ |
||
4 |
Эмилия |
+ |
||
5 |
Диана |
+ |
||
6 |
Алекса |
+ |
||
7 |
Даша О. |
+ |
||
8 |
Даша Г. |
+ |
||
9 |
Лиза |
+ |
||
10 |
Таисия |
+ |
||
11 |
Даня |
+ |
||
12 |
Женя |
+ |
||
13 |
Дима |
+ |
||
14 |
Даша Е. |
+ |
||
15 |
Эля |
+ |
||
16 |
Полина |
+ |
||
17 |
Миша |
+ |
||
18 |
Соня |
+ |
||
19 |
Арина |
+ |
||
20 |
Виталя |
+ |
||
21 |
Итого |
- |
5 |
15 |
22 |
% |
- |
25 |
75 |
При проведении метода экспертной оценки на начальном этапе было выявлено: средний уровень составил 25%, низкий 75%.
Таким образом, проведенные методы исследования позволяют сделать следующие выводы: в контрольной и экспериментальной группе у дошкольников слабо проявляются исполнительские способности. Выражается это в том, что дети
неактивны в выборе роли, не проявляют самостоятельность в передаче особенностей героя
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников
Наблюдение показало, что у младших дошкольников слабо развиты умения имитировать особенности героев.
Цель формирующего этапа эксперимента:
- развивать у детей воображение, поощрять исполнительское искусство, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
- создавать условия для совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Формирующий этап состоит из цикла занятий по театрализованной деятельности по программе М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
Безусловно, что при организации театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства.
При чтении произведения я старалась проявлять искренность, свое эмоциональное отношение к тем или иным ситуациям. Изображая детям героев, следила за своей актерской активностью, чтобы не подавить ребенка, превратив его в зрителя.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев использовала проблемные ситуации. Показывая детям иллюстрацию с лисой, спрашивала: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Зайкина избушка»? Почему вы так решили?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
При рассматривании с детьми иллюстраций в детских книгах особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей: «Что с ним? Почему он плачет?» и др. Позже это получило отражение в умении детей самим передавать разное эмоциональное состояние персонажа (радости, грусти, страха, испуга).
Передавать характер персонажей в движении помогала музыка. Например, после прослушивания музыкального отрывка спрашивала: подходит ли эта композиция для образа героя и просила его изобразить (имитационные упражнения). Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, учила их подмечать различия в характере одного образа: «Чем отличается лиса Лиза от лисы Василисы?»
Разыгрывание эпизодов сказок или драматизация произведения целиком позволяло знакомить детей с различными выразительными средствами: речь, мимика, жесты, движения. В начале фрагменты сказок использовались как упражнения. Например, детям предлагалось попроситься в теремок как лягушка, медведь, зайчик. После этого я спрашивала, кто из них был больше похожим по голосу, манерам на этих персонажей. Дети учились словесному перевоплощению, стремясь чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались.
Я стремилась предоставлять детям больше свободы в действиях, возможности пофантазировать при имитации движений.
В работе использовала прием произнесения привычных слов с разной интонацией. Такие упражнения закономерно приводили к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, злость, удивление, грусть и т.д.)
Для подготовки речевого аппарата произносить текст с разными интонациями использовала дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику. Развитию мышления помогали пальчиковые игры.
Эксперимент проходил в форме театрализованной деятельности «Стоит в
поле теремок, теремок» Задачи:
- учить внимательно слушать
- развивать воображение, двигательную способность
- формировать умение имитировать голос и движения героев
- воспитывать умение держаться раскрепощенно.
Материал: волшебная шкатулка с героями настольного театра «Теремок», элементы костюмов.
Ход:
-организация детей ритмической гимнастикой
-артикуляционная гимнастика
-сюрпизный момент, отгадывание загадок (игра «Угадай, о ком говорю»)
-игра-имитация (предложить имитировать голос, движения персонажа)
-похвалить детей за старания
- предложить попрощаться с героями сказки.
Театрализованная деятельность 1. «Язык жестов»
Задачи:
- познакомить детей с тем, что помогает в изображении кого-то или чего-то (жесты - определенные движения и мимика - выражение лица)
-развивать фантазию
-формировать дружеские взаимоотношения
- поощрять индивидуальность детей в передаче образов
Материал: шапочки героев
Ход:
1.организация детей, упражнение на воображение «Где мы были не скажем»
2.создание игровой мотивации (дети ищут бабушку, находят куклу, которую педагог надевает на руку)
3.игра «Диктор» 4.загадки бабушки
4.имитационные упражнения «Изобрази героя» похвалить детей за старания.
Театрализованная деятельность 2. «Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить».
Задачи
-создать положительный эмоциональный настрой
-упражнять в разнообразном интонировании вежливых слов
- формирование выразительности исполнения (выражением эмоций грусти и радости)
Материал: элементы костюмов героев сказки о невоспитанном мышонке, деревья, пеньки.
Ход:
-чтение стихотворения «Добрые слова»
-игра на интонирование вежливых слов
-разыгрывание этюдов по сказке С.Прокофьевой, используя мимику, жесты, голос